Многоженство - одна из любимейших тем в Казахстане

Возможно, чья-то невидимая рука пытается таким образом прощупать реакцию людей? И, если это так, значит в этом кто-то заинтересован?

Вопрос законодательного закрепления многоженства не раз выходил за пределы кухонь и даже обсуждался в стенах парламента Казахстана. Аналогичные поправки инициировались в 2008 году при рассмотрении проекта обновленного кодекса «О браке и семье». Многие сторонники утверждали, что это поможет решить массу проблем. Одна из них актуальна сегодня.

Возможно, чья-то невидимая рука пытается таким образом прощупать реакцию людей? И, если это так, значит в этом кто-то заинтересован?

Мужчина как «расходный материал»

Говоря о многоженстве, необходимо понять, откуда пришло это явление. Исторически оно присутствовало более чем в 80 процентах человеческих культурных сообществ, было распространено в древнееврейском обществе, Китае, Корее, у отдельных коренных народов Америки, Африки и Полинезии.

В Древней Греции полигамные браки разрешались только для восполнения людских потерь после войн. Однако, когда восстанавливалась численность населения, запрещались. В Древнем Риме такой практики не было, однако существовал конкубинат (неофициальный или «гражданский» брак одного мужчины с одной или одновременно несколькими женщинами).

То есть в те времена это было необходимостью, поскольку шли постоянные вой-ны, число мужчин заметно уменьшалось, а выжившим необходимо было оставлять и обеспечивать свое потомство. Именно поэтому многоженство узаконили, чтобы жены не оставались без кормильцев. Кроме того, мужчины редко бывали дома, и на долю женщины выпадало много хлопот — от строительства жилья, поддержания порядка, приготовления пищи, рождения и воспитания детей до ухода за скотом. Поэтому в дом приводили вторых и третьих жен-помощниц. Так у мужчины появлялся целый гарем.

В современном мире многоженство распространено в некоторых странах Африки и более чем в 30 государствах исламского мира, в том числе в Иране, Ираке, Пакистане, Афганистане, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах. В отдельных государствах полигамные браки имеют право заключать только граждане, исповедующие ислам. Согласно исламским канонам у правоверного мусульманина есть законное право иметь до четырех жен одновременно, но только в том случае, если он в состоянии выполнить все необходимые для этого условия.

Прежде всего каждой замужней женщине нужно предоставить отдельное помещение: дом, квартиру или отдельную комнату со всей необходимой обстановкой и хозяйственной утварью. Имеющий более одной жены обязан обеспечивать всех в одинаковой степени, не делая между ними никакого различия. Кроме того, верующий должен содержать всех своих детей от законных жен, а также всемерно поддерживать между своими женщинами мир и согласие.

Там, где многоженство узаконено, есть и свои нюансы. К примеру, для вступления в новый брак мужчина должен доказать в суде, что в состоянии обеспечивать всех своих жен и детей, а также иметь письменное разрешение первой жены или всех имеющихся. Бывают исключения: в Непале, где полигамные браки запрещены, мужчина может взять вторую жену, если первая страдает неизлечимым венерическим заболеванием, является душевнобольной, парализованной, слепой или бесплодной (не смогла родить ребенка в течение 10 лет после вступления в брак), а также в случае, если она соглашается жить отдельно, предварительно получив свою долю собственности.

Нельзя сказать, что практика многоженства там, где она узаконена, распространена повсеместно. Так, по оценкам экспертов, лишь около пяти процентов пакистанцев имеют более одной супруги. В Йемене примерно семь процентов женщин страны состоят в подобных браках. В Сирии полигамные браки достаточно редки. Гораздо более они распространены в государствах Африки. В Сенегале, где количество жен не ограничено, чуть менее половины женщин находится в полигамных браках, в Того — половина женщин, в Чаде — более трети.

Нам тоже хочется…

Тема многоженства давно обсуждается и в Казахстане. Во времена Российской империи этот вопрос вообще не стоял, так как имперские власти не вмешивались в местные обычаи.

Однако все изменилось с приходом к власти большевиков. Центральный комитет Туркестанской Автономной Советской Социалистической Республики 14 июня 1921 года принял декрет о запрете многоженства и уплаты калыма. Эти «табу» сохранялись и в законодательстве союзных республик, в том числе и Казахской ССР. В 1998 году официально было принято решение исключить многоженство из числа уголовно наказуемых актов, тогда это был единственный случай среди стран Центральной Азии.

Но законодательство не предусматривает возможности официальной регистрации более чем одного брака. Брачные союзы, заключенные по мусульманскому праву, государством не признаются, однако не преследуются, что оборачивается ущемлением имущественных и других прав жен, а также детей, рожденных в них.

Вопрос законодательного закрепления многоженства не раз выходил за пределы кухонь и даже обсуждался в стенах парламента Казахстана. Аналогичные поправки инициировались в 2008 году при рассмотрении проекта обновленного кодекса «О браке и семье». Многие сторонники утверждали, что это поможет решить массу проблем. Одна из них актуальна сегодня.

На 1000 новорожденных девочек приходится 1060 мальчиков. Однако уже к 25 годам происходит дисбаланс. Мужчины погибают в активном возрасте, поскольку не так щепетильно следят за здоровьем, больше заняты тяжелым трудом и рискуют. Есть выражение: «Когда женщина начинает болеть, мужчина уже умирает». В итоге женщинам после 25 лет трудно найти спутника жизни, а после 30 — родить первого ребенка. После 40 лет шансы и вовсе сводятся к нулю.

Незамужних женщин в возрасте от 25 до 50 лет в республике насчитывается более 350 тысяч. При этом каждый пятый ребенок растет в неполноценной семье. В среднем на одного холостого мужчину в Казахстане приходится восемь свободных дам. Та же, что решается связать свою жизнь с женатым мужчиной, попадает в незавидное правовое положение: официально не может считаться его женой, не имеет, как и ее дети, права на наследство.

Незамужние женщины, как охотницы, «отбивают» чужих мужей, в итоге разрушаются семьи, увеличивается количество разводов. В этом случае, как говорили депутаты, многоженство — выход из данной ситуации. Легализация не столько для того, чтобы побаловать мужчин, сколько, чтобы юридически защитить права женщин, для которых это не такая уж и плохая возможность. Ведь мужчинам гораздо проще иметь любовниц, поскольку это отношения без обязательств.

А являясь второй или третьей женой, женщина сможет родить детей в официальном браке и будет обеспечена. Это лучше, чем остаться старой девой и не познать материнства. Логика законодателей была проста: с первой супругой мужчина, как правило, сколачивает состояние и делает карьеру, а в 40-45 лет женщина не хочет или уже не может родить, зато кругом много потенциальных незамужних матерей.

Полигамные браки, которые часто называют удобным оправданием избежать ответственности, помогут решить проблему рождаемости: уменьшится количество брошенных детей и абортов. Поскольку создание такой семьи часто носит характер обдуманной договоренности, она крепкая. Разводов в полигамных браках меньше.

Однако поправки по легализации многоженства депутаты не поддержали. Оппоненты утверждали, что такая практика отбрасывает Казахстан в Средневековье и опасна для общества, тогда как другие расценивали это как дискриминацию против женщин. Многие западные исследователи и представители международных правозащитных и неправительственных организаций отождествляют полигамию с социальной несправедливостью и нарушением прав женщин. В этом случае необходимо тогда узаконить многомужество.

Кстати, сегодня существует полиандрия — система семейных отношений, при которой у одной жены много мужей. В Тибете, например, женщина выходит замуж одновременно за всех братьев из одной семьи и становится их общей женой, а дети, рожденные в таком браке, признаются всеми братьями как родные. Но ученые считают, что принятие такого закона может породить генетический хаос: ребенок не будет знать, кто именно его отец.

Не были согласны с данными инициативами и в Союзе мусульман Казахстана, считая, что не стоит применять светские законы к такой сфере, как брак и семья. Да и в целом общественность не была готова к этим изменениям. Проводившиеся неоднократно соцопросы на эту тему показывают, что почти половина мужчин поддерживают идею легализации многоженства и только 20 процентов женщин, да и то с оговорками, согласны.

Миф и реальность

Но, тем не менее, многоженство, которое де-юре запрещено, де-факто существует в Казахстане. Бывает, что только через много лет открывается правда, и оказывается, что на протяжении всей жизни мужчина тайно посещал другую женщину, которая растила его ребенка, была согласна хотя бы на такое внимание, чем на полное отсутствие отца и мужа. И таких «двойных» семей в республике немало.

Этот аргумент, по мнению сторонников, подтверждает их правоту: узаконенный второй брак придаст уверенности в завтрашнем дне токал и ее детям. Конечно, женщине придется мириться с неизбежными минусами. Прежде всего с тем, что она не единственная и внимание будет уделяться не только ей одной. Меньше внимания в такой семье уделяется и детям. Если в прошлом, когда полигамия была обычным явлением, жены достаточно спокойно относились к наличию у мужа еще одной супруги, то сегодня женщины ярые собственницы.

По сути, женский эгоизм мешает правильно взглянуть на данный вопрос, поэтому решение проблемы кроется в изменении менталитета женщин.

Но не только в этом. Процедура легализации многоженства потребует корректировки не только жизненного уклада общества, но и множества законов. В законодательстве прямо указано, что мужчина не может жениться, если уже является женатым. Значит, многоженство остается в двойственном положении. Что не запрещено, то де-факто разрешено, что мы и видим на примерах из жизни. В стране нет за это наказания. Между тем кодекс «О браке и семье» подробно расписывает права, обязанности, ответственность супругов. Какие будут права у второй или третьей жены, у их детей по отношению к общему имуществу и т.д.?

Кто-то говорит, что при легализации многоженства имидж Казахстана упадет в глазах наших зарубежных партнеров, особенно Европы. Да, возможно, международные правозащитники раскритикует нас за это, но обрывать экономические и другие связи по этой причине несерьезно. К тому же в той же Европе легализованы проституция и однополые браки. Да и вопрос многоженства поднимался в США и Китае.

И даже, предположим, если в Казахстане полигамные браки официально разрешат, это не значит, что все сразу начнут себе брать жен «оптом». Как и в других странах, где такая практика распространена, будет ряд условий. Например, минимальный доход, при котором мужчина сможет содержать вторую, третью и последующих жен. Обязать его получать согласие жен, а также обеспечивать их отдельными квартирами и выполнять другие важные условия. Естественно, многоженцами могут быть только обеспеченные мужчины, которые «потянут» несколько жен и много детей. Ведь менеджер средней компании никогда не позволит себе вторую жену, ему бы первую прокормить и ее детей. Поэтому таких браков в стране будет не так уж много.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру