Две сотни поправок в законодательство Казахстана о ЖКХ не помогли

4 мая 2017 в 18:28, просмотров: 412

Сегодня основной жилищный фонд и инженерные сети страны нуждаются в капитальном ремонте. Государство ежегодно выделяет десятки миллиардов тенге на эти цели, что ситуацию, однако, кардинально не меняет. В этой связи чиновники намерены пересмотреть работу КСК и тарифообразование.

На протяжении последних лет модернизация инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства и систем тепло-, водоснабжения и водоотведения производится в рамках государственной программы инфраструктурного развития “Нурлы Жол”.

Однако вложенные казенные миллиарды не сильно спасают ситуацию, которая усугублялась долгое время. Поэтому решено менять подходы тарифной политики. Для этого разработан новый законопроект “О естественных монополиях”, который уже в мае поступит в мажилис. Примечательно, что действующий сейчас закон, принятый еще в далеком 1998 году в условиях мирового финансового кризиса, “пережил” более 200 поправок. Но он не предусматривает прозрачного процесса тарифообразования, не содержит стимулов снижения затрат и повышения эффективности. Новый же закон обеспечит поэтапный переход от затратного к стимулирующим и другим методам тарифного регулирования. Тарифы на услуги субъектов естественной монополии будут устанавливаться в зависимости от повышения эффективности их деятельности и соблюдения стандартов качества услуг. Кроме того, повысятся прозрачность механизма тарифообразования и его понимание потребителем.

Новый подход разработан совместно с международными экспертами, учтен опыт европейских стран и США. Правительство совместно с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) реализует исследовательский проект “Регулирование в инфраструктуре и разработка тарифной политики”, состоящий из двух фаз. Так, вначале провели анализ тарифной политики, нормативной базы и процесса регулирования естественных монополий в Казахстане. По итогам разработали рекомендации. В частности, с 1 апреля 2015 года в республике внедрена новая тарифная политика по переходу субъектов естественных монополий на долгосрочные тарифы (пять и более лет). Сегодня уже 87 субъектов взяли это за правило. Основные задачи новой тарифной политики - не повышение тарифов, а привлечение инвестиций, а также обеспечение предсказуемости изменения тарифов на долгосрочный период, прогнозируемости их для инвесторов и разумного роста для населения.

В целом в стране насчитывается более 78 тысяч многоквартирных домов. И 26,2 процента из них нуждаются в капитальном ремонте, а 2266 и вовсе находятся в аварийном состоянии. При этом в республике всего 2984 КСК. Основная часть управляется собственниками квартир либо выборными или наемными физическими и юридическими лицами. Проблем в жилищном секторе немало. В частности, согласно законодательству (ст. 31 Закона “О жилищных отношениях”) собственники квартир обязаны ежемесячно вносить на сберегательный счет 0,02-кратного МРП за один квадратный метр. Однако на деле этого не происходит. В деятельности органов управления отсутствует прозрачность. КСК, у которого 50 домов, все деньги собирает на один счет и неизвестно как тратит. Порой 80-90 процентов средств уходит только на административные расходы - заработную плату персоналу. Существует проблема освобождения от должности и увольнения руководителя органа управления. В соответствии с действующим законодательством это весьма затруднительный процесс. Кроме того, в законе отсутствуют основные обязанности органов управления. Чиновники, изучив международный опыт управления многоквартирными жилыми домами в европейских странах, предлагают распространить его в Казахстане. В частности, там на каждый дом свой совет дома и отдельный счет в банке. Так называемый совет заключает договоры на управление с сервисной компанией и осуществляет текущий ремонт дома своими силами либо нанимает строительные организации.

Помимо этого, чтобы сделать работу КСК прозрачной, разрабатывается единая информационная система для жилищного сектора. После ее введения будет видно, какая квартира сколько платит и на что эти деньги расходуются.

В Закон “О жилищных отношениях” с 1997 года кардинальных изменений по работе КСК не вносилось, и существующие меры не позволяют эффективно регулировать эту сферу. В этой связи Министерство национальной экономики сегодня разрабатывает поправки в жилищное законодательство с учетом поступающих жалоб из регионов. По итогам работы законопроект будет размещен в интернете для публичного обсуждения.




    Партнеры