Казахстанская экономика прогнозируема и управляема

О росте цен и заработной платы в цифрах и процентах

Всех интересует будущее. Начало нового года — пора прогнозов и предположений, когда люди пытаются посмотреть хотя бы на год вперед. Вот и мы глазами наших отечественных экспертов в различных отраслях экономики предлагаем читателям свой анализ будущего.

О росте цен и заработной платы в цифрах и процентах

Чисто казахстанский мейнстрим

Главное, что можно сказать про экономику Казахстана по результатам прошлого года, — она прогнозируема и управляема. Рост относительного увеличения ВВП страны в диапазоне 0,5-0,6 процента смогло предсказать подавляющее большинство аналитиков. Однако следует понимать, что даже для столь небольшого относительного прироста валового продукта нашей экономике, как кэролловской Алисе, нужно бежать со всех ног, чтобы просто оставаться на месте.

Локомотивами прошлого года стали строительство (прирост +6,9 процента) и животноводство (+4,9). Именно эти отрасли в большей степени позволили нашей стране держаться прогрессивного экономического курса. Стабильный рост показывает также и транспортный сектор — около четырех процентов со знаком «плюс». По результатам 2016-го в эксплуатацию введено более 400 километров новых автодорог и еще почти 900 километров реконструировано.

Но, конечно же, основное внимание как рядовых казахстанцев, так и представителей власти обращено далеко не на автодороги и увеличение поголовья скота. Хотя эти факторы, как нам кажется, не менее важны.

Во главе угла сегодня стоит нефть, и все в этом сходятся. Именно она падала от 42 до 28 долларов за баррель в начале 2016 года, устраивала чехарду вокруг 40 баксов весной, шла на подъем все лето и обваливалась в августе, а закончила год после серии спадов уверенным ростом к отметке в 55 долларов. В целом можно сказать, что год для нефти был удачным и опять же прогнозируемым. Черное золото вполне отвечало всплескам и падениям мировой экономической активности, сезонным факторам и социально-политическим событиям.

Конечно, довольно сложно предсказать, как именно цена на нефть поведет себя в тот или иной краткосрочный период. Однако безоговорочное большинство аналитиков еще в начале 2016-го твердили, что за спадом в любом случае последует стабильный подъем, и давали предсказание относительного прироста цен от 5 до 12 процентов, то есть в диапазоне от 44 до 48 долларов за баррель к концу года. Можно сказать, что в своих предсказаниях они были даже слишком осторожны. Например, EIA (независимое американское агентство в составе статистической системы) весь год заявляло, что средняя цена и вовсе задержится в районе 34-36 долларов.

Что же ждет нефть в текущем году? На самом деле можно заранее предсказать примерно такой же сценарий, что и в году предыдущем. Все без исключения аналитики прогнозируют падение средней цены в январе-феврале вплоть до 50 американских президентов за баррель. Минимальная цена при этом может достигнуть и всех 45 долларов. А это примерно -15 процентов за два месяца. Весной и летом черное золото будет вновь скачкообразно набирать обороты и, по самым смелым прогнозам, займет вершину в 63 бакса к середине лета.

Но уже к концу года цена опять стабилизируется на отметке в 55 долларов за баррель. Это если брать в расчет оптимистичный и более или менее реалистичный прогнозы. Мы бы сделали одно уточнение о том, что пиковые цены будут весьма краткосрочны, а долгосрочный прогноз будет «плавать» примерно на нынешнем уровне в 54-56 доллара.

Более пессимистичный прогноз от ООН и все той же EIA грозит снижением Brent’а вплоть до 35 долларов за баррель. Правда, основными постулатами для их заявлений служат наступающее правление Дональда Трампа, кризис на Ближнем Востоке и усиление напряженности в отношениях между США и Россией. Все это, кроме Трампа, уже было в прошлом году. А с победой республиканца на выборах нефть и вовсе скакнула на 4,7 процента за две недели. Так что принимать во внимание пессимистов мы, конечно же, будем, а руководствоваться их постулатами — нет.

Добывать будем больше

Что все вышеизложенное значит для Казахстана? Вице-министр энергетики РК Магзум Мирзагалиев заявил, что в 2017-м планируется увеличение добычи нефти не менее, чем на 5,9 процента с минимальным показателем добычи в 80 или даже 82 миллиона тонн за год. В основном такие показатели будут достигнуты за счет планового увеличения объемов добычи на уже действующих нефтедобывающих предприятиях, а также за счет запуска месторождения «Кашаган», которое содержит не менее 36,6 миллиарда баррелей.

При том что цена на нефть падать вроде бы не планирует, это означает прирост ВВП не менее, чем на 0,3 процента, а то и выше. Всего же относительный прирост ВВП по официальным заявлениям составит целых 3,6 процента. Показатель, можно сказать, идеалистичный. Тут надо, чтобы и Кашаган заработал на полную катушку, и эффект от EXPO-2017 был грандиозным. А еще неплохо бы, чтобы никакие внешние факторы на нашей экономике не сказывались, что, как вы понимаете, нереально.

Директор консалтинговой компании Almagest Айдархан Кусаинов и вовсе считает, что нулевой прирост ВВП — это было бы весьма неплохо для текущего года. Другие аналитики в интервью Forbes поддерживают коллегу и прогнозируют не более 0,5 или одного процента прироста ВВП. И то — при удачном запуске Кашагана и без эксцессов в ходе упомянутой выставки.

Мы будем чуть более оптимистичны и накинем 0,1 процента, спрогнозировав прирост ВВП в диапазоне 0,6-1,1 процента. Ведь совсем скоро у нас пройдут всемирная Универсиада и еще целый ряд крупных мероприятий мирового уровня. Например, международный туристический форум, Армейские международные игры, один из этапов Кубка мира по ралли-рейдам и ежегодная конвенция Всемирного боксерского совета. Чем не положительные факторы?

Официальная инфляция при этом будет все также держаться в районе 6-8 процентов. Предпосылок как для ее увеличения, так и для снижения на видимом горизонте не находится. Национальный банк, хоть и отпустил тенге в свободное плавание, но продолжает держать под непосредственным контролем четыре целевые экономические сферы: железнодорожный транспорт (грузовые перевозки), электроэнергетику (розничная реализация электроэнергии), газоснабжение (розничная реализация товарного газа и сжиженного газа для домовладений) и аэропортовые услуги. А это значит, что коммуникационные сферы, как и тарифы на них, не останутся без контроля и не вызовут волнового негативного эффекта.

Тарифы на ЖКХ, однако, могут значительно вырасти. По данным vlast.kz, электроэнергия в среднем подорожает на 5,9 процента, холодная вода — на 7,2 процента, водоотведение — на 5,6, отопление — на 10,2, горячая вода — на 11,8 процента. Собственно, все на уровне инфляции. А по поводу отопления и горячей воды должны учитывать в тарифах и часть отопительного сезона следующего года.

Рост цен на продукты питания и предметы обихода, по заверениям правительства, также не превысит инфляционный диапазон в 6-8 процентов. Однако здесь мы будем более пессимистичны. Не менее 10 процентов — именно такой прирост показывали цены на продукты питания в среднем на протяжении вот уже шести лет за исключением 2015 года, когда волновой эффект от доллара затронул зарубежную продукцию, которая поднималась в цене почти на 40 процентов. Не берем в расчет социальные магазины и продукты совсем уж первой необходимости и делаем вывод о повышении цен на 10-12 процентов.

Немного, всего на полпроцента, снизилась базовая процентная ставка. Но при этом Нацбанк, придерживаясь западных стандартов, планирует переход на так называемый «Базель III», что автоматически означает увеличение собственного капитала любого банка до минимальной суммы в 100 миллиардов тенге. Этот факт заставляет банки второго уровня немного ужаться. Поэтому как снижения, так и повышения ставок по кредитам и депозитам не предвидится, собственно, как и общего смягчения процентной политики в будущем.

А вот потреблять будем меньше

Из значимых показателей можно учесть еще энергетические, а точнее, сырьевые. Так, добыча урана повысится в среднем на 3,5 процента (а по некоторым предприятиям до 20 процентов), угля — на 4,2 процента. Не будем, однако, забывать, что в году минувшем уголь довольно сильно «проседал» как в добыче, так и в цене. Поэтому 2016 год не стоит считать эталонным для угля. Железной руды будет добыто на 4,7 процента больше, а медной — на два процента.

Кстати, рынок меди растет все быстрее, чему значительно способствуют наши китайские соседи. По данным kapital.kz, прирост потребности китайской промышленности в меди увеличивается на восемь процентов в год. Это значит, что уже в этом году спрос на медь может превзойти предложение на мировом рынке и цены медленно, но верно поползут вверх. Для нашей экономики процесс, безусловно, положительный, поскольку, как вы помните, медь у нас эталонная даже с точки зрения лучших мировых стандартов.

Но это все о, так сказать, макроэкономике. Что же коснется простых граждан? Ну, например, жилье. Триста шестьдесят миллиардов тенге планируется вложить в строительство новой жилплощади в 2017 году. Из них 70,3 миллиарда обещают освоить до декабря, а это почти полмиллиона квадратных метров.

Далее — еще интереснее. В будущем году пенсии и пособия на рождение ребенка вырастут в общей сложности на 20 процентов. По итогам года минимальный размер пенсии повысится с 37 789 до 45 711 тенге, а средний размер пенсии вырастет с 55 154 до 66 721 тенге. Государственное пособие на рождение первого, второго и третьего ребенка с 1 июля будет составлять 86 222 тенге, за рождение четвертого и более ребенка государство будет единовременно выплачивать 142 947 тенге.

Помимо этого с середины года изменится порядок назначения базовой пенсии. Для пенсионеров со стажем участия в системе менее десяти лет размер базовой пенсии составит не менее 50 процентов от прожиточного минимума. И еще по два процента сверху за каждый последующий год.

Заработные платы, увы, не будут расти такими темпами. Прирост окладной части планируется в диапазоне 4-7,8 процента, и то лишь для того, чтобы компенсировать инфляцию. А вот рабочих мест станет значительно больше. В частности, в сфере образования появится более 21 тысячи рабочих мест, в госуправлении — почти 10 тысяч, а в здравоохранении — семь тысяч.

Кстати, про образование. В 2017 году, по традиции, его ждут масштабные изменения. Формат проведения Единого национального тестирования, о чем недавно мы писали, станет другим — оно будет проходить в два этапа: итоговая аттестация в школе по пяти предметам и вступительный экзамен в вуз. С 1 сентября 2017 года Министерство образования в пилотном режиме введет «нулевой класс», одиннадцатиклассникам начнут преподавать автодело, во всех школах детей начнут обучать основам оказания первой медицинской помощи. Естественно, это говорит о значительных вливаниях в бюджетные сферы, которые, по предварительным данным, оцениваются в более чем 350 миллиардов тенге.

В целом, на фоне того хаоса, который возник под влиянием доллара и нефти, даже ушедший год был достаточно неплохим для экономики Казахстана. А главное, как уже говорилось ранее, он был предсказуемым и управляемым. И пока нет никаких причин полагать, что следующий не будет лучше.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру