Насколько ОДКБ готова отразить угрозы времени?

Эффективно отвечать вызовам времени — это искусство, стратегия и способность договариваться с союзниками

Очередное заседание Межпарламентской ассамблеи стран ОДКБ и СНГ состоялось на прошлой неделе в Санкт-Петербурге. Казахстанскую делегацию, участвовавшую в форуме, возглавлял председатель сената республики Касым-Жомарт Токаев.

Эффективно отвечать вызовам времени — это искусство, стратегия и способность договариваться с союзниками

Найти свой, общий знаменатель

Уж четверть века минуло с тех пор, как был подписан Договор о коллективной безо-пасности стран в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). А десять лет назад была создана Парламентская ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности. Решением совета коллективной безопасности ОДКБ, который образуют главы государств-участников, она стала уставным органом организации. С тех пор ее работа происходит в тесном контакте с парламентами стран-участниц.

На этот раз в Санкт-Петербурге лишь часть заседания делегаций проходила в открытом режиме. Что касается основных вопросов, то они рассматривались за закрытыми дверями, что особо подчеркивает важность обсуждаемых тем.

Если говорить об основных вопросах, обсуждаемых на заседании, то едва ли не самым главным из них был вопрос координации действий государств в случае реальной опасности, которую в свете последних мировых тенденций исключать нельзя ни в коем случае. И, что не менее важно, правового обеспечения этих действий.

Проще говоря, речь шла о законодательной базе, которая нуждается в постоянном совершенствовании и дополнении, в которой теперь необходимо предусмотреть совместное противодействие различным деструктивным процессам, столь популярным в мире в последнее время. Ведь жизнь сегодня такова, что при любом, даже самом человеколюбивом и гуманном раскладе обязательно найдется какая-нибудь… правозащитная организация, подзуживаемая заинтересованными странами, которая будет громко кричать о «вопиющих фактах нарушений прав человека» независимо от того, имели они место или нет.

Это лишь один из элементов информационной войны, которая сейчас в самом разгаре.

Угрозы, они разные, и меньше их не будет

С точки зрения международного права ситуация в мире складывается весьма интересно. Жизнь показывает, что это самое международное право иногда можно трактовать так, как удобно, в зависимости от целей и задач. Это понятно. Волна цветных революций, так удачно совпавшая со стратегическими интересами одной великой заморской державы, налетела на серьезный волнорез и теперь расплескивается на мелкие брызги. Заморские интересы, таким образом, оказались под угрозой.

В ход пошли правозащитники, привыкшие считать ту самую державу эталоном демократии и соблюдения прав человека, поскольку с ее хозяйской руки в большинстве своем они и кормятся. А потому даже и мысли не допускают, что она может что-то делать незаконно. Хотя примеров полно.

Другое дело те, на чью землю пришла подготовленная за океаном и инспирированная «правозащитниками» революция. Неважно, какая — социальная, религиозная или революция «гидности». Местные власти тут же подвергаются самым страшным обвинениям со стороны «демократического мира», представляющим собой, в общем-то, дежурный набор — непропорциональное применение силы, убийство мирных граждан и т.д.

А если к тому же было со стороны атакованного революционерами правительства обращение за помощью к союзникам, то все «прогрессивное человечество» узнает об «оккупации и массовых казнях» и начинает требовать трибунала в Гааге для нарушителей международного права. А в стране, тем временем, наступает выгодный кому-то хаос.

За примерами далеко ходить не надо. У нас под боком произошли целых две революции за короткий срок. Причем вторая понадобилась, чтобы расправиться с героем первой, свергнувшим «сатрапа», но не оправдавшим надежд вдохновителей. А вот нынешний президент соседней братской страны решил уберечь ее от раскачивания на волнах демократии и разместил на своей территории войска ОДКБ. О чем стали щебетать после этого правозащитники, смотрите выше.

Но когда речь идет о национальной безопасности, на это щебетание стоит обращать внимание меньше всего.

Сегодня гораздо более важно сближение законодательств стран — участниц ОДКБ во имя общего противостояния не только цветным революциям, но и религиозному экстремизму, и терроризму на этой почве. Именно с этой целью на ассамблее было выдвинуто предложение о создании реальной антитеррористической коалиции на евразийском континенте.

Ни для кого не секрет, что ОДКБ и ее Парламентская ассамблея — это военно-политическая структура. Исходя из этого несложно догадаться, о каких еще угрозах шла речь на заседании. Это прежде всего ситуация в Афганистане, которая до сих пор остается тревожной. Причем как по периметру границы, так и на внутренней территории.

Большая часть натовского контингента на сегодняшний день покинула страну. И теперь ситуацию следует оценивать в другом ключе. Речь уже давно идет не столько о проблеме наркотрафика (хотя и о ней тоже), сколько о проблеме международного терроризма, которая в концентрированном виде отражается в Афганистане, куда сегодня стекаются боевики из Ближнего Востока. Тем самым создается реальная угроза южным рубежам стран ОДКБ.

Казалось бы, это дело военных. И депутаты парламентов тут не особенно-то и должны быть задействованы. Но это только на первый взгляд. Потому что любые инициативы, будь то гражданские или военные, требуют финансирования. То есть бюджетных затрат. Бюджеты, в свою очередь, рассматриваются парламентами. А председатели парламентских комитетов по обороне и безопасности, зная ситуацию не понаслышке, прекрасно себе представляют, что нужно делать в этом направлении.

За время существования ОДКБ сформировалась военная составляющая этой структуры. Это коллективные силы оперативного реагирования, располагающие достаточно мощным потенциалом, позволяющим решать любые задачи по защите интересов стран-участниц. Силы эти достаточно мобильны, вооружены и обеспечены самым современным оружием, военной техникой, и проводят они регулярные учения. И все эти подразделения в полном объеме финансируются государствами.

Но проблемы есть. К примеру, Узбекистан, стоявший у истоков создания организации, но который вышел из нее несколько лет назад. А его участие, исходя из военно-политической обстановки в регионе, было бы весьма полезно как для самого Узбекистана, так и для ОДКБ в целом.

Кроме того, Беларусь в соответствии со своей конституцией не имеет права отправлять свои войска за свои пределы. То есть случись что в Беларуси, к ней придут на помощь. А вот сама она…

Однако белорусский парламент принял несколько законодательных актов, позволяющих отправлять в помощь союзникам если не живую силу, то материально-технические средства — оружие, боеприпасы, военную технику и т.д. Как говорится, и на том спасибо.

Некоторые другие государства-участники также ограничены своими внутренними законодательствами. И одним из предназначений Парламентской ассамблеи является решение вопросов по разрешению подобных коллизий.

Нас будет еще больше

Однако, несмотря на имеющиеся препятствия и разночтения, работа по совершенствованию деятельности организации все же идет. На сегодняшний день сформирован единый список террористических организаций, позволяющий конкретно обозначить позицию ОДКБ, что в дальнейшем в ходе борьбы с международным терроризмом позволит избежать разногласий в подходах к их классификации с западными коалициями.

Рассмотрены предложения по разработке пакета мер противодействия вербовке в ряды террористических и экстремистских группировок. Практически выработано решение по запрету въезда на территорию государств — членов ОДКБ боевиков, прошедших обучение в специальных подготовительных центрах, так называемых «лагерях смерти».

Создан Центр кризисного реагирования (ЦКР), позволяющий обеспечить оперативную связь между армиями и высшим военным руководством государств — участников ОДКБ. Теперь нет необходимости в обязательной организации личных встреч. Все вопросы можно обсуждать по закрытой связи, находить политическое и практическое решения того или иного кризиса, исходя из чего действовать. Филиалы центра действуют во всех государствах ОДКБ. Кроме того, создан единый центр обработки информации, позволяющий в оперативном режиме отслеживать ситуацию в каждом государстве.

Нелишне сказать и о том, что в скором времени ОДКБ, возможно, выйдет за рамки так называемого постсоветского пространства. Интерес к организации сегодня проявляют государства дальнего зарубежья. К примеру, Афганистан сейчас имеет в ней статус наблюдателя. А его делегаты принимают самое активное участие в совместной работе.

Статус наблюдателя также и у Сербии. Подана заявка со стороны Кубы. Правда, дело тут осложняется отсутствием совместных границ, да и вообще далеким расположением этой страны. Однако это не означает, что ей будет отказано в сотрудничестве. Активный интерес проявляет Монголия. Ведется активная работа по налаживанию тесного сотрудничества между ОДКБ и ШОС (Шанхайской организацией сотрудничества). Специалисты высказывают мнение, что этот тандем будет наиболее эффективным средством обеспечения безопасности на всем Евразийском континенте.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру