Кто обучает наших детей суициду

«Группы смерти» в социальных сетях стали притягательной темой среди подростков. И головной болью для их родителей и правоохранительных органов. Кто создает их и зачем? Несмотря на технологии, позволяющие выявить и создателей, и идеологов всей это сатанинской «системы смерти», никто до сих пор не пойман и не наказан за это.

Кто обучает наших детей суициду

Внимание к себе — любой ценой

В ноябре 2015 года шестнадцатилетняя школьница из российского города Уссурийска Рената Камболина, известная в Сети как Рина Паленкова, бросилась под поезд. Как бы цинично это ни звучало, но просто самоубийством девочки-подростка сейчас никого не удивишь.

Куда масштабнее и угрожающе развивались дальнейшие события. Ведь перед непосредственным актом суицида школьница опубликовала сэлфи на фоне приближающегося поезда с подписью «Ня. Пока». («Ня!» — японское подражание мяуканью кошки, популярное благодаря японским аниме-мультфильмам. — Прим. ред.).

Эта фраза и образ девочки в целом стали настоящим мемом на просторах всемирной паутины. Сотни сообществ в социальной сети «ВКонтакте» стали публиковать картинки и рисунки с образом самоубийцы. Иногда посты были оскорбительными или просто страшными. Но чаще фото девочки выставлялось как пример для подражания.

Дальше — еще хуже. Искушенные в монетизации сетевых мемов пользователи создали несколько закрытых сообществ с весьма специфическим содержанием и квестами (загадками). Подача весьма проста, но эффективна. Сообщество закрытое, а значит, ассоциируется у подростков с чем-то элитарным, куда обязательно нужно попасть. Молодежь «повалила» сотнями тысяч. В одном из самых популярных сообществ с суицидальной направленностью в один момент было зарегистрировано более 197 тысяч участников (!).

Чтобы удержать интерес такого количества юных пользователей, администрация сообществ выкладывала соответствующий контент: видеозаписи и фотографии убийств, самоубийств и прочие материалы, входящие в разряд «жести». Но самая главная интрига заключалась в специальном квесте.

Участникам предлагалось разгадать несколько загадок и шифров, совершить некоторые поступки (например, порезать себе руки, имитируя повреждение вен) и все это подтвердить с помощью фото или видео. Справившись с этими несложными заданиями, участники должны были сделать последнее — совершить самоубийство. На раздумья и подготовку давалось некоторое время, обычно около пятидесяти дней.

Прямая аналогия с книгой Стейса Крамера «50 дней до моего самоубийства». Если же участник отказывался, сетевой «куратор», который и выдавал задания, начинал угрожать жертве жестокой расправой над семьей и знакомыми.

Самое главное тут, что всю информацию, как о себе, так и о семье, участники группы выдавали самостоятельно в ходе беседы с «куратором». Поэтому манипулировать несовершеннолетними было довольно просто. Одной из последних жертв жестокой игры стала школьница из украинского Мариуполя, которая прыгнула с тринадцатого этажа. Хотя полиция утверждает, что самоубийство никак не связано с социальными сетями, друзья девушки уверены, что таковым было задание квеста.

Конечно, такую резонансную ситуацию не обошли и скептики. Некоторые журналисты, например, представители Lenta.ru и российского журнала «Сноб», считают, что резонанс специально сфабрикован надзорными органами для того, чтобы иметь повод ужесточить контроль над интернет-сообществом. По их мнению, материал в «Новой газете», в которой впервые были опубликованы сведения о тематических группах в «ВКонтакте», массовом суициде подростков и причастности к этому сетевых «кураторов», очень сильно искажен.

На самом деле, так оно и есть. Автор статьи смешал в своем материале несколько различных ситуаций, добившись тем самым относительного правдоподобия текста. Различных сообществ в Сети бесконечное множество. И, чтобы разобраться в них, может потребоваться не один месяц. Тем не менее, вот те из них, которые так или иначе связаны с суицидальными наклонностями подростков.

Многообразие глупости

Попадая в подобные группы, вы сразу же оказываетесь вовлечены в паутину сложных хештегов типа #f57 #тихийдом #синийкит #морекитов и прочих (хештег — тип пометки, используемый в микроблогах для облегчения поиска информации. — Прим. ред.). При этом вновь появляющиеся сообщества могут быть как непосредственными «наследниками» уже существующих, так и вообще не быть с ними связанными.

Кстати, история с уссурийской школьницей начинается как раз с сообщества f57. Вся идеология «групп смерти» — это просто мешанина из интернет-страшилок, слитых воедино. Благодаря этому получается эдакий ареол мрачности и загадочности. А система квестов взята из существующей концепции ARG (Alternative Reality Gaming). В оригинале участники получают свой номер и определенные задания, обычно не очень сложные.

Например, сходить в магазин и купить определенный продукт и зафиксировать это на фото или видео. В случае с «группами смерти» задания обычно связаны с нанесением себе увечий или совершением каких-либо странных или жестоких действий.

Кроме того, в таких сообществах активно обсуждаются способы самоубийства, и участникам, взвесив все «за» и «против», предлагается выбрать один из них для себя. Настоящий суицидальный ликбез. И все это в красивом магически-депрессивном оформлении.

Например, сообщества «точка назначения» или insiders. Жутковатое готическое оформление, философские высказывания о тщетности бытия и непонятные шифры. «Непосвященные» не в курсе, что они означают, и должны их разгадать, хотя делается это также крайне просто, ведь они написаны на старом простом хакерском языке Leet, более известном в России как ILITA («илитой» любят называть себя особо соображающие в вопросах модных интернет-тенденций пользователи, в основном подростки).

Есть и более жесткие сообщества. Например, Blood, специализирующееся на не очень приятных картинках, на которых изображения порезанных рук, бритв в глазном яблоке или распоротого живота. Группа неоднократно закрывалась, а ее участники получали бан в социальной сети. Но появляется множество последователей и подражателей.

Есть куда менее жесткие, но символические сообщества. Одно из них «Гори, но не сжигай» (строчка из песни группы Lumen. В дальнейшем в песне упоминается синий кит. Группа при этом никакого отношения к суицидальным призывам не имеет, а использованные символы в «группах смерти» извращены. — Прим. ред.) специализируется на изображениях бабочек и китов. Причем бабочка позиционируется как прекрасное создание, живущее, однако, недолго. Такой символизм по замыслу должен намекать подросткам на необходимость скорой кончины.

Однако символы не всегда бывают выбраны верно. «Группы смерти» постигла резкая критика со стороны администратора сообщества «Море китов». Кит здесь представлен как мудрое и величественное животное, которое, тем не менее, бесконечно одиноко, и которое порой, не вынося терзающей душу грусти, выбрасывается на берег.

Прямых призывов к самоубийству в сообществе, что ранее, что в настоящий момент, не обнаруживалось. А администрация группы заявляет, что их образ и философия были извращены на фоне всеобщего помешательства на суицидальной теме. По их мнению, молодые люди сами создают себе проблемы в школе и с родителями, не учат уроки, а также пытаются уйти от реальных проблем и реального общения в виртуальный мир. Таким образом, школьники сами «создают образ врага» и популяризируют его.

Проблемы далеко не виртуальные

Вообще интернет-мифы, несмотря на свою кажущуюся со стороны нелепость и парадоксальность, оказываются очень жизнеспособны и могут странствовать во всемирной Сети от нескольких недель до нескольких лет. Будь то некий «тихий дом», базирующийся на существовании некоего «глубинного интернета», содержащего различную страшную для человеческого сознания информацию, или методика «как стать феей».

Последняя, кстати, является вполне реальной проблемой. Маленьких девочек, желающих «стать феями», призывают в полночь произнести волшебные слова, включить газ на кухне, не зажигая его, после чего лечь спать.

«…Пойдет волшебный газ. Пока ты будешь дышать им во сне, ты будешь становиться феей!» — говорится в инструкции. Эта «шутка» гуляет по Сети уже третий год, но избавиться от нее полностью никак не получается. Как мы говорили в одном из предыдущих номеров, дети менее склонны к критическому мышлению. Поэтому они могут доверять тому, что читают в интернете. Родителям следует внимательнее относиться к времяпрепровождению детей и установить контроль над посещаемыми сайтами в Сети. Собственно, быть внимательнее необходимо к детям любого возраста. И даже, может быть, в особенности, подросткового.

Ведь можно сколько угодно упрекать интернет, плохое окружение и даже всемирный заговор. Однако нельзя не отметить тот факт, что жертвами пропаганды суицида и прочих нехороших явлений становятся именно те подростки, которые сами стремятся уйти от реальности. Подростку требуется внимание, и он его получает. Пусть даже от незнакомцев в интернете. Необходимо признание? Соверши глупость, запиши видео, сделай фотографию — и получишь тысячи «лайков» и комментариев.

Собственно, за счет огромного количества лайков и пользователей все эти «группы смерти» и набрали популярность. Чем больше подписчиков, чем больше лайков и комментариев — тем больше прибыль. Интернет и социальные сети сегодня работают именно так.

Некоторые анонимные эксперты даже выкладывали в Сеть расследования, в которых указывалось, что вся шумиха вокруг суицидальных сообществ вызвана искусственно для привлечения аудитории и соответственно — чьего-то обогащения. Как вы помните, ранее мы говорили о том, что резонанс может быть спровоцирован наоборот — органами надзора.

Как бы то ни было, тема набрала популярность. А значит, такие провокации работают. Уйдут на второй план «группы смерти», чья-нибудь алчность спровоцирует другие нестандартные развлечения для подростков. И опыт подсказывает, что это будут далеко не альпинизм, шахматы и занимательная астрономия.

Так, например, буквально неделю назад в месcенджере WhatsАрp была массовая рассылка с предупреждением водителей о новой, далеко не безобидной, забаве среди молодежи. Молодые люди, особенно дети, могут играть в «Беги или умри», суть которой — перебежать проезжую часть как можно ближе перед движущимся транспортом. И чем опаснее, тем лучше. Естественно, все это следует зафиксировать на фото, а лучше — на видео.

Парадокс в том, что неизвестно, является ли сообщение об опасной игре очередным «вбросом» от злоумышленников или реальной угрозой. Российские источники ранее писали о рассылках сообщений, о неподтвержденных фактах раздачи детям жевательных резинок с наркотиками и (ну кто в такое поверит?) мандаринов со штаммом пневмонии.

Непонятно, чего добиваются злоумышленники такими рассылками? Возможно, того, что, устав от постоянной дезинформации, родители и сами дети перестанут обращать на нее внимание. Как в сказке про мальчика, который кричал: «Волк!». И вот тогда-то реальная угроза скроется за потоком фейков и лжи. А может, очередные предприимчивые злодеи желают подогреть интерес и нажиться на доверчивой молодежи? Или вдруг это никакие не злоумышленники, а доброжелатели, которые призывают держаться в тонусе и следить за детьми?

Как бы то ни было, в эпоху интернета и смартфонов родителям необходимо уделять куда больше внимания своим чадам. Психологи советуют рассказывать детям о возможных опасностях хотя бы в общих чертах и без конкретных примеров. И в целом как можно чаще узнавать, чем интересуется ребенок, какие у него проблемы и как он их решает. В противном случае проблемы вашего ребенка могут решить люди из интернета. А их решения порой фатальны.              

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру