Более 60 процентов населения СНГ постоянно смотрят сериалы

Телесериалы вытесняют не только классическое кино, но и все остальные виды искусства

Популярность телесериалов растет с каждым годом. Актеры многосерийников уже давно зарабатывают не меньше, а порой даже и больше, чем их «полнометражные» коллеги. В чем причина такой популярности? Мы попытались в этом разобраться.

Телесериалы вытесняют не только классическое кино, но и все остальные виды искусства

Не будет нам покоя

Спросите ваших друзей или коллег, какую книгу они прочитали за последний месяц, и некоторые даже затруднятся ответить. А многим ответить будет нечем. Спросите, какой сериал они посмотрели вчера, и получите подробное описание серии. По статистике около 63 процентов населения СНГ, а опрос и исследование проводились компанией Yandex последние три года, так или иначе постоянно смотрят сериалы. Будь то слезливая мелодрама про девушку из глубинки или ситком (ситуационная комедия. — Прим. ред.) про ядерных физиков, для них всегда найдется своя аудитория. И в этом заключается один из главных факторов этого успеха.

Именно аудитория формирует спрос на тот или иной телевизионный продукт. Технология этого формирования такова, что изначально выпускается пробная серия, «пилот», которую демонстрируют фокус-группам и критикам. Потом на основе их ответной реакции формируется наилучший план продвижения сериала: время и частота показа, сопровождающая реклама и т.д. Ну а после выхода продукта на большой или малый экран, маркетологи корректируют рекламную линию и стратегию продвижения, исходя из реакции уже более широкой аудитории.

Социологи австралийского университета Брисбена провели эксперимент (правда, на своих гражданах, но суть от этого не меняется), который показал, что человек, посмотревший не менее двух серий одного проекта, испытывает острую необходимость посмотреть следующую, либо, по крайней мере, вкратце узнать развитие сюжета и судьбу персонажей. Если же человека лишали такой возможности, то примерно одна пятая респондентов начинала испытывать внутреннее беспокойство, примерно треть наблюдала появление навязчивых мыслей, связанных с сюжетом, а не менее пяти человек из ста и вовсе начинали испытывать негативные эмоции, такие как злость и агрессия.

Причем, если следующая серия еще не вышла, а подопытные узнавали точную дату выхода, симптомы практически сразу пропадали. Психологи связывают это с понятием гештальта (личности, образа, формы). Так называемый незавершенный гештальт будет беспокоить пациента, а в данном случае — зрителя, до тех пор, пока он не «закроется». То есть неразрешенная ситуация будет заставлять раз за разом возвращаться к ней и переигрывать ее до тех пор, пока она не будет окончательно разрешена. В случае с сериалами это может означать только просмотр серии, а в дальнейшем и окончание сериала или истории.

Популярность и влияние сериалов сейчас настолько велики, что психологически неподготовленным людям тяжело адекватно воспринимать повседневную реальность. А проекции из телевизионных сюжетов могут стать причиной вполне реальных нервных срывов и даже конфликтов.

Например, в августе прошлого года в маленьком поселении в Бангладеш двое друзей поссорились из-за эпизода индийской мыльной оперы. Разногласия оказались настолько велики, что этих двоих поддержали около ста человек с обеих сторон. Конфликт достиг таких масштабов, что пришлось вызвать полицию. И пока полицейские не пошли на крайние меры и не пустили слезоточивый газ, осатаневшие сериальные фанаты никак не желали расходиться.

Невозможное становится удобным

Почему же сериалы и их герои так легко вливаются в нашу жизнь? Кандидат философских наук Арсений Хитров утверждает: в первую очередь это связано с тем, что формат сериала прекрасно коррелирует с повседневностью. «Это ключевая культурная форма современности. Она очень удобно ложится на структуру жизни современного горожанина: сериал состоит из некоего большого нарратива, который разделен на главы, где каждая глава — это 40–60 минут. Сериал хорошо укладывается в ритм повседневности», — рассказывает он.

Кроме того, популярность сериалов связана еще и с удобной формой восприятия. Для людей не слишком интеллектуально развитых сериалы — это удобная форма пере- дачи сюжета, не требующая дополнительных усилий и осмысления. В то же время персонажи и сюжет четко демонстрируют некоторые ролевые установки.

То есть зрителю не нужно принимать решения и самостоятельно разрешать ситуацию. Это за него делают герои сериала. Будь то студенты, гангстеры, ядерные физики или спасатели Малибу, сериал предельно четко и в то же время эмоционально ярко показывает, как действовали герои в определенных ситуациях, и предлагает зрителю прочувствовать то же самое.

Таким образом, телевизионный формат позволяет побывать в таких ситуациях, попадание в которые невозможно для зрителя в реальности. Что актуально для тех слоев населения, которые ведут однообразный и даже, может быть, скучный образ жизни. Тем более что некоторые ситуации и типажи не смогут встретиться 99 процентам населения.

Так, например, в сериале «Отчаянные домохозяйки», да и во многих других женских телесериалах обязательно присутствует образ героя-любовника. Обычно он собирательный и содержит как положительные черты, так и недостатки подавляющего числа мужчин. В результате у женщин складывается некоторая проекция, которая сопоставляет героя в фильме с собственным мужчиной и соответственно сопоставляет саму обывательницу с героинями сериала.

Хорошая новость для мужчин — это работает и в обратном направлении. То есть, если мужской персонаж «косячит», героини его обычно прощают, ведь цитирую: «Он ведь такой… Ну вы знаете».

Но парадокс в том, что сериалы завоевали сердца и тонких интеллектуалов. Западный формат общества предусматривает для достижения успеха создание дополнительной информационной ценности. Так называемая добавленная стоимость. Ноутбук от Apple стоит примерно в 12 раз дороже совокупной стоимости деталей, поскольку в его разработку было вложено неимоверное количество интеллектуального труда лучших инженеров.

Это ведет к тому, что современный человек в течение рабочего дня вынужден перерабатывать огромное количество информации, обычно текстовой. Поэтому, приходя домой, он не хочет брать в руки роман, но хочет этот роман так или иначе информационно переработать.

И вот тут на сцену выходят качественные сериалы. Великолепные костюмы, прописанный сюжет с неожиданными поворотами, филигранная операторская работа и качественный монтаж. Прибавьте сюда нехилый бюджет, и «Игра престолов», «Викинги», «Черные паруса», «Фарго», «Черное зеркало» и еще куча сериалов заполоняют эфир.

Фишка в том, что создатели понимают, что не получится засорять мозг зрителя муторными любовными интригами типа «Сан- ты-Барбары». Это время прошло. Продукт должен быть масштабным и качественным. Иначе он не зайдет, а привередливый зритель, кромсая рейтинги, пойдет смотреть сериалы конкурентов. Немаловажен и актерский состав. Качественно исполненные роли и интересные персонажи заставляют зрителя вновь и вновь усаживаться перед экраном и переживать за судьбу любимого героя. Иногда даже больше, чем за собственную.

Чужая жизнь всегда интереснее

Есть такое психологическое понятие, как эмпатия или сопереживание. Смотря на страдания и победы главного героя, зритель пропускает их через свое сознание и опыт. Хорошему персонажу хочется помочь, а плохого наказать.

Кстати, дети, посмотрев всего одну серию какого-нибудь сериала, не всегда могут однозначно сказать, какой из персонажей является отрицательным, при том, что для взрослого человека выбор будет очевиден. «Это связано в первую очередь с тем, что взрослый человек, глядя на экран, как бы переносится в предлагаемую вселенную. И ему это нравится. Ведь там он переживает те эмоции или ситуации, которые либо вообще не получится пережить, либо реагировать на них не принято. Причем переживает на основе собственного сознания и эмоционального состояния. Дети, с одной стороны, более широки в эмоциональном плане, а с другой — не имеют достаточно опыта, чтобы интерпретировать происходящее на экране однозначно», — рассказывает детский психолог Алиса Смирнова.

«Но ведь в фильмах то же самое», — ответит внимательный читатель. Чем же сериалы кардинально отличаются от кино, и почему они зачастую вытесняют его? Ответ прост. Хронометраж одной кинокартины ограничен. Это могут быть полтора часа, два, даже четыре. Но это небольшой, можно сказать, концентрированный отрезок времени. И за это время режиссеру необходимо донести и всю сюжетную линию, и конечную мысль.

Сериал же может длиться неограниченно много времени, неделя за неделей предлагая зрителям ту, альтернативную жизнь. Тут, кстати, играет роль еще и дополнительное тщеславие самих зрителей. Зачастую именно они решают, выходить ли продолжению сериала, и даже иногда, путем голосования, решают судьбу персонажей. Особенно удачно это получается, когда каждая серия имеет «открытую» концовку, то есть несколько вариантов развития сюжета. Доходит до того, что зрители могут виртуально убить особенно непонравившегося персонажа и даже воскресить любимчика. Такие действия, конечно же, невозможны в реальности, что дает зрителю ощущение собственной уникальности и власти.

Именно эти чувства, кстати, способствуют тому, что зрители продолжают смотреть сериал, даже когда он им не нравится. Возможность высказать свое мнение на форуме и даже, может быть, потенциально повлиять на развитие сюжета заставляет их смотреть очередную серию хотя бы для того, чтобы удостовериться — были ли их предложения услышаны. Причем при отрицательном результате досады зрители обычно не испытывают. Здесь работает этакий принцип избирательности сознания.

Другими словами, мозг с удовольствием воспринимает новые для себя эмоции, с радостью реагирует на новую сюжетную информацию, но сразу же блокирует негативные эмоции от того, что ваш голос не был услышан. «Это же всего лишь сериал, подумаешь! Пойду лучше что-нибудь другое посмотрю», — говорит он в таких ситуациях.

Вообще, с психологической точки зрения, феномен сериалов довольно сложен и уж точно неоднозначен. Кто-то смотрит их, чтобы убежать от реальности, а кто-то — для того, чтобы «убить» время в поездке. Есть те, кто ставит их фоном во время приготовления ужина, а бывают зрители, бросающие все дела для просмотра очередной серии.

Психологи до сих пор спорят о том, почему многие зрители предпочитают смотреть сериал в момент выхода, неделя за неделей, а другие ждут окончания как минимум сезона, чтобы проглотить все скопом.

Ясно одно. Сериалы, будь то «Ментовские войны», современное изложение «Шерлока Холмса» или история подростков, попавших в школу с вампирами, плотно захватили наше общество. И выпускать не собираются. Кино, конечно, «будет сопротивляться». Но это сопротивление уже можно назвать агонией. Современная тенденция такова, что появляется все больше хороших многосерийников и все меньше великих фильмов. А только великие фильмы смогут конкурировать с великим же феноменом телевизионного сериала.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру