В последние годы социальным сетям прогнозируют медленную смерть. Но!

Новая реальность по-прежнему сохраняет над нами угрожающую власть

Семь аккаунтов на каждого активного пользователя. Именно столько фантомных виртуальных «личностей» в среднем создает себе каждый житель сети.

Новая реальность по-прежнему сохраняет над нами угрожающую власть

Эпоха мессенджеров

Около 39 процентов взрослого населения СНГ имеют свой профиль хотя бы в одной из социальных сетей. Наибольшей популярностью пользуются «ВКонтакте» и «Одноклассники». Со дня основания Facebook в 2004 году в нем зарегистрировано около полутора миллиардов аккаунтов.

Более 75 миллиардов сообщений отправляется ежедневно пользователями соцсетей по всему миру. В сети загружается не менее 100 миллионов фотографий, 20 миллионов аудио- и пять миллионов видеофайлов. Гудят серверы, надрываются вентиляторы, сжигаются гигаватты энергии. И все это для того, чтобы Вася из Ханты-Мансийска мог написать Алие из Астаны, что на фотографии у нее красивая ж…

Стоп. Допустим, Вася отправляет исключительно стихи Маяковского, а Алия отвечает ему, цитируя Омара Хайяма. Суть от этого не меняется. Расстояния, часовые пояса, языковые барьеры — все это не имеет значения для того, кто является счастливым обладателем аккаунта в социальной сети.

Самих же социальных сетей великое множество. В далеком 2004-м Марк Цукерберг своим Facebook взорвал интернет-пространство, которое раньше не знало ничего лучше «аськи», как сами пользователи называли мессенджер ICQ. Прошел год, и на постсоветском пространстве появился полный клон «лицокниги» — «ВКонтакте». Адаптированный интерфейс и возможность закачки и прослушивания аудиозаписей сделали свое дело. Творение, а точнее адаптация Павла Дурова, плотно отвоевало долю рынка у буржуйской соцсети и занимает умы около 42 процентов казахстанцев и россиян. Facebook, к слову, сумел сохранить только 14-17 процентов нашего рынка.

Знаменитый Skype, дающий возможность прямой видеосвязи, появился даже на год раньше первой соцсети, но снискал себе популярность чуть позже — году эдак в 2006-м. А в дальнейшем и вовсе захватил львиную долю рынка, внедрив возможность устраивать видеоконференции с несколькими пользователями. Сегодня появилось множество аналогов эстонской программы, например, Razer или ooVoo, но чтобы связаться с людьми за океаном в реальном времени, большинство пользователей используют именно Skype.

После 2008-го все без исключения социальные сети стали мобильными. Мир захватил тренд «интернет в кармане». Поэтому стали появляться новые, удобные именно для смартфонов, приложения. WhatsApp — для сообщений и аудиозвонков, Viber — для видеозвонков. SMS и MMS отошли на второй план, а в тарифных пакетах телефонных операторов решающее значение стали играть ни цена минуты разговора или одного сообщения, а объем трафика и стоимость безлимитных предложений.

«Зачем вы все сидите там?»

Совсем недавно, вобрав в себя все самое лучшее от предшественников, появился апогей всех современных мессенджеров, новое творение Павла Дурова Telegram. У мессенджера есть два главных преимущества, отличающих его от предшественников, — кросс-платформенность и возможность создания и привязки специальных ботов. Первое означает, что Telegram одинаково удобно работает как на смартфоне, так и на планшете, ноутбуке или стационарном ПК.

А боты — это специальные аккаунты, управляемые программами, которые могут выполнять определенные команды в персональных и групповых чатах, а также осуществлять поиск в интернете или выполнять другие задачи. Они применяются в развлекательных целях или в бизнесе. Ах, да — в новом меccенджере внедрена также специальная технология шифрования, делающая его чуть ли не самым защищенным в мире.

А в целом принцип остался тот же: фото, видео, сообщения, комментарии, аудиозаписи и ссылки, которыми вы бы хотели поделиться.

Некоторые соцсети пошли дальше и обрели спецификацию. Например, LinkedIn, который помогает в поиске работы. Сто пятьдесят отраслей бизнеса, 200 стран, 23 языка и свыше 400 миллионов пользователей — таковы показатели на 2016 год. А ведь есть еще Instagram, предназначенный для выкладывания фотографий и коротких, не более пятнадцати секунд, видео (100 миллионов пользователей и 16 миллиардов фотографий), умирающие Google+ и MySpace, отечественные «Мой Мир» и «Одноклассники». И еще не менее сотни пока неизвестных шедевров от амбициозных молодых людей, желающих стать новыми Дуровыми и Цукербергами.

«Зачем вы все сидите там? Чем вы занимаетесь?» (Нурсултан Назарбаев — о тех, кто «висит в соцсетях», на заседании политсовета партии «Нур Отан» от 29. 01. 2010 г.).

На самом деле глава государства считает социальные сети очень важной площадкой для дискуссий. Особенно в плане обсуждения острых социальных вопросов. Ведь ни в одном другом источнике ни одно событие не получает такого резонанса и такого количества аудитории. Действительно, чем же занимаются все эти люди в социальных сетях?

Менеджеры среднего звена обсуждают планы на уик-энд и автомобили, их подруги размещают фотографии в купальниках и ищут, где бы сделать маникюр. Дедушки ищут своих боевых товарищей, а их бабушки делятся тысячей и одним рецептом творожной запеканки. Подростки и студенты находят себе любовь всей жизни (или одной ночи) и просят помочь с решением лабораторных работ.

И это только небольшой пласт событий, происходящих в сети прямо в эту минуту. На самом деле социальная сеть — это такое пространство, где можно делать в прямом смысле все, что угодно. Несколько кликов, «фейковый» (ложный, ненастоящий) аккаунт, и вот вы уже грудастая блондинка из Москвы или молодой плейбой из Майями. И совершенно не важно, что на самом деле возле экрана сидит сорокалетний слесарь из глубинки. Социальные сети зачастую дают нам то, что мы недополучаем в реальном мире. Психологи выделяют несколько ключевых потребностей, которые можно удовлетворить, не отходя от компьютера.

Для удовлетворения своих потребностей

Психотерапевт Андрей Котляров в книге «Другие наркотики» считает, что социальные сети дают человеку иллюзию бессмертия. Слова, отраженные на экране компьютера, образ, созданный в социальной сети, — все это как будто зафиксировано и уже оставлено в вечности. Это как написать книгу, не обладая писательским талантом. Рано или поздно какой-нибудь пользователь наткнется на вашу страничку, фразу или фотографию и так или иначе отреагирует на нее. Это ощущение опьяняет и заставляет снова и снова заходить в свой аккаунт и оставлять сообщения.

Еще один значимый психологический момент, по мнению Котлярова — возможность замены действия игрой. Можно быть кем угодно, играть любую роль, а вместе с этим реализовывать свои тайные желания. Именно этим объяснимы виртуальные смены пола и социального статуса.

И даже те пользователи, которые имеют только свой реальный аккаунт, также раз за разом заходят в сеть исключительно для удовлетворения своих потребностей. Например, потребности в событиях. Это особенно актуально для тех, кто ведет размеренный или даже скучный образ жизни. В социальных сетях можно как обсудить чужие ситуации, так и создать свою, даже ненастоящую.

Преимущество виртуального общения в том, что пользователям достаточно любого аудиовизуального подтверждения для того, чтобы поверить в любую, даже самую абсурдную «постановку». Кстати, именно поэтому стоит прислушаться к инициативе некоторых депутатов оградить детей от гаджетов и социальных сетей.

«У детей, особенно младшего школьного возраста, слабо развито критическое мышление. А жизненного опыта еще недостаточно, чтобы правильно сопоставлять факты и интерпретировать события. Поэтому они верят интернету, как взрослому. И именно поэтому у них формируется мировоззрение, что все, что есть в интернете, — это правильно», — комментирует проблему детский психолог Алиса Смирнова.

Еще одна важная потребность, удовлетворяемая в сети, конечно же, потребность в общении. И главное преимущество здесь даже не в том, что интернет позволяет не зависеть от расстояний и общаться хоть с Канадой, хоть с Новой Зеландией. Главное — минимум усилий и выразительных средств, которые требуются при общении.

Смайлики вместо реальных эмоций, стикеры и картиночки вместо реального присутствия и ссылки на новость вместо развернутого описания событий. Исследования шведских психологов из университета Кальмара показали, что 90 процентов активных пользователей социальных сетей испытывают проблемы с реальным общением.

Проклятие или благо?

Не стоит забывать, что, несмотря на тот факт, что в социальных сетях все вроде бы не по-настоящему, пребывание в них иногда все-таки выливается во вполне реальные проблемы.

За размещение фотографий и картинок с определенным запрещенным содержанием, например, в России уже можно получить реальный срок. И прецеденты «за разжигание межнациональной розни» и «за откровенное и порнографическое содержание» уже были. И даже если правоохранительные органы не заведут на вас дело, травлю могут устроить и обычные пользователи.

Зарегистрирован уже не один десяток случаев, когда за определенные поступки или высказывания пользователь соцсети подвергался гонениям или даже угрозам со стороны общественности. Так, например, было в случае с избиением школьницы ее же одноклассницами в подмосковном Ульяновске. Пять девочек-подростков совершили расправу над одноклассницей и сняли происходящее на видео. Пока полиция медлила с возбуждением уголовного дела, в игру вступила интернет-общественность.

Угрозы и предостережения посыпались на виновниц конфликта не только в соцсетях. И тогда правоохранительным органам все же пришлось выступить с официальными заявлениями и даже взять участников происшествия под защиту.

Вообще в последнее время именно резонанс в сети позволяет пролить свет на какие-либо события. Пишутся петиции, снимаются видеообращения, собираются митинги и выступления. И властям ничего не остается, как реагировать на происходящее. Поэтому представители пресс-служб все меньше работают с телевидением и газетами и обращают все больше внимания на интернет и соцсети.

Бывали даже случаи, когда телеканалы делали сюжеты исключительно после того, как событие широко обсуждалось в соцсетях. Например, на развлекательном ресурсе pikabu.ru, втором по посещаемости в рунете после «ВКонтакте», который стал настоящим ньюсмейкером для многих региональных каналов.

Отличительной его чертой является то, что на нем «сидит» множество квалифицированных специалистов из различных областей, в том числе юристы и инженеры. Поэтому профессиональную консультацию можно получить, так сказать, не отходя от кассы. А система внутреннего рейтинга позволяет исключать из беседы неграмотных, предвзятых или агрессивных пользователей.

Не стоит забывать и о том, что абсолютно вся информация, которая так или иначе попала в сеть, остается доступной еще очень долгое время. И своеобразный компромат можно собрать практически на любого пользователя. Тем более на того, кто очень активно удовлетворяет свои потребности и бывает в сети постоянно.

Поэтому иногда следует «фильтровать» как публикуемые материалы, так и обыкновенные сообщения и комментарии. Они могут выйти боком, причем даже через несколько лет. Хотя бывает и наоборот.

Одному моему знакомому, в юности пописывающему стишки, предложили опубликовать несколько его творений, три года назад размещенных в сети. Он даже получил, хоть и небольшой, но гонорар. А наш редактор, к примеру, нашел в социальных сетях двоюродного брата, живущего в США. Чем не положительный факт?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру