Балнур Асанова: «Дизайнер — это не звезда»

Гламурщики в мире моды далеки от профессионализма. И это прискорбно. В эксклюзивном интервью арт-директор академии моды «Сымбат», дизайнер и художник Балнур Асанова рассказала, чем ее не устраивает казахстанская fashion-индустрия и что она готовит для нового мюзикла Карины Сарсеновой.

Балнур Асанова: «Дизайнер — это не звезда»

— Вы помните Ваш первый день в академии «Сымбат»?

— Я вообще никогда не мечтала быть дизайнером, но так сложилась моя судьба. С детства я рисую, потом прошла обучение в художественной школе, училище, поступила в академию искусств. И семейная жизнь у меня рано началась, в 25-26 лет уже было трое детей. Моей главной поддержкой всегда были моя семья, мама. И однажды она сказала: «Прекрасно быть художником, но кушать хочется каждый день. А так как люди одеваются каждый день и кушают каждый день, то лучше тебе быть дизайнером одежды, чтобы как-то зарабатывать». Вот я и оказалась в этих стенах. В 1987-88 году я оканчивала художественное училище, а после стала в «Сымбате» работать художником-оформителем. Я еще и не думала быть дизайнером одежды и стала совмещать учебу в академии и работу. Первый день я, может быть, полностью и не помню, но помню чувства: не понимала, что это за одежда, зачем все это и что мне делать.

— Как вы поняли, что хотите стать дизайнером?

— Осознание приходило очень тяжело, потому что на самом деле быть художником и быть дизайнером — это две разные вещи. Раньше я думала, что эти две ипостаси просто никак и нигде не соприкасаются. Скажем, художник — ты сидишь дома наедине с мольбертом, а вот дизайнер одежды — это совсем другое, это публичная профессия. Это работа с клиентами, нужно в моде разбираться, новшества изучать и думать на будущее. Например, чтобы показать какую-то коллекцию на Неделе моды, ты работаешь полгода, и твоя коллекция должна быть нацелена на то, что будут носить, на год вперед. Причем нужно делать такую коллекцию, которая продается, но в то же время сохранить творчество. Это на самом деле очень сложно.

— Каким был ваш первый наряд, который вы создали?

— Первая моя коллекция была сделана по мотивам наскальных изображений для Недели моды в Москве (в основном она была выполнена в белых, пастельных тонах, акцентом была вышивка). Когда я захотела участвовать в показе, решила, что возьму то, что на холсте, и перенесу на одежду. Я представляла, что платье — это холст. И после того, как успешно прошел показ в Москве, были положительные отзывы в прессе, мы стали постоянными участниками. И я понимаю, что тогда сделала правильный акцент на творчестве. Потому что мои коллекции больше творческие. Со временем я научилась трансформировать творчество в продаваемую вещь. Это было самым сложным этапом в моей жизни, но у меня были хорошие учителя.

— Ваше мнение об отечественной и зарубежной fashion-индустрии...

— За рубежом очень серьезное отношение к этой профессии, потому что там это бизнес. Люди реально зарабатывают миллионы. У нас же здесь просто какие-то игры, токалки, люди — все дизайнеры, у них по миллиону подписчиков в социальных сетях. Я поверхностно читаю новости о Казахстанской неделе моды, где одна участница рассказывает, что была стоматологом, потом решила попробовать стать дизайнером. Ну, извините, люди пишут кандидатские, докторские защищают. То есть вы были вчера стоматологом, а сегодня стали дизайнером? Я, может, тоже хочу быть кардиологом или хирургом, но не смогу работать без специального образования.

Понимаете, у нас отсутствует большой пласт интеллигенции, которая на самом деле может оценить, дать адекватную оценку чьему-либо творению. Я говорю о профессионализме в нашей структуре. Нашу академию не приглашают на Казахстанскую неделю моды, делают вид, будто нас нет. Я не понимаю эту тусовку, в которой полудевочки-полумальчики, я не в плохом смысле, я про профессионализм. Может быть, они и хорошие, и вырастут в профессиональном плане когда-нибудь — это все вопрос времени. Иногда я читаю, что какой-то дизайнер из Казахстана впервые представил коллекцию за рубежом, что он первый. Извините, история, хотите вы или не хотите, но мы в 1947 году открылись, и априори вы не можете быть первыми, потому что наша академия первая выезжала за рубеж. Смешно. Люди играют в какие-то игры.

— Каких основных правил вы придерживаетесь в работе?

— Самое главное — профессионализм. Без этого никуда. Когда ты делаешь что-то наполовину, это видно. Сейчас никого не обманешь. Это не те годы, когда был глобальный дефицит. Сейчас тысячи, миллионы дизайнеров по всему миру два раза в год презентуют свои коллекции, все такое разное и стоит копейки. Раньше, в начале 2000-х годов, на неделях высокой моды артисты из Голливуда за миллионы долларов покупали наряды. Сейчас этого нет. Есть casual. Люди не зацикливаются на одежде. Только у нас еще осталось такое восприятие. Мы ездили в Италию по домам мод, перенимали опыт. Там нам говорили, что для советских людей мы шьем специальные коллекции. Это уже смешно. Потому что, мне кажется, одежда уже приобрела характер сезонности. Нет такого, например, что я надела вещь от Chanel, приду, и люди поймут, какой у меня статус. В мире этого нигде нет. Люди достигли такого уровня сознания, когда никто уже не самоутверждается за счет одежды. А мы еще топчемся на месте. Нужно постоянно меняться, серьезно относиться к этому делу и не предавать себя. С возрастом понимаешь, что профессионализм вырабатывается, ты плывешь по течению, уже нет того напряжения. С каждым годом ты просто берешь для себя что-то новое.

— Расскажите о вашем сотрудничестве с казахстанской писательницей и поэтессой Кариной Сарсеновой.

— Да, наше сотрудничество идет вплотную, мы готовим костюмы для ее нового мюзикла. Я думаю, еще месяца полтора, и наряды уже будут полностью готовы. У Карины Сарсеновой все такое фантазийное, с мистикой, костюмы тоже где-то фантазийные, а где-то простые, но образ уже будет доработан за счет грима. Это очень увлекательная работа.

Наши ребята сразу включились, у них еще не было опыта работы с костюмами для мюзикла. Я думаю, что все идет классно. Не буду раскрывать секреты. Скоро увидите.

— Что в тренде?

— Вообще понятие модности отошло на второй план. Есть понятие стильности. Образ человека воспринимается полностью: одежда, состояние кожи, как он себя держит, какие у него волосы, макияж. Чтобы быть стильным, нужно иметь какое-то состояние души, когда ты надеваешь — и тебе все идет. А для этого нужно быть органичным человеком, без комплексов, уверенным в себе.

— Какой стиль вам не близок и почему?

— Мне не нравится, когда эпатируют, фрики непонятные. А вообще, я очень люблю спортивный стиль и стиль casual. Мне кажется, что сейчас одежда должна быть максимально удобной и тебе должно быть в ней комфортно. Я уже не воспринимаю человека через одежду. Может, это из-за того, что работаю в этой сфере, многое вижу, езжу по разным международным выставкам. Для меня одежда — это просто одежда.

— Как стать известным в мире моды?

— Следует помнить, что дизайнер — это не звезда, это просто публичная профессия. Надо понимать, что продвижение идет для продажи, а не для того, чтобы дизайнер стал звездой. У нас путают эти понятия. Дизайнеру нужно развиваться от коллекции к коллекции.

Нужно быть талантливым, любить профессию и выставлять работы на суд зрителей — показывать на неделях моды.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру