В Казахстане появилось новое оружие против рака

Если один снайпер в состоянии определить успех боевой операции, то три снайпера могут изменить ход войны

Казахстан достиг заметных успехов в области лечения онкологических заболеваний, смертность от них снизилась более чем на 30 процентов. Но с помощью новейшего оборудования этот показатель можно значительно улучшить. Осталось лишь научиться им пользоваться.

Если один снайпер в состоянии определить успех боевой операции, то три снайпера могут изменить ход войны

Получить диагноз за несколько часов

Добиться значительного прорыва в области онкологии удалось в первую очередь за счет повышения уровня диагностики опухолей — чем раньше выявлено онкозаболевание, тем выше шансы сохранить жизнь и здоровье пациенту. И если недуг выявлен, то счет идет даже не на считанные дни, а на часы. Тут дорога каждая минута.

Но, зная это, медики не всегда способны быстро подобрать правильный комплекс лечения, и чаще всего снижение оперативности связано с ожиданием результатов анализов.

Основным препятствием является сложность многих процессов, ведь тот же рентген-снимок и даже МРТ не дают полностью развернутой картины, здесь нужны раскладки на клеточном уровне. До последнего времени для того, чтобы убедиться в правильности подобранной схемы лечения, обязательным условием являлось проведение биопсии. То есть диагностической процедуры, при которой из «подозрительного» места, например, опухоли, берутся крохотные частицы ткани (биоптат). Основное назначение биопсии — установить: с доброкачественным или злокачественным процессом предстоит бороться. К этой процедуре прибегают и в том случае, когда проводят контроль за непосредственным лечением раковых опухолей.

Правильно взять биопсию — особое искусство, требующее от врача опыта и мастерства. От точности его выбора (в начале своего существования злокачественный очаг бывает совсем крохотным) зависят результат анализа и, соответственно, выбор тактики лечения.

Полученные с помощью биопсии кусочки ткани отправляют в специальную лабораторию, где проводится их гистологический анализ. Он основан на том, что все клетки организма имеют характерное строение в зависимости от того, к какой ткани они принадлежат. При злокачественном перерождении картина кардинально меняется: внутреннее строение клетки нарушается, она перестает быть похожей на соседние. Эти нарушения, как правило, столь значительны, что их можно увидеть в обыкновенный микроскоп. Но этот описанный в двух строках процесс на практике осуществляется очень сложно и сопровождается рядом дополнительных исследований. Вот почему приходится ждать анализа по три-четыре недели.

Однако уже в ближайшее время ожидание можно будет сократить до считанных часов, а для забора даже самых сложных, спрятанных в глубине человеческого тела, образцов уже не потребуется скальпель.

На днях в Алматы прошел VI Съезд онкологов и радиологов Казахстана, на котором были освещены новые возможности для диагностики и лечения онкологических заболеваний. К участию в съезде были приглашены ведущие специалисты республики, стран ближнего и дальнего зарубежья для обмена опытом. А организаторами мероприятия выступили Казахский научно-исследовательский институт онкологии и радиологии (КазНИИОиР) и Казахстанская ассоциация онкологов при поддержке Министерства здравоохранения РК и общественного фонда «Вместе против рака».

Одной из торжественных нот этой сессии стало подписание Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве в области борьбы с онкологическими заболеваниями в РК между КазНИИОиР и компанией «Мерк». Закрепили эту дружбу новейшим оборудованием, которое КазНИИОиР получил в дар от фармацевтической компании. Именно с помощью этого оборудования казахстанцы смогут получать анализы в максимально короткий срок.

Прицельный удар

Новый метод определения биомаркеров — «жидкая биопсия» — уникален не только для Казахстана, но и для мировой медицинской практики в целом. Во всяком случае, наличием подобного оборудования не может похвастаться никто в странах СНГ.

— «Жидкая биопсия» — это новое слово в борьбе с онкологическими заболеваниями, — пояснил вице-президент, руководитель интерконтинентального региона компании «Мерк» Яннис Влонтзос. — Не секрет, что от своевременной и качественной диагностики зачастую зависят процесс и качество самого лечения. Повышая точность анализов, мы повышаем уровень жизни пациентов, снижаем для них дискомфорт, связанный с болезненными ощущениями от традиционной диагностики и долгим ожиданием. Данный инновационный метод молекулярной диагностики RAS-маркеров применяется впервые на территории постсоветского пространства именно в Казахстане, даже Россия пока не имеет возможности производить «жидкую биопсию». Мы верим, что онкологические заболевания можно победить, особенно если их вовремя диагностировать. Эта технология позволит реализовать наше желание предоставить в распоряжение как можно большего числа пациентов с метастатическим колоректальным раком возможности проведения «жидкой биопсии» для оценки биомаркеров RAS, в каком бы географическом регионе они ни находились.

В ответном слове директор КазНИИОиР Диляра Кайдарова также отметила важность этого съезда и расставила основные приоритеты развития казхстанской онкологической службы.

— Конференция насчитывает более 900 делегатов, высококвалифицированных специалистов, между которыми идут плотные дискуссии по обмену опытом, — подчеркивает Кайдарова. — Это поможет нашим медикам улучшить качество оказываемых услуг. Сегодня был поставлен вопрос о трансплантации костного мозга. Вполне вероятно, уже скоро мы начнем новую эру онкологической службы: это трансплантация внутренних органов и трансплантация костного мозга. Но это в будущем, сегодня мы благодарны партнерам, которые подарили устройство, с помощью которого появится возможность получать анализы не через 10-15 дней, как это происходит сейчас, а всего через 2-3 часа.

Оборудование было установлено в конце прошлой недели, и уже начат процесс подготовки врачей: в течение месяца иностранные специалисты будут обучать наших медиков, после чего они смогут работать уже с пациентами. Что касается вопроса о стоимости этого анализа, который на съезде неоднократно задавали медики, то, конечно же, он будет проводиться бесплатно.

Не вдаваясь в сложные и непонятные простому обывателю медицинские термины, «жидкую биопсию» можно сравнить с военно-стратегической разведкой, работающий в «тылу противника». То есть, сделав у пациента забор плазмы крови, будет возможно собрать точные данные о состоянии конкретного человека, «жидкая биопсия» позволяет дать развернутую картину и указывает на уязвимое место злокачественной опухоли. Это дает возможность использовать не «артиллерийский залп», наносящий вред не только пораженным, но и здоровым тканям, а действовать прицельно, со снайперской точностью.

Новый прибор не диагностирует рак, он позволяет за короткое время выбрать максимально комфортное лечение для людей, диагноз которых уже подтвержден. И это очень важно, ведь в таких случаях, когда опухоль прогрессирует, 15 дней на обработку полученных анализов — это непозволительная роскошь.

С «авось» шутки плохи

Конечно же, это устройство не универсально и не может работать абсолютно со всеми видами рака. Молекулярно-диагностическая платформа ориентирована в первую очередь на диагностику колоректального рака (КРР), и этой узкопрофильности есть объективное объяснение.

Дело в том, КРР занимает третье место по распространенности злокачественных новообразований во всем мире, а расчетная заболеваемость превышает 1,36 миллиона новых случаев в год. Непосредственно в Казахстане КРР находится на втором месте по числу больных. По причине поздней диагностики летальность от этого заболевания довольно высока и достигает 40 процентов в течение года с момента выявления болезни. Согласно ориентировочным подсчетам, каждый год в связи с КРР умирают около 694 000 человек в мире, что соответствует 8,5 процента от всех случаев смертности, связанной со злокачественными новообразованиями.

Сейчас во всем мире наблюдается рост онкозаболеваний, и Казахстан не исключение: ежегодный прирост составляет три-четыре процента, за один только 2016 год более 36 000 казахстанцев заболели этой тяжелой формой рака. Но, несмотря на эту динамику увеличения числа больных, в стране прослеживается общее снижение смертности.

Как правило, рак — это не одно конкретное заболевание, а по сути спектр различных болезней, каждая из которых индивидуальна, требующая своего точного подхода. Для обычного человека рак — это почти приговор, но на самом же деле недуг бывает разным, а некоторые его виды легко обнаруживаются и эффективно лечатся. Здесь самое главное — вовремя выявить болезнь.

Как неоднократно подчеркивали онкологи, основная сложность лечения заключается в том, что большая часть пациентов обращается к ним поздно, когда болезнь находится в запущенной стадии. Врачи призывают к ответственности в первую очередь по отношению к самим себе. Необходимо ежегодно проходить скрининговые обследования, которые проводятся бесплатно. Но этой возможностью многие пренебрегают, считая, что их это не коснется…

Возможно и так, но медикам ничего не остается, кроме как констатировать, что наши люди привыкли полагаться на пресловутое «авось», которое не всегда «прокатывает».

Справка "МК": Ras — семейство генов, а также белки, участвующие в передаче данных, и, как правило, именно они осуществляют один из первых этапов передачи сигнала из-за границ клетки. Другая важная функция — регулирование размножения клеток. Ошибки в регуляции Ras могут привести к росту опухоли и метастазированию. Действительно, в 20-25 процентах опухолей человека обнаружены мутации в гене Ras, а в некоторых типах опухолей эта цифра доходит до 90 процентов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру