Почему в Казахстане светлые головы вечно в тени невежества чиновников?

Казахстанские ученые творят несмотря на и вопреки

В Казахстане, долго и упорно претворяющем в жизнь грандиозные государственные программы, за весь период независимости не было сделано ни одного фундаментального научного изобретения. Однако, как бы парадоксально это ни звучало, это не означает, что их нет.

Казахстанские ученые творят несмотря на и вопреки

Страна, у которой две беды — бюрократы и коррупция

То, что без развития инновационных технологий государство не может иметь светлого и счастливого будущего, мы слышим едва ли не в каждом репортаже с продуваемых всеми ветрами берегов Ишима. Но кто-нибудь из нас слышал хоть раз за 25 лет хоть об одной разработке казахстанских деятелей науки, «взорвавшей» мир?

Нет, не слышал. Но они, тем не менее, есть! Как ни парадоксально. И их немало. Только проблема в том, что изобрести что-нибудь в нашей стране гораздо проще, нежели дать своему изобретению путевку в жизнь. Сложности, с которыми тут приходится сталкиваться доморощенным Кулибиным, весьма банальны и всем хорошо известны. О них даже говорить не стоит.

Обидно только, что государству, так рвущемуся в число 30 наиболее продвинутых, до этого нет никакого дела. И научные разработки, которые могли бы реально загнать нас в «тридцатку», а то и в «двадцатку», остаются неведомыми и в лучшем случае служат ограниченному количеству людей, не принося славы Отечеству и блага народу.

Голь на выдумку хитра

Киргизский чабан нашел способ извлечения газа из навоза. Не ради получения Нобелевской премии, а чисто по житейским причинам — жизнь заставила. Государство так взвинтило цены на коммунальные услуги, что народная чабанская смекалка заработала на всю катушку. Искать более дешевый источник энергии пришлось поневоле.

Изобретение оказалось простым, как все гениальное. По его же собственным словам, он то ли притащил откуда-то, то ли сам смастерил емкость объемом четыре куба. Положил в ее утробу две тонны навоза и стал ждать химической реакции. Прошло не более двенадцати дней, как содержимое бочки забродило и стало выделять газ, которого оказалось вполне достаточно для того, чтобы готовить еду три раза в день. А использованный при этом навоз к тому же явился очень хорошим удобрением для огорода.

Нисколько не умаляя заслуг народного умельца из соседней республики, скажем, что такой агрегат уже был изобретен несколько лет назад казахстанским ученым, кандидатом технических наук, обладателем советского знака изобретателя и 25 авторских свидетельств алматинцем Вадимом Некрасовым. Его научное название — автономный источник электрической энергии малой мощности на основе биомассы.

Вадим Некрасов, создавший несколько лет назад автономный источник электрической энергии малой мощности на основе биомассы

Принцип заключается в том, что большое поголовье скотины выдает большое количество навоза. А это уже проблема. Поскольку, если его просто выбрасывать, он может стать источником эпидемии. Ученый предложил превратить проблему во благо, разработав комплексную технологию, позволяющую получать не только энергию, но и необходимые для животноводства витамины.

Сбраживание навоза образует биогаз, на котором могут работать двигатели, вырабатывающие электроэнергию. А навоз, который месяцами лежит в гуртах, вместо того, чтобы терять азотное соединение, перерабатывается по той же технологии, благодаря чему сохраняет свойства и превращается в усваиваемую аммонийную форму. И при метановом сбраживании образует витамин В12, без которого животноводство просто не может обойтись. В Казахстане он не производится. А покупать за рубежом дорого.

И в этом тоже есть великий смысл. Поскольку, если просто перерабатывать навоз и получать газ, энергия, получаемая при его сжигании, будет дорогой. Комплексная технология дает массу преимуществ, не считая того, что полностью отвечает принципам «зеленой» энергетики.

При этом с высоких трибун постоянно говорят о необходимости увеличить производство удобрений до трех миллионов тонн в год. Но никто не говорит, как это сделать. Некрасов предлагает строить энерготехнологические комплексы, получать электроэнергию и тут же превращать ее в азотные удобрения. Для этого, по большому счету, нужны-то всего лишь навоз, воздух и вода.

Искать ветра в поле не нужно. Он сам тебя найдет

Доктор технических наук казахстанец Николай Буктуков изобрел ветряную электростанцию с вертикальной осью, которая, по его словам, гораздо эффективнее тех, что мы привыкли видеть на красочных фотографиях. Его установка работает при любых порывах и изменениях направления ветра. Даже при очень слабой его скорости — 2-3 метра в секунду. Изобретенный где-то за бугром гигантский пропеллер при такой скорости ветра просто останавливается, поскольку потока воздуха для его работы становится недостаточно. И при скорости 20 метров в секунду он останавливается. Потому что может разрушиться.

Установку Буктукова можно собрать в обычной школьной мастерской. А преимущество ее в том, что она работает с постоянной скоростью вращения при любой скорости ветра.

Николай Буктуков изобрел ветряную электростанцию с вертикальной осью, которая эффективнее подобных традиционных установок

А еще умелец придумал способ извлечения большего количества нефти из недр, нежели извлекается сейчас. Дело в том, что при нынешних технологиях добычи на глубине остается около 30-40 процентов черного золота. Технология Буктукова теоретически позволяет извлекать около 80 процентов, что, по его словам, эквивалентно открытию нового месторождения.

Кроме того, у него есть изобретение, существенно облегчающее транспортировку высоковязкой нефти. Сейчас каждые 30–50 километров вдоль нефтепроводов стоят пункты подогрева, предназначенные для снижения вязкости черного золота, что течет по трубе. Его технология позволит сделать это без огневого подогрева с использованием возобновляемых источников энергии. И избавиться от необходимости сжигания газа, что, в свою очередь, заметно сократит и затраты, и вредные выбросы в окружающую среду.

Волки в овечьих шкурах

Казалось бы, внедряй — не хочу. Ведь ни с навозом, ни с водой, ни с воздухом, ни с ветрами у нас проблем нет. Но проблемы с другим. С тем, что, постоянно равняясь на развитые страны, мы пытаемся применять у себя их положительный опыт. Но сами стать развитыми все никак не можем.

Порой доходит до того, что кто-то допускает нехорошие мысли о нашей ущербности. О том, что мы способны лишь торговать ресурсами и пользоваться благами, завезенными к нам из цивилизованного мира, в котором живут умные люди, придумывающие современные технологии.

Однако если ущербность и имеет место, то совершенно в ином. В банальной коррупции и бюрократизме. В том, что для нас важно «навариться» сегодня. И неважно, каким способом — спекуляцией, взяткой, откатом. Без лишних мыслей о будущих поколениях и тому подобном. И еще кое в чем.

Вот, к примеру, за весь период независимости в передовых университетах мира по программе «Болашак» за государственный счет (!) отучились тысячи казахстанцев. Многие из них постигали не только премудрости юриспруденции, экономики и финансов, но и учились тому, как разрабатывать новые технологии. А где результат?

А результат в другом. В том, например, что болашаковцы уже становятся фигурантами коррупционных скандалов. Выясняется, что кто-то расхищал государственные средства, предназначенные для выполнения государственных программ. А кто-то «пилил» деньги, выделенные государством на научные исследования. Это если говорить о чиновничестве в целом. Посмотрите, как они проникновенно прикладывают правую руку к сердцу во время исполнения гимна, а потом почитайте последние новости.

Вот и выходит, что для чиновника любое изобретение интересно лишь тем, какого объема откат он получит с государственного гранта, выделенного на его продвижение. Откуда при таком подходе взяться науке?

В последнее время им стали запрещать красиво жить. Не всем, конечно же. Но все же. И это вселяет надежду. Правда, пока еще весьма призрачную.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру