Став членом Совбеза ООН, Казахстан нацелился на наращивание усилий по деэскалации различных региональных конфликтов

Согласие Нурсултана Назарбаева предоставить площадку для переговорного процесса по урегулированию сирийского конфликта явилось ясным подтверждением миротворческих намерений казахстанского лидера.

Так, в Астане состоялась уже вторая за короткий срок встреча конфликтующих сторон и стран-гарантов по урегулированию сирийского конфликта. Станет ли столица Казахстана тем городом, в котором бывшие враги достигнут взаимопонимания?

Согласие Нурсултана Назарбаева предоставить площадку для переговорного процесса по урегулированию сирийского конфликта явилось ясным подтверждением миротворческих намерений казахстанского лидера.

Город надежды

Впрочем, наша страна и раньше была известна тем, что брала на себя инициативы по примирению различных конфликтующих сторон (достаточно вспомнить гражданскую войну в Таджикистане). Но и тут, как говорится, сам Бог велел нам стать посредниками между противниками.

Стоит отметить, что переговоры по урегулированию сирийского конфликта в разных форматах проходят на протяжении нескольких лет. Однако наибольшего успеха в этом вопросе на сегодняшний день удалось добиться во время первой встречи именно в казахстанской столице. В отличие от предыдущих встреч состав официальных лиц, что участвовали в обеих стадиях астанинских переговоров, претерпел значительные изменения.

Напомним, что на первую встречу на берега Ишима, помимо делегаций России, Турции, Ирана и, собственно, Сирии, приехали представители 15 вооруженных группировок, которых называют умеренной сирийской оппозицией. Таким образом, за весь период войны они впервые оказались за одним столом с представителями официального Дамаска. Многие политологи назвали это астанинским прорывом.

На минувшей встрече в столице Казахстана было принято положение о совместной группе России, Ирана и Турции, которая будет работать для сохранения режима прекращения огня в Сирии. В этот раз к переговорному процессу присоединились представители еще девяти вооруженных группировок. И это дает еще более реальную надежду на то, что военные действия в скором времени прекратятся, а конфликт будет урегулирован политическим путем.

Кроме того, в ходе переговоров удалось сформировать механизм обмена пленными, согласован пункт об обмене телами погибших.

Эксперты, следившие за происходившим на берегах Ишима процесcом, отмечают, что особенность астанинских переговоров в том, что именно после них началось реальное отделение так называемых умеренных, хотя и вооруженных, сирийских оппозиционеров от радикальных террористических организаций.

В то же время пока и сирийская правительственная делегация, и представители оппозиции оказались не готовы к прямому диалогу. Кроме того, представители не всех воюющих группировок из тех, что анонсировали свой приезд, оказались за переговорным столом.

Астана «реанимирует» Женеву

Тем временем иностранные, в большинстве своем западные, СМИ описывают происходящий в столице Казахстана процесс со своей колокольни, отпуская не совсем лестные отзывы и рисуя преимущественно пессимистичные сценарии. По мнению политологов, это вызвано тем, что в казахстанскую столицу не были приглашены представители западных стран и прежде всего США, без которых в последние десятилетия не решался ни один подобный вопрос.

Однако известно, что их участие в переговорах организаторами рассматривалось. В частности, американской стороне по этому поводу направлялся официальный запрос. Однако Вашингтон посчитал достаточным, что в них примет участие официальное лицо на уровне посла США в Казахстане.

Возможно, таким образом американская сторона постаралась дать понять миру о невысокой значимости астанинских переговоров. Однако основные участники процесса в лице представителей России, Ирана, Турции и Сирии меньше всего придавали значение уровню делегаций, занимаясь реальными делами, в которых, судя по последним событиям, Соединенные Штаты уже не играют ведущей роли.

Хотя совсем уж сбрасывать их со счетов тоже не стоит. Таким образом, международная значимость астанинских консультаций должна будет проявиться после того, как участвовавшие в переговорах стороны станут выполнять достигнутые в Астане договоренности и взятые на себя обязательства.

Стоит заметить, что задачи по ограничению участия в процессе в отношении представителей тех или иных государств не стояли. Стороны изначально не ставили барьеров, которые могли бы препятствовать возможному расширению формата консультаций. Вместе с тем вопрос о вовлечении иных игроков не следует рассматривать как процедуру «легитимации», автоматически повышающую международную значимость консультаций. В то же время, отмечают эксперты, астанинский процесс стоит рассматривать не отдельно от женевского, а вместе с ним в одном контексте.

Именно в Женеве, как ожидается, скорее всего, произойдет прямой диалог между представителями официального Дамаска и умеренной сирийской оппозиции. Во всяком случае именно по этому поводу как участники процесса, так и эксперты выражают осторожный оптимизм.

В то же время было бы слишком оптимистично прогнозировать завершение военных действий в Сирии в ближайшей перспективе. Тем не менее, несмотря на высокий градус напряжения между потенциальными участниками переговоров, с которым пришлось столкнуться организаторам при попытке усадить за один стол представителей противоборствующих сторон, целесообразно продолжить усилия по урегулированию конфликта.

Одним из самых проблемных в переговорном процессе остается вопрос постконфликтного политического урегулирования в Сирии. К сожалению, среди гарантов перемирия пока нет единого мнения о будущем устройстве сирийского государства. Еще не очерчены четкие контуры по данному вопросу. Примечательно, что их нет и у сирийской делегации.

И здесь она — невидимая рука?

Напомним, что в Астане был предложен проект новой Конституции Сирии. Однако эксперты отмечают, что говорить о том, насколько успешно предложенный вариант воплотится в жизнь, пока преждевременно. Официальный Дамаск и вооруженная оппозиция вступили в самую начальную стадию консультаций, формат которых еще может поменяться. Поскольку есть в мире силы, несогласные с тем, что сейчас происходит, и которые видят ситуацию на Ближнем Востоке по-своему. А потому считают участие в астанинском диалоге бессмысленным. И, похоже, их невидимая рука все-таки внесла кое-какие коррективы.

Как сообщил постоянный представитель Сирии при ООН Башар Джафари, из-за опоздания делегации Турции и вооруженной сирийской оппозиции стороны не смогли принять итоговый документ.

«Непринятие сегодня заключительного коммюнике относится прежде всего к тому, что турецкая делегация и вооруженные группировки прибыли очень поздно в Астану. Вы знаете, что обе делегации прибыли в Астану сегодня», — сказал он.

По мнению господина Джафари, это показатель несерьезного отношения к участию со стороны турецкой делегации и со стороны делегации вооруженной сирийской оппозиции.

«Не только несерьезное отношение с формальной точки зрения, но и отсутствие реальной воли и желания у этих делегаций, и попытка препятствовать проведению встречи и ее неуспешной реализации, — пояснил он. — Турция несет ответственность за нарушение сирийского суверенитета. Вы все знаете, что турецкое правительство несет ответственность за охрану 910 километров границы и способствует проникновению десятков тысяч наемников из разных стран мира. Необходимо принять решительные меры. Потому что турецкое правительство не может с одной стороны разжигать огонь, а с другой — выполнять функцию пожарного. Турция должна вывести свои войска из нашей страны и уважать Астанинское коммюнике-1, которое подтверждает суверенитет Сирии. Это в целом то, что я хотел передать СМИ как нашу оценку того, что происходит на встрече «Астана-2».

Кроме того, согласно некоторым источникам, какие-то документы не удалось согласовать еще и потому, что уровень представительства Турции на переговорах в Астане был недостаточно высоким. К тому же на сегодняшний день есть еще одна важная нерешенная проблема.

«Мы фиксируем перемещения в том числе и с турецкой территории на территорию Сирии членов незаконных вооруженных формирований, направление различных грузов — и боеприпасов, и вооружений. Мы проводим с турецкими властями соответствующую работу, чтобы они внимательно следили за этим нелегальным потоком вооружений для боевиков, который поступает на территорию Сирии, — сообщил спецпредставитель президента РФ Александр Лаврентьев. — Москва выступает за территориальную целостность и неделимость Сирии, поэтому ее границы должны быть неизменны».

Замалчивать проблему «наших террористов» — это очень опасно

Тем временем положительная динамика в урегулировании сирийского конфликта дает свои побочные эффекты, которые нельзя игнорировать. В свете поменявшейся обстановки на полях боестолкновений в Сирии и переломе ситуации на театре военных действий спецслужбы государств СНГ фиксируют отток боевиков из зоны сирийского конфликта в страны проживания.

Об этом на прошедшем в Московской области очередном совещании руководителей республиканских антитеррористических центров сообщил руководитель Антитеррористического центра (АТЦ) СНГ генерал-полковник Андрей Новиков.

«Полученная информация, которая подтверждается нашими партнерами, свидетельствует о том, что количество боевиков, которые пытаются проникнуть в сирийско-иракскую зону, сейчас сокращается очень активно, и идет процесс возвращения подобного рода публики на территории стран проживания», — сказал он.

Следует учитывать, что в рядах террористических организаций воюет немало граждан из государств Центральной Азии, в то числе и Казахстана. Причем многие «наши» уехали туда целыми семьями. Ролики, прямо свидетельствующие об этом, можно легко найти в Сети. Они наглядно демонстрируют в том числе и воспитание детей — в духе провозглашенного халифата. Их обучают военному делу, и они участвуют в массовых казнях.

После появления подобных кадров на популярных видеохостингах власти Казахстана, долгое время игнорировавшие участие своих граждан в боевых действиях в рядах террористических организаций, были вынуждены это признать.

Тем не менее, правительство страны старается больше обращать внимание граждан на участие Казахстана в международных усилиях по борьбе с терроризмом, урегулировании вооруженных конфликтов и выполнении миротворческой миссии нашей страны, не акцентируя взор на потенциальной опасности. Это давняя и хорошо известная тактика наших властей.

Однако практика показывает, что рано или поздно скрывать проблему становится невозможно и признавать ее приходится. Только к тому моменту она разрастается до таких масштабов, что решать ее становится гораздо сложнее, нежели на начальной стадии. (Вспомните экономический кризис 2008 года.) И тут имеет значение, насколько признание будет своевременно.

Сюжет:

Отношения России и Турции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру