В Казахстане приступают к созданию резервата для тигров

Ученые убеждены, что есть шанс на возрождение туранского тигра

Эйфория безнаказанности и гонка за трофеями привели к тому, что многие виды животных, в число которых попал и туранский тигр, были полностью истреблены. Но даже несмотря на то, что этот подвид считается исчезнувшим, ученые убеждены, что есть шанс на его возрождение, причем лучшая платформа для реинтродукции расположена в Казахстане.

Ученые убеждены, что есть шанс на возрождение туранского тигра

Балхаш как центр Азии

В это сложно поверить, но еще совсем недавно львы в фауне Казахстана были такой же нормой, как сейчас кабаны. Наряду с Южноприкаспийским, Амударьинским и Сырдарьинским, Или-Балхашский очаг обитания туранского тигра относился к самому крупному в Центральной Азии, он же стал и последним таким ареалом.

Если на большей его части в Центральной Азии уже в конце XIX, начале XX веков тигр как жизнеспособная популяция был уже уничтожен, то в Прибалхашье он еще водился в 1940-х годах.

В Центральной Азии тигра уничтожали всеми доступными средствами, и вряд ли можно выделить один основной фактор, приведший к его исчезновению, так как наряду с прямым истреблением зверей уничтожалось и их место обитания.

Казалось бы, спустя полвека можно было поставить в этом вопросе точку, но в последние десять лет велась скрупулезная работа, направленная на возрождение туранского тигра. Группа международных ученых вела труды по исследованию как ДНК девяти сохранившихся подвидов тигров, так и бывших мест их обитания. В конечном итоге группа заключила, что лучшее место для этого хищника расположено в Казахстане в дельте реки Или, к югу от озера Балхаш.

И вот сегодня реализуется проект Всемирного фонда дикой природы (WWF) совместно с Российским географическим обществом и Казахстанским национальным географическим обществом (КНГО). Если удастся его осуществить, то это будет действительно проект века, который в дальнейшем позволит Казахстану экспортировать уникальную кошку по всей Центральной Азии.

Но это перспективы совсем уж далекого будущего, в реалиях сегодняшнего дня необходимо решить целый ряд принципиальных задач. Тем более что при всем своем гуманитарном стержне и, казалось бы, безобидном содержании реализация этого проекта может открыть не один «шкаф со скелетом».

Территория Х

В 2017 году планируется начать создание Или-Балхашского резервата для тигров. Сегодня готовится перевод в статус заповедника 440 000 гектаров земли — цифра немалая, но, по мнению ученых, и этой территории недостаточно. По самым скромным подсчетам зоологов, для полноценной реинтродукции необходима площадь в миллион гектаров. В дельте Или и южной части прибалхашского района специалисты выделили участок от поселка Коктал на юго-востоке до поселка Балатопар — Куйгал на северо-западе и Караой — Крыпсало на север, северо-восток.

Потребность в столь крупном заказнике неслучайна, а обуславливается привычками хищников. Ведь тигры — это не львы, они не живут прайдами и крайне ревностно относятся к непрошеным гостям. Участок, необходимый для нормального проживания каждого отдельно взятого тигра, должен быть не менее 40 квадратных километров. Следует учесть, что дополнительно к дельте значительные места обитания тигра расположены в 10-20-километровой полосе вдоль южного побережья озера Балхаш и, по предварительным оценкам, занимают около 100 — 150 тысяч гектаров.

На первый взгляд, обозначенный учеными участок практически не заселен людьми. То есть в случае создания Или-Балхашского заказника тот потенциальный конфликт, который мог бы возникнуть через несколько лет после выпуска тигров, уже сейчас сведен к минимуму.

Другое дело, что кому-то может не понравиться не то чтобы соседство с полосатым охотником, а в принципе — создание территории заповедника как таковой. Несмотря на то, что на этой территории нет крупных населенных пунктов, все-таки дикой ее не назовешь. Там расположено около 10 населенных пунктов, где живут от 20 до 1000 человек. Если предоставить людям аналогичные, а еще лучше — более благоприятные условия в другом районе, то все они наверняка с удовольствием «перекочуют». Намного сложнее дело обстоит с другой группой людей, которые в свое время подсуетились и «оттяпали» себе неплохие участки земли, причем нарушая все существующие законы РК.

Около 80 процентов территории, где запланирован ареал, принадлежат Гослесфонду, и все мероприятия по использованию этих ресурсов должны были быть согласованы с данным ведомством. Открывается следующая картина: на южном берегу озера Балхаш есть три республиканских комплексных заказника — это Прибалхашский, Каройский и Куканский общей площадью 1 061 100 гектаров, которые охватывают большую часть дельты Или, дельты рек Лепсы/Аксу и около 40-45 процентов южного побережья Балхаша.

В этих диких местах организация охоты и другая предпринимательская деятельность запрещены. Однако в середине 90-х это не помешало местным акимам устроить «распил» земли. Так, на, казалось бы, защищенной территории появилось около 400 фермерских хозяйств, отданных в долгосрочную аренду сроком на 50 лет.

Равномерно «размазанные» по всей территории заповедника хозяйства представляют собой небольшие хутора из одного-двух домов с небольшими ограждениями для скота. В среднем в каждом из подворий имеется около 100 лошадей, 150 коров и около 100-250 овец. По самым скромным оценкам, количество крупнорогатого скота и лошадей составляет около 80 000 — 100 000 голов и около 50 000 — 70 000 овец.

Сейчас представители Гослесфонда пытаются на добровольных началах аннулировать договора долгосрочной аренды и заключать ежегодные договора. Удастся ли сдвинуть этот вопрос с мертвой точки, пока не известно, но то, что фермерские хозяйства являются преградой, отрицать сложно.

Домашний тигровый уют

Но даже если представить, что в ближайшее время землю удастся освободить от «нелегалов», то говорить о немедленной реинтродукции все равно еще рано. Для того, чтобы можно было «заселить» первую партию тигров, необходимо «благоустроить квартиру», то есть требуется доработать ландшафт, поработать над флорой и фауной.

Потенциальные места обитания тигра в пойме реки Или довольно мозаичны и разнообразны: туранговые, лоховые, чингиловые, гребенщиковые и тростниковые тугаи, часто смешанные. Но эти наблюдения справедливы лишь для диких мест, куда люди и их копытные не добрались. Но с учетом устроенного территориального «распила» полностью пригожих мест недостаточно.

По результатам анализа, проведенного учеными, в хрупкую структуру экосистемы постоянно вмешивается человек. Дело в том, что вся фауна напрямую зависит от тростниковых зарослей. Чем больше развиты заросли, тем чаще встречаются следы кабанов и другой живности.

Но практически все тугаи на исследованном участке подвергаются практически полному выгоранию с периодичностью в два-три года. С каждым новым пожаром густота возрожденных деревьев резко сокращается, и непроходимые заросли превращаются в разреженные тугаи, больше напоминающие саванну, нежели труднопроходимые джунгли.

Для дикого мира такое проряжение губительно, зато более благоприятно для домашней скотины. С учетом регулярности пожаров можно предположить, что их причина лежит исключительно в антропогенном факторе, а следовательно первое, что необходимо сделать, — это усилить контроль на отведенных территориях, исключить выпас крупного рогатого скота, коз и других животных. В идеале весь заказник необходимо закольцевать ограждением, по которому пустить низковольтное напряжение. С одной стороны, эта мера позволит четко обозначить ареал обитания львов, с другой — предупредит контакт хищника с людьми и домашней скотиной, что предупредит конфликтные ситуации.

Ускорить восстановление растительности можно путем создания многочисленных рукавов вдоль по течению Или, что приведет к увеличению тугайных лесов.

Что касается живности, то тут объем работы колоссален. Доподлинно известно, что в 1941 году в дельту реки Или было переселено более 1000 семей охотников для добычи пушнины, которые, в дальнейшем добывали до 1,5 миллиона шкурок в год. Популяции большинства видов копытных уже в те годы испытывали сильный пресс охоты, однако популяция кабана все еще сохранялась.

Но «вопрос» с копытными решился в начале 2000-х годов, когда люди начали устраивать загонные охоты с использованием автомобилей и даже вертолетов. По многочисленным опросам, суммируя количество добываемых кабанов лишь отдельными браконьерами, устраивавшими специальную охоту, можно предположить, что в пойме реки Или ежегодно добывают около 1000 кабанов.

По мнению директора WWF Игоря Честина, численность кабанов нужно увеличить по меньшей мере в 50 раз.

Другое звено в пищевой цепочке — бухарский олень, который также ранее был полностью истреблен в Казахстане. Его реинтродукция позволит увеличить емкость угодий для тигра. Основной недостаток благородного оленя — медленное восстановление численности на первой фазе реинтродукции. Однако WWF имеет большой опыт работы с этими животным и положительный пример реализации проектов в других странах.

По мнению специалистов, потенциал, заложенный в регионе, способен сформировать одну из наиболее крупных популяций бухарского оленя в Центральной Азии, а чтобы придерживаться заданного плана, начиная с 2017 года в РК необходимо заво-зить по 50-60 оленей ежегодно.

Третья группа животных, на которых обращено внимание ученых, — это косули. Пусть площадь пригодных мест обитания для них значительно меньше, чем у бухарского оленя или кабана, зато они обладают высоким репродуктивным потенциалом. Если восстановить их кормовую базу и исключить браконьерство, то можно будет в течение 3-5 лет восстановить плотность популяции косули до 10-15 особей на 1000 гектаров и в последующие 2-3 года — до 50-70 голов на эту же территорию.

В конечном итоге необходимо достичь плотности в пять животных на квадратный километр — это нижняя планка, преодолев которую, можно сказать, что «дом» готов к заселению и тигров можно запускать.

За чей счет «банкет»

На сегодняшний день в мире сохранилось всего восемь подвидов тигра, и определить, какой именно больше всего подходит для реинтродукции, удалось благодаря генетической экспертизе.

Выяснилось, что уссурийский тигр по своей структуре ДНК очень близок к исчезнувшему туранскому тигру, но из-за климатических особенностей он не сможет прижиться в Казахстане. Поэтому ученые решили, что замена на амурского вполне допустима и со временем он сможет приспособиться к жизни близ Балхаша.

Для реализации проекта возможны два источника животных — из зоопарков, где содержится много размножающихся пар, либо путем изъятия из природы на юге Дальнего Востока России. Понятно, что этот амбициозный план требует колоссальных денежных затрат, но и в этом вопросе есть фундамент, на который можно опереться — WWF готов найти 10 миллионов долларов и оказать другую поддержку для того, чтобы в Казахстане вновь появился тигр. Однако для того, чтобы WWF сделал первые практические шаги, Казахстану необходимо принять ряд незамедлительных мер.

Во-первых, нужно ускорить включение тигра в категорию «Исчезнувшие виды» в Красную книгу Республики Казахстан, ведь он там вообще никак не числится. А эта «работа над ошибками» позволит упростить целый ряд бюрократических моментов и ускорить процесс реинтродукции. Во-вторых, создать в ближайшее время Или-Балхашский государственный природный резерват. В-третьих, необходимо одобрить программу и получить официальную поддержку на государственном уровне.

Оперативным этот проект не назовешь, по предварительным расчетам, на создание одного только биоразнообразия уйдет около десяти лет — только тогда, возможно, завезут первую партию тигров. Сам же проект рассчитан на реализацию в течение последующих 25 лет.

Идея грандиозная, и ее реализация позволит не только возродить уникальное животное, но и развить новую ветку экотуризма и фотоохоты. Подобные резерваты в той же Южной Африке уже давно поставляют солидные деньги в бюджет страны. И если развить эту культуру у нас, то наверняка будет хороший спрос на услуги сафари, ведь не каждый может позволить себе поездку в Африку, чтобы в естественной среде увидеть одну из самых могучих кошек планеты.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру