Хоргос. Вместо сверкающего небоскребами бизнес-сити - оптовый базар

Международный центр приграничного сотрудничества (МЦПС) на казахстанско-китайской меже зарождался как грандиозный проект, не имеющий аналогов в мире

По завершении строительства он должен был включать в себя сухой порт, пропускающий огромные количества грузов и Китая в Европу и обратно, «город для бизнеса», застроенный многочисленными бизнес-центрами, гипермаркетами, спортивными и культурными сооружениями, отелями и ресторанами, и логистический центр с крупными складами и терминалами.

Международный центр приграничного сотрудничества (МЦПС) на казахстанско-китайской меже зарождался как грандиозный проект, не имеющий аналогов в мире

Замахнулись-то на рубль

Строительство специальной экономической зоны «Хоргос — Восточные ворота» имеет стратегически важное значение не только для Казахстана, но и для всего мира. Об этом неоднократно говорил глава нашего государства Нурсултан Назарбаев, который уделил этому вопросу особое внимание в своей программе развития страны «Нурлы жол».

Макет этого чудо-города в тот момент, когда он демонстрировался представителям масс-медиа, когда все начиналось, без слов давал понять, что сверкающий стеклами небоскребов город-сад, который должен был появиться на казахстанско-китайской границе в течение нескольких лет, даст колоссальный импульс дальнейшему развитию экономики страны и привлечет в свое лоно крупных бизнесменов, как минимум из половины всех стран, что есть в мире.

На стадии планирования территории под колоссальное строительство, где в обозримом будущем должен был появиться Центр, неоднократно приглашались журналисты, которым рассказывали, что реализация грандиозного и при этом уникального инвестиционного проекта идет полным ходом. Говорили нам о том, «что уже сегодня можно наблюдать, насколько высокими темпами ведутся работы по возведению водозаборных сооружений, инженерных сетей, систем водо- и теплоснабжения, канализации и связи».

Показывали, как возводится кольцевая автомобильная дорога протяженностью около 10 километров и шириной 14 метров. Как параллельно ей строится объездная автодорога, предназначенная для транзитного грузопотока в КНР, протяженностью семь километров. Демонстрировали возведенное здание корпуса контрольно-пропускного пункта, через которое сегодня люди попадают на территорию центра. И создатели всего этого чуда гордо заявляли, что он не имеет ничего общего с тем, что мы привыкли подразумевать под аббревиатурой КПП:

— Это сооружение площадью 12 тысяч квадратных метров по своим размерам сопоставимо с пассажирскими терминалами крупнейших аэропортов мира, — говорил тогда руководитель проекта. — И построено оно также по принципу аэропорта. Здесь будут осуществляться пограничный, таможенный, ветеринарный и другие виды контроля. Сейчас идет работа по внутреннему благоустройству здания и территории вокруг него.

А затем в подтверждение сказанному следовал краткий финансовый отчет. «Из выделенных государством 45 миллиардов тенге на данный момент мы освоили 24 миллиарда, — говорил оратор. — Сейчас активизировали работы по запуску первой очереди комплекса, которая будет предназначена для людского потока. Это значит, что любой инвестор сможет свободно сюда попасть и, оценив ситуацию самостоятельно, принять решение о вложении средств. Большая часть проектов в МЦПС — это огромные торговые комплексы, гостиницы, развлекательные помещения и даже «Диснейленд». Общий объем ожидаемых инвестиций — более 150 миллионов долларов.

Согласно тому выступлению, уже в то время наблюдался интерес к будущему МЦПС со стороны бизнес-кругов многих стран. Помимо отечественных и китайских предпринимателей в Хоргос зачастили представители бизнес-структур стран Таможенного союза, СНГ и Европы. Пока остальные приценивались, к строительству собственных терминалов уже приступили японцы.

Тебя посадят, а ты выйдешь богатым человеком

Напомним, что полномасштабное функционирование МЦПС должно было начаться в 2018 году. По генеральному плану, с этого времени граждане любой страны, законно пребывающие на территории Казахстана и Китая, должны были получить возможность свободно попадать на его территорию и находиться там 30 суток, в течение которых бизнесмены могли бы выбирать продукцию и заключать договора о поставках, а туристы — просто отдыхать.

Ведь помимо бизнес-центров торговых павильонов и терминалов, здесь будут сооружены отели, рестораны, оздоровительные и культурные комплексы, а также спортивные сооружения, предлагающие широкий спектр услуг.

Согласно генеральному плану к сухому порту прилегает логистическая зона, где должны разместиться оптовые склады, базы для сбыта и хранения. В индустриальной же зоне будут располагаться производства в сфере сельскохозяйственной, пищевой, легкой и тяжелой промышленности. Сейчас сданы в эксплуатацию завершающие очереди строительства Сухого порта, индустриальной и логистической зоны.

И опять же, по замыслу, уже в следующем году МЦПС «Хоргос» должен начать конкурировать с такими портами, как Барселона, Марсель, Гамбург или Санкт-Петербург, отбирая у них значительную часть транспортировки товаров из Китая посредством уже почти достроенного автокоридора Западная Европа — Западный Китай и железнодорожной магистрали, входящей в инфраструктуру экономического пояса «Шелковый путь». А поэтому к проекту в начале действительно проявили живой интерес многие страны, в числе которых Турция, Вьетнам, Сингапур, Южная Корея, Япония и другие.

Уже не за горами 2018 год. Но Хоргос-сити до сих пор не готов. Каковы причины?

За все эти годы СМИ неоднократно писали о скандалах, периодически сотрясавших будущий город-сад. О том, как руководители управляющей компании, отвечающей за реализацию суперпроекта, едва усевшись в кресло, тут же начинали ставить знак равенства между «своей шерстью» и государственной. А нерадивые строители строили так, что потом приходилось все перестраивать.

К примеру, писали о том, что в 2010 году какую-то часть инфраструктуры снес селевой поток. Причина оказалась в том, что некоторые объекты строились в непосредственной близости к реке. А потом, говорят, государство выделило 300 миллионов тенге на укрепление ее русла. Но процесс этот якобы еще далек от завершения.

А потом последовали уже до боли привычные уху каждого казахстанца коррупционные скандалы. Одни руководители управляющей компании отмыли на строительстве объектов не то 300, не то 400 миллионов тенге. Их на этом поймали и отправили за решетку. После них пришли другие и украли еще 200 миллионов. И тоже отправились в места не столь отдаленные.

Вместо них пришел новый президент МЦПС, который после назначения на должность прямо перед объективами телекамер и фотоаппаратов благодарил руководство страны за оказанное ему высокое доверие и сокрушался по поводу того, как ему становится за державу обидно, когда он видит, что на сопредельной стороне объекты появляются, как грибы после дождя, тогда как у нас еще конь не валялся.

А потом взял, да и попал в руки правоохранителей. Прямо при получении взятки в миллион долларов. Как оказалось, мзду он требовал за допуск строительной компании к возведению инфраструктуры. Проще говоря, за выигрыш тендера. И никто этому не удивился. А чему тут удивляться? Не надо из нас делать наивных и ничего такого не видавших дилетантов. Знаем мы, что и как, вот только не всегда знаем — сколько…

А потом начались свистопляска с передачей МЦПС в управление то одной компании, то другой, то третьей, споры по поводу включения его в состав свободной экономической зоны (СЭЗ) «Хоргос — Восточные ворота». В общем, строительство города-сада приходилось все время куда-то откладывать.

А зачем нам бизнес-сити, когда и с базаром здорово!

Ну а пока там вместо сада просто базар, на котором продается дешевый китайский ширпотреб. Со всеми его элементами — толкучками, руганью, ворами-карманниками и сомнительными личностями, предлагающими свои услуги по переносу груза в случае сверхлимита. (Лимит — 50 килограммов на человека.) И никакого намека на цивилизованный бинес-сити, отстроенный по самым современным технологиям, со сверкающими небоскребами, рекламными огнями и улично-дорожной сетью.

И нагреть руки на этом базаре стараются все. Даже такие солидные организации, как «Казпочта». Зачем она нужна на базаре? Ответ, думается, очевиден.

Схема до боли проста. Раньше люди сами выносили свои покупки через таможенный пост. А теперь их обязали сдавать свои грузы в специально для этого открытое на КПП почтовое отделение и платить по 50 тенге за каждый килограмм. Не Бог весть, какие деньги. Но капелька по капельке кому-то хорошая прибыль.

И с этим можно было бы согласиться. Хотя и без удовольствия. Но процесс получения своих сумок очень часто откладывается на неопределенный срок. Людям порой приходится ждать по несколько дней. А это дополнительные расходы.

Справедливости ради стоит сказать, что этому есть альтернатива. Вы можете не сдавать свои сумки и выносить их сами. Но только в том случае, если они поместятся в специально установленный там стандартизатор размеров. Только в него, как можно понять, не помещается ни одна забитая ширпотребом сумка. А потому всем дорога прямо на Казпочту.

А еще местные власти запретили перевозчикам укладывать объемные грузы в багажные отделения специальных автобусов. А для контроля выставили дополнительных сотрудников, которые проводят досмотр всего специализированного транспорта. В ответ на возмущения людей предъявляется копия приказа министра финансов, который запрещает провозить одному лицу более двух пар носков или ботинок, если они одинаковые. В этом случае покупка признается коммерческой с обязанностью хозяина платить соответствующую пошлину.

Альтернатива есть и тут. Это так называемые посредники, снующие среди народа и предлагающие свои услуги по переправке груза на «большую землю». Разумеется, за определенную плату. Все, как всегда. Хоргос так и остается Хоргосом, в какие бы декорации его ни одевали.

А город-сад, видимо, еще в грандиозном проекте, и для его построения нужно еще немножко подождать.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру