Для Казахстана 2017 год будет годом «осторожного оптимизма»

Есть вопросы, но есть и ответы

В начале каждого года аналитики и эксперты занимаются политическим прогнозированием, стараясь предугадать, каких тенденций и трендов ожидать в течение ближайших двенадцати месяцев. Мы изучили ряд экспертных мнений отечественных и зарубежных экспертов, чтобы сделать свои выводы.

Есть вопросы, но есть и ответы

В мире снова неспокойно

Прошедший год оказался непростым для всего мира. Ближневосточный кризис, ситуация на Украине, санкционная война и падение цен на нефть существенно подкосили мировую экономику, оказав негативное влияние на различные государства. К примеру, в результате конфликта интересов Европейский союз, согласно официальным данным, потерял 18 миллиардов евро и около 400 тысяч рабочих мест.

Подобные процессы не обошли стороной и постсоветское пространство. Однако тут был принят целый ряд антикризисных мер, которые должны дать результаты в ближайшей либо среднесрочной перспективе.

В частности, 2016 год дал старт началу переговоров о сопряжении ЕАЭС и Экономического Пояса «Шелковый Путь». Их основным предметом является расширение экспорта товаров из ЕАЭС на восточные рынки, а также проработка 40 совместных инфраструктурных проектов ЕАЭС и Китая на общую сумму более 30 миллиардов долларов. Создан механизм прослеживания товаров внутри ЕАЭС. Вступило в силу Соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Подписан Таможенный кодекс ЕАЭС.

В то же время экономический кризис, поглотивший мир, безусловно, не мог не отразиться на нашей стране. В условиях падения мировых цен на углеводороды казахстанская экономика существенно замедлила свой рост. Финансовая система оказалась в зоне турбулентности, что привело к отзыву лицензий у нескольких банков и породило слухи о слиянии некоторых из них. Причем тех, которые называют системообразующими.

Девальвационные процессы повлекли за собой инфляционные, вызвав соответствующую реакцию населения. Однако запас прочности социально-политической стабильности казахстанского общества оказался достаточным для того, чтобы не допустить каких-либо совсем уж нежелательных эксцессов.

Тем не менее, реакция верховной власти на происходящее все же последовала. Существенные кадровые перестановки в высших эшелонах управления, борьба с коррупцией и аресты крупных чиновников и бизнесменов могут означать противодействие (или хотя бы попытки противодействия) негативным процессам в экономике и намерение противостоять тому, что поразило общество до самых глубин, существенно тормозя развитие. И тот факт, что национальной безопасностью страны пришли руководить экономисты, тоже кое о чем говорит.

Скорее всего, крупнейшая спецслужба государства помимо борьбы с проявлениями терроризма, что в последние годы ощутимо дают о себе знать, займется (или уже занялась) вопросом оттока капиталов и возвращения их из офшоров на родину. Рано или поздно это должно было произойти. И наблюдаемый кризис только ускорил давно назревшие инициативы.

Тем не менее, финансисты смотрят в ближайшее будущее с осторожным оптимизмом, высказывая предположения о том, что в наступившем году стоит ожидать финансовой стабильности.

В любом случае наиболее важно для нас — сможем ли мы встать на путь устойчивого экономического роста после достаточно длительного периода замедления. А потому во главу анализа перспектив наступившего года эксперты поставили несколько наиболее важных, на их взгляд, тенденций года прошлого. В их числе замедление социального развития, явившегося результатом торможения экономического роста. Уровень потребления за предыдущие годы в условиях высоких цен на энергоносители заметно вырос. Однако их резкое падение, происходившее в течение последних двух лет, ощутимо ударило по социальному самочувствию населения.

Так или иначе, большинство экспертов сходится во мнении, что количество вызовов, потенциально ожидающих нас в наступившем году, по сравнению с годом прошлым увеличилось незначительно. Но их значимость подчеркивается происходящими в мире глобальными процессами. И 2017 год, по всей видимости, станет временем получения ответов на многие вопросы касательно перспектив дальнейшего развития.

Нефть пока еще всему голова

Как мы уже сказали, одним из главных и, наверное, наиболее важных вопросов является восстановление темпов экономического роста после двухлетнего замедления. Поскольку от этого напрямую зависит реализация намеченных планов и государственных программ. И здесь есть моменты, которые никак нельзя игнорировать.

Цены на углеводороды похоже стабилизировались. Однако, по мнению профессора российской Высшей школы экономики Дмитрия Евстафьева, в последнее время наблюдается спрос на безуглеводородные энергетические технологии, такие как атомная энергетика, биоэнергетика и переживающая свое второе рождение малая гидроэнергетика. И наступивший год может дать стимулы для поиска новой глобально значимой энергетической платформы на основе термоядерной или плазменной энергии, а также так называемого «холодного синтеза». И это будет значимым среднесрочным вызовом для постсоветских государств, в том числе и для Казахстана.

При этом стоит отметить, что никто не исключает новое падение цен на минеральные ресурсы. Если такое произойдет, то на фоне ожидаемого возобновления экономического роста это будет весьма чувствительно. Особенно, если фактор роста цен будет заложен в основание экономических стратегий. А в Казахстане другого вряд ли стоит ожидать.

Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что в соответствии с достигнутыми договоренностями наша страна взяла на себя обязательство снизить добычу нефти на 20 тысяч баррелей в сутки. Однако, если верить релизам Министерства энергетики, это снижение не должно серьезно повлиять на экономику страны. И намеченные планы по добыче черного золота из новых разработанных месторождений от этого пострадать не должны. Здесь стоит отметить, что в связи с благоприятно складывающейся конъюнктурой бюджет будет формироваться исходя из новых цен на нефть. А значит, остается надеяться, что они, по крайней мере, если и будут падать, то не столь значительно, как это было совсем недавно.

В целом эксперты сходятся во мнении, что ситуация в сырьевом секторе будет лучше, чем в прошедшем году, что благоприятно повлияет на курс национальной валюты.

Что касается масштабных международных логистических проектов с участием нашей страны, то здесь особых опасений нет. Объемы инвестиций в эти проекты, в особенности со стороны Китая, таковы, что их реализация — лишь дело времени. Максимум, что здесь может произойти, — это перенос их запусков на более поздние сроки. Уж слишком много стран в этом заинтересовано.

ЭКСПО, Универсиада и политический диалог

Внутриполитической стабильности в стране, скорее всего, ничего не угрожает. Хотя новых попыток проявлений религиозного экстремизма исключать пока нельзя. События прошедшего года показали, что в некоторых регионах имеют место нежелательные тенденции, которые, к счастью, удалось купировать на начальной стадии развития. Однако подобные инциденты, как правило, остаются в памяти надолго. А это, в свою очередь, помимо того что создает угрозу стабильности, порождает отрицательный имидж страны в глазах иностранных инвесторов. Соответственно, от таких проявлений страдает инвестиционная привлекательность государства.

И все же эксперты считают, что внутриполитический курс Казахстана останется неизменным, поскольку запас прочности нашей политической системы для этого вполне достаточен. Напомним, что в стране успешно прошли досрочные президентские и парламентские выборы, принята долгосрочная стратегия развития, продолжаются интеграционные процессы.

Следует сказать о том, что в наступившем году в Казахстане пройдет целый ряд значимых международных мероприятий. Наиболее яркое из них — ЭКСПО-2017, которое, по самым скромным подсчетам, привлечет в страну около двух миллионов иностранных гостей. Наряду с этим не стоит сбрасывать со счетов и зимнюю Универсиаду в Алматы.

От успешного проведения этих двух мероприятий зависит то, какое мнение у мирового сообщества сложится об уровне компетентности организаторов и стране в целом.

Безусловно, стоит сказать о планах проведения в Астане международных переговоров по войне в Сирии. Правда, из-за позиции так называемой умеренной сирийской оппозиции это пока под вопросом. Однако, думается, переговоры все же состоятся. С ними или без них.

Попутно отметим, что ключевые игроки по решению сирийской проблемы, так или иначе влияющей на ситуацию во всем мире, определены в качественно новом составе без привычных завсегдатаев подобных мероприятий. Представители США и Европы в этот раз к диалогу не приглашаются.

Это может означать, что они утеряли свои былые позиции на Ближнем Востоке, и их мнение, по крайней мере в сирийском вопросе, уже перестает кого-то интересовать. И тот факт, что данные консультации переносятся из Женевы в Астану, говорит о том, что место решения глобальных политических вопросов перемещается из Европы в Азию, чего раньше никогда не было. И проведение столь значимых переговоров в Казахстане означает обретение Астаной статуса площадки для диалогов мирового уровня, как и выход Казахстана на новую ступень внешней политики.

Сюжет:

Война в Сирии

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру