Мобильные операторы обещают качественную и недорогую связь

Офисный работник тратит до 100 часов в месяц на телефонные переговоры. Каждый абонент отправляет около 200 sms и использует 2,5 Гб интернет-трафика

Доходы всех мобильных операторов Казахстана за 2016 год составили более 830 миллиардов тенге: от мобильной и телефонной связи — 39,9 процента; от интернета — 29,4; от звонков на стационарные номера — 7,6; от услуг междугородной и международной связи — 5,2; от передачи данных (sms и mms) — 3,4; прочие услуги связи (покупка рингтонов, запросы, сервисы) — 14,5 процента.

Офисный работник тратит до 100 часов в месяц на телефонные переговоры. Каждый абонент отправляет около 200 sms и использует 2,5 Гб интернет-трафика

Мобильные войны

В Казахстане, по данным портала mobile info, насчитывается около 32 миллионов мобильных телефонных номеров. Это примерно 1,76 номера на одного человека, учитывая детей, пожилых и безработных. На деле же получается, что средний казахстанец имеет никак не менее двух сим-карт различных операторов. Однако обычно и не более трех.

Самые популярные — это, конечно же, Beeline и Kcell вместе с Activ. Но, как вы помните, шведский телекомунникационный гигант Tele2 несколько лет назад начал агрессивную политику захвата доли рынка. С помощью демпинга, повсеместной рекламы и облегченного процесса покупки сим-карт он уверенно занял место в умах и телефонах казахстанцев. Именно с его появлением появилась мода иметь два телефонных номера, а продажи смартфонов с двумя сим-картами поднялись почти втрое.

Принцип был прост — с Tele2 звонить и отправлять короткие сообщения было действительно дешевле. Но были у связи и минусы. Например, страдало качество сигнала. Да и зона покрытия была не самой лучшей. Поэтому там, где не брал швед, налаживать связь приходилось с помощью российского или отечественного оператора. Ах да, мобильный интернет буржуйского производства был также не слишком хорош. Но, тем не менее, сим-карты Tele2 покупали и покупают до сих пор.

Причем стать счастливым обладателем одного из тарифных планов можно где угодно — точки оператора есть почти во всех торговых центрах многих городов и даже просто на улицах. Подкупает и дополнительная услуга — возможность копировать уже имеющийся номер с заменой только первых трех цифр индекса оператора.

Однако есть тут и минусы. Как известно, для того, чтобы восстановить утерянный телефонный номер или (если уж такое случилось) заблокировать сим-карту и даже сам смартфон при утрате, необходимо, чтобы номер и его владелец должны были официально зарегистрированы у оператора. Так что купить-то симку можно где угодно, но в офис для регистрации рано или поздно придется наведаться.

Тем не менее, появление нового игрока на рынке заставило старожилов не просто реагировать, а продумывать целые стратегии по отстаиванию своих позиций. Понятно, что в демпинге с отточенной системой шведов соревноваться не получится — себе дороже. Поэтому необходимо было внедрять инновации, причем срочно. Тем более что в гонку включился еще и Altel с очень неплохим 4G-интернетом.

Кроме того, «новый старый» оператор (а Altel под протекторатом АО «Казахтелеком» функционирует в Казахстане с 1994 года) предложил абсолютно бесплатно внедрить любой телефонный номер в свою базу. То есть менять позывные для подключения к Altel нет необходимости — номер останется прежним, поменяется только оператор.

Как итог — три с лишним миллиона абонентов и 15 процентов доли рынка по состоянию на 2015 год. А потом один из старейших мобильных операторов и вовсе слился с шведским концерном. Совместная абонентская база при этом составила более 6,3 миллиона.

В общем, мотивации у лидеров рынка вполне хватало. А бороться с демпингом с одной стороны и высокоскоростным интернетом — с другой могли только с помощью комплексных решений. На их внедрение, к чести мобильных гигантов, ушло совсем немного времени. В результате рынок пришел в динамическое равновесие. И, кстати, выиграли от этого в первую очередь абоненты.

Цена слова

Помните, в конце девяностых и даже начале двухтысячных мы покупали специальные карточки для пополнения баланса мобильного телефона? Пять, десять, двадцать условных единиц. И звонить с мобильников старались только в крайних случаях — недешевое это было удовольствие. Потом многие сотовые операторы вводили систему посекундной тарификации.

Занятный, кстати, факт. Российская компания МТС, проведя ребрендинг в 2006 году в течение пяти недель, полностью отбила все затраты. А это, между прочим, более четырех миллионов долларов. Люди стали на 35,5 процента дольше говорить, поскольку от нескольких секунд до минуты обсуждали новый дизайн компании. Шуточки в стиле «я звоню тебе с яйца» принесли компании 24 процента дополнительного дохода. И все это в эпоху посекундной тарификации.

От такой системы значительно выигрывали мастера скороговорок, но проигрывал рынок в целом. Ведь стратегия любой мобильной компании должна быть направлена на то, чтобы абоненты говорили больше, а не меньше.

Поэтому в моду стали входить «пакетные» решения. Пару сотен минут внутри сети, сотня сообщений и несколько гигабайт трафика, и все за фиксированную цену. Именно благодаря такой структуре предложения «Билайн» и Kcell смогли удержать абонентов от полного перехода на дешевых конкурентов. Какой смысл гнаться за ценой минуты, когда, заплатив один раз, можно вообще не волноваться о потраченных средствах?

Осталась, конечно же, и доля консервативных абонентов, не желающих подключать безлимиты. «Да, я трачу тысячу в месяц всего. Зачем мне платить две с половиной за этот ваш безлимит?» — говорил в среднем каждый второй абонент еще пару лет назад. Но тут рыночный закон сработал наоборот, и предложение породило спрос.

Наличие нескольких операторов на рынке в целях экономии вынудило абонентов каждый раз звонить с разных номеров. А это, согласитесь, не совсем удобно. Современные смартфоны попросту требуют постоянного подключения к всемирной Сети и проявляют явное недовольство в его отсутствие. Поэтому со временем пользователей комплексных решений становилось все больше. На сегодняшний день уже менее девяти процентов абонентов не используют пакетные предложения, а пользуются связью по старинке.

Как только такая система начала работать, цены на связь стали сразу же значительно падать, а потом вдруг снова подросли. И общественность заподозрила существование некоего сговора мобильных операторов. Мол, давайте установим цены не ниже определенного значения, чтобы сражаться не на ценовом поле, а в рамках сервиса и маркетинга.

На деле же, после привлечения определенного количества абонентов и экспериментов с ценовой политикой, рынок попросту пришел к равновесию. Хотя до сих пор периодически слышатся недовольные возгласы — мол, переплачиваем мы за связь. Хотим дешевле! Но вот мировой рынок с этим в корне не согласен. И, если кто-то при вас потребует установить уровень цен и сервиса «также, как и во всем мире», гоните его. Поскольку в настоящий момент мы еще очень даже неплохо устроились.

В частности, в СНГ Казахстан уверенно держит первое место среди стран с самой низкой стоимостью связи и мобильного интернета. Причем как в номинальном значении, так и относительно дохода на душу населения.

Самая дешевая связь, кстати, в Австрии. Но только относительно. С годовым доходом в 48 тысяч долларов в год мобильники и интернет отнимают лишь 0,1 процента от этой суммы. Но в номинальном значении это получается 480 долларов в год, или около 40 в месяц. Наши же граждане платят куда меньше. Средняя стоимость пакетного предложения от любого из операторов составляет от 1200 до 3700 тенге. В среднем же казахстанцы тратят не более 2400 тенге в месяц. А это «на минуточку» меньше восьми долларов.

И даже если прислушаться к тем недовольным, которые вспоминают старый курс доллара к тенге, все равно средние затраты не превысят 15 условных единиц. И это при весьма неплохом качестве связи на столь огромной территории. В соседней России этот показатель колеблется от 10 американских президентов за базовые решения до 35 за полный безлимит.

Не надо нам, «как у них»

Испанцы, бельгийцы и прочие европейцы вынуждены тратить на услуги связи никак не меньше 35-40 долларов в месяц. Французы, швейцарцы и немцы и того больше — не менее пятидесяти. Примерно столько же или чуть больше платят за связь американцы и канадцы. Японцы и британцы раскошеливаются почти на 60 долларов в месяц. И, если в Японии это означает полный безлимит и мобильный интернет, который «летает», то в Лондоне вы можете рассчитывать только на определенное количество минут внутри сети и несколько гигабайт интернет-трафика.

Но многие операторы предлагают схожие тарифы для связи по всей Европе. Например, у одного из лидеров британского рынка, Vodafone, есть комплексное предложение для переговоров и интернету по всей Европе всего за 70 долларов в месяц. Звонки на других операторов, однако, тарифицируются поминутно, хоть и не слишком дорого.

Казахстанские же компании не могут похвастаться столь дешевым «роумингом». Если позвонить из-за бугра довольно дешево еще можно, то каждый мобильный мегабайт будет оценен на вес золота. Именно поэтому все без исключения компании рекомендуют своим абонентам отключать мобильные данные на смартфонах сразу после выезда и использовать только стационарный Wi-Fi.

Некоторые сдвиги начались и здесь. Так, например, не в целях рекламы, а как констатация факта, Activ в последнюю мою поездку за границу предложил 200 Мб мобильного интернета и 10 минут разговоров с родиной всего за 1200 тенге. Стандартная цена за мегабайт «буржуйского» интернета начинается от доллара.

Это, однако, не означает, что ситуация с мобильными сетями у нас идеальная. В первую очередь, конечно же, доработки требует зона покрытия. Если в крупных городах проблем со связью не возникает, то уже в пригороде можно попасть в мертвую зону не на один десяток километров.

Это, конечно же, связано с огромной территорией, которую так вот запросто не покроешь. А сами мобильные операторы резонно замечают, что если они сейчас вложат значительные инвестиции в строительство большого количества новых станций, это напрямую затронет непосредственных абонентов в плане цен на услуги связи.

Так что просто понатыкать антенн, где попало, — не наш метод. Но иметь мобильник под рукой в любой точке страны, как, например, в той же Европе, хочет каждый. Решение, конечно же, существует.

Мобильные компании уже потихоньку договариваются о возможностях использования оборудования друг друга для улучшения качества оказания услуг. То есть, если ближе к абоненту какого бы то ни было оператора оказывается «вышка» определенной компании, именно она может взять на себя операторские функции. Такая система требует тщательной проработки и дорогих технологических решений.

Но факт, что такие проекты имеют место быть, настраивает на оптимизм. Глядишь, через пару-тройку лет действительно по всей стране будет отличная, а главное — недорогая связь. Не забудьте, кстати, за нее заплатить.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру