Халяльный шоппинг сегодня — это не провокация против веры, а реальность

Кто и как определяет и контролирует стандарты продуктов, определенных религиозными канонами

Продолжая тему, заметим, что термин «халяль» уже давно перестал быть исключительно религиозным и с каждым годом все больше внедряется в жизнь казахстанцев и не только их. Данный стандарт набирает популярность во многих странах мира и активно используется во многих сферах. Но именно пищевая нуждается в особом контроле соблюдения данного стандарта.

Кто и как определяет и контролирует стандарты продуктов, определенных религиозными канонами
Маркировку «халяль» сегодня дают множеству продуктов и товаров, но как они соответствуют канонам ислама — это вопрос, который чаще всего остается без ответа

Когда нельзя, но очень хочется, то можно

Существуют данные, согласно которым мировой рынок продукции «халяль» сегодня оценивается приблизительно в 700 миллиардов долларов с общемировой долей в 25 процентов. Что касается Казахстана, то около 30 процентов всех продуктов питания, выпускаемых в нашей стране, сегодня имеют маркировку «халяль».

Отечественные предприниматели, увидев перспективность данного направления, активно включились в его развитие. И это можно только приветствовать, поскольку этот стандарт регламентирует производство исключительно органических продуктов питания без химических и генно-модифицированных примесей, наносящих вред здоровью человека. Но насколько он выдерживается? И вся ли продукция, маркированная известным и авторитетным знаком, отвечает требуемым нормам?

К чему мы это? Да к тому, что маркировку «халяль» сегодня лепят куда ни попадя. Лишь бы деньги на этом заработать. Причем даже там, откуда это пошло и где строго-настрого контролируется государством — в Саудовской Аравии.

Газета International Business Times, например, сообщила, что в священном для мусульман городе Мекке открылся первый халяльный… секс-шоп. Можно ли было такое представить еще лет пять назад?

Владелец магазина некто Абделазиз Аурах, у которого уже есть халяльный онлайн-секс-шоп под названием El Asira в Нидерландах, рассказал, что получил на это добро от местного духовенства. В его новом секс-шопе, который также получил название El Asira, продаются презервативы, масла, а также 18 видов секс-игрушек, одобренных имамами.

На вопрос о том, как это соответствует канонам ислама, Абделазиз Аурах ответил, что подобные магазины способствуют улучшению сексуальных отношений между мужем и женой. Что его ассортимент включает в себя продукты, которые повышают чувственность и улучшают атмосферу в сексуальной сфере. Что он, Абделазиз Аурах, никаких канонов не нарушает и ничьих религиозных чувств не задевает. И вообще — он за соблюдение всех предписаний ислама и за строгое следование нормам шариата.

Но этот предприимчивый правоверный отнюдь не пионер в этом деле. Еще в 2013 году турецкий бизнесмен Халюк Мурат Демир (Haluk Murat Demire) открыл первый интернет-секс-шоп для мусульман в своей стране. На сайте, который получил название Helal Sex Shop, представлен большой ассортимент пикантных товаров, а также даются советы о том, как заниматься сексом так, чтобы это не противоречило религии.

Выходит, раньше мусульмане занимались этим неправильно. Хотя, наверное, не все.

Стандарт есть, а закона на него нет

Однако вернемся к нашим баранам.

С обретением нами независимости народ наш стал активно погружаться в религиозность, или скажем так — многие сограждане усердно демонстрируют такое погружение. В стране резко возросло количество мечетей. Соответственно стало очень быстро расти число так называемых «истинных» мусульман, придерживающихся радикальных взглядов, отвергающих традиционный ислам. Хотя основная часть, к счастью, все же придерживается именно его.

Разумеется, в связи с этим в государстве стал активно пропагандироваться и стандарт «халяль». Магазины уже давно наполнены «халяльными» продуктами. Только вот законодательно это до сих пор никак не регламентируется, несмотря на то, что необходимость стандартизации приоритетных направлений развития халяль-стандарта в Казахстане обсуждалась неоднократно.

На каждом таком обсуждении спикеры отмечали важность системного государственного подхода в построении инфраструктуры качества халяль-индустрии. Ведь она, набирая обороты, начинает играть существенную роль в экономике страны. Специалисты акцентируют внимание на необходимости изучения отечественного рынка халяль-продукции. На том, как и в какой степени пищевые продукты, реализуемые в наших магазинах и на рынках, соответствуют тому, на что претендуют.

А поскольку мы привыкли во всем опираться на международный опыт, то для этого даже приглашались иностранные специалисты. В частности, страну посещали эксперты департамента исламского развития Малайзии, известного тем, что когда-то добился от сети американских закусочных Auntie Anne в своей стране не называть сосиску в тесте хот-догом. Она ведь не содержит в себе мяса собаки. И тем самым, дескать, сбивает с толку гостей-мусульман.

Справедливости ради стоит сказать, что Государственный стандарт Республики Казахстан регламентирует общие технические условия для вареной колбасы «халяль» (СТ РК 1353-2005). И даже поясняет, что продукция, для того чтобы пройти стандартизацию, должна быть выполнена из сырья, подготовленного в соответствии с ритуальными обычаями, и только при соблюдении всех установленных норм должна быть допущена к реализации в торговой сети. И что требования стандарта направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей.

Заинтересованные организации и общественные деятели, опираясь на регламентируемые Гостом технические условия, тут же разработали целый ряд требований к производителям халяль-продукции, к сырью, используемому при производстве, к персоналу, к производственным помещениям, а также к транспортным средствам, инструменту, спецодежде, упаковке и маркировке, ну и, конечно, к порядку освидетельствования на предмет соответствия продукта нормам «халаль».

Только вот контроль за соблюдением всего этого у нас осуществляют Духовное управление мусульман Казахстана и аффилированные с ним общественные структуры. А у сотрудников этих организаций, как вы понимаете, просто нет методов против того, кто не выполняет необходимые требования.

А как «у них»?

И тут вроде как опять напрашивается к рассмотрению международный опыт. В частности, то, как в этом вопросе действуют власти мусульманских стран.

А действуют в этом отношении они жестко. К примеру, в прошлом году правительство Саудовской Аравии весьма решительно распорядилось уничтожить молочные продукты, привезенные из Китая. Причиной тому послужило то, что в них была обнаружена высокая концентрация меламина. А это стандарту «халяль», как вы понимаете, никак не соответствует.

Министр торговли и промышленности страны официально призвал уничтожить все имеющиеся в продаже опасные продукты. И предписал после этого всем специализированным лабораториям проводить проверки всех продуктов из Китая.

Управление по контролю за продуктами и лекарствами Саудовской Аравии обнаружило опасную концентрацию меламина в сухом молоке, сделанном на китайской фабрике одного известного европейского производителя молочных продуктов с мировым именем. Сама компания, конечно же, опровергла информацию о наличии в продукте меламина. Однако эксперты-специалисты представили данные, доказывающие обратное.

Все это послужило поводом для масштабных государственных проверок торговых сетей, в результате которых выяснилось, что недобросовестные предприниматели, «впаривающие» под маркой «халяль» вовсе не халяльные продукты, есть и в Саудовской Аравии. В стране, где нормы жизни диктуются исключительно законами шариата, в некоторых торговых сетях были обнаружены продукты, содержащие даже свинину.

Саудовское управление по надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов немедленно отреагировало на случившееся, отметив, что ведомство не давало и не могло дать разрешение на ввоз и продажу такой продукции по причине несоответствия их национальным стандартам. После этого, разумеется, было проведено расследование и все такое. А виновные были наказаны. Что с ними сделали власти, история умалчивает.

Саудовская Аравия не единственная страна, где существуют пищевые запреты. Такие же правила действуют и в других странах Персидского залива — в Кувейте, Катаре и Йемене. Правда, в некоторых их них существуют исключения, продиктованные требованием сегодняшнего дня.

К примеру, в Омане и Объединенных Арабских Эмиратах в некоторых магазинах действуют специальные отделы для немусульман. В них можно приобрести не только свинину, но и алкоголь.

Существует еще один известный стандарт, предъявляющий специальные и не менее специфичные, чем «халяль», требования к продуктам питания. Это еврейский «кашрут». Его, как известно, придерживаются в большей степени ортодоксальные евреи. Причем не только в Израиле, но и в других странах, где они проживают. Кашрут предписывает свои особые правила потребления и способов хранения продовольствия. А производство кошерной пищи и продуктов питания, как вы понимаете, также нуждается в контроле.

Однако в отличие от арабских стран в Израиле этим занимается не государство. В этой крошечной стране существуют сто семьдесят организаций, взявших эти функции на себя, каждая из которых имеет свою индивидуальную печать.

Исходя из такого количества проверяющих, пусть негосударственных, но имеющих необходимые полномочия, можно предположить, что точки реализации могут подвергаться проверкам по несколько раз в день. При положительном результате проверки на продукцию ставится печать проверяющей организации. И только при ее наличии те из евреев, что питаются исключительно кошерной пищей, будут ее покупать. А если где-то стандарт «кашрут» будет нарушен, об этом тут же станет известно каждому израильтянину.

Выходит, в Израиле контроль за соблюдением соответствующих требований хоть и негосударственный, но не менее строгий, чем в Саудовской Аравии?

Возможно, это именно тот международный опыт, который нам необходимо изучить. А какой из них нам подходит больше, пусть решают те, кто должен это делать.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру