Год для казахстанского кино был противоречивым и вместе с тем обнадеживающим

В Казахстане лишь 7 процентов кассовых сборов в кинотеатрах приходится на отечественное кино

В конце каждого года, когда принято подводить итоги, как правило, называются лучшие произведения в разных жанрах кино, будь то фильмы, комедии, мелодрамы, сериалы. И главное затруднение здесь, как соединить субъективные пристрастия с объективными качествами жанра, сценария, актерской игры, музыки и режиссерского замысла.

В Казахстане лишь 7 процентов кассовых сборов в кинотеатрах приходится на отечественное кино
Фильм "Оралман" Сабита Курманбекова стал одним из самых успешных в 2016 году

Концепция — это не сценарий, а руководство к действию

В конце минувшей недели в Министерстве культуры и спорта Казахстана состоялось заседание Общественного совета по вопросам культуры и спорта. Одной из тем повестки дня мероприятия стало обсуждение проекта концепции развития кинематографии в стране до 2050 года.

Проект документа, определяющего дальнейшее развитие казахстанского кинематографа, подготовлен Казахским научно-исследовательским институтом культуры Министерства культуры и спорта Казахстана.

Докладывал гендиректор КазНИИ культуры Андрей Хазбулатов, который сообщил, что в основу проекта концепции заложены основные приоритеты Стратегии «Казахстан-2050».

По информации А. Хазбулатова, по итогам прошлого года в стране функционируют 93 кинотеатра, 247 кинозалов, а общие кассовые сборы фильмов в кинотеатрах составили 10,4 миллиарда тенге, из которых лишь 7,4 процента приходится на казахстанское кино.

В связи с этим Андрей Хазбулатов выделил три основные проблемы современного кино, среди которых кинопроизводство, кинопрокат и миссия кино в казахстанском обществе.

Для решения данных проблем в концепцию развития казахстанского кинематографа включены пять ключевых инициатив: создание фонда поддержки казахстанского кино и организация работы экспертного совета по отбору кинопроектов, преобразование студии «Казахфильм» в кинофабрику полного цикла и создание на ее территории специальной экономической зоны, выведение из АО «Казахфильм» Государственного фонда фильмов, создание единой автоматизированной системы учета результатов проката фильмов в кинотеатрах, а также развитие своевременных кластеров киноиндустрии.

«По итогам реализации Концепции ожидается рост доли внебюджетного финансирования кино до 30 процентов в 2020 году, 50 — в 2030-м и до 70 процентов — в 2050 году, а также рост производства фильмов в три, пять и 10 раз в указанные выше периоды времени», — отметил в своем выступлении директор института культуры.

— Это один из самых серьезных документов, который создавался за последние несколько лет в области кино», — так охарактеризовал его сопредседатель Союза кинематографистов Казахстана Ахат Ибраев. — Наши кинематографисты и актеры получают призы на международных кинофестивалях как класса «А», так и класса «Б». Мы будем прилагать усилия, чтобы новое поколение ребят приходило в эту отрасль, потому что ежедневно у нас создаются новые профессии и специальности в кинематографе.

Это что касается перспектив. Поможет ли эта концепция развитию нашего кино, покажет, конечно же, будущее, причем не столь отдаленное.

Какова она, роль? Не в кино, а кино в нашей жизни

О многих картинах, за зрелищность которых люди проголосовали своим походом в кино, мы уже писали в течение года в своих рецензиях, не умаляя права каждого выбирать свой лучший фильм. Не пытаясь выбрать «лучшие среди равных», поставим другую задачу: попытаться ответить на вопрос о роли современного кино в нашей с вами жизни. И вообще — играет ли оно хоть какую-то роль?

Небольшой обратный экскурс в историю здесь необходим, чтобы расставить основные вехи.

В 2005 году мы писали, что в Казахстане снят всего один отечественный фильм, который вышел в прокат. В 2007 году этих фильмов стало неожиданно семь, в 2008 году — неожиданно восемь. А вот уже в 2010 году их стало довольно много. Важнейшей вехой на этом пути был год 2014, когда в казахстанских кинотеатрах была выбрана неделя, когда шли только казахстанские фильмы. Такого не было никогда.

Год 2016 ознаменовался выходом одной из самых отмеченных кинолент «Сказ о розовом зайце», которая создана плеядой той самой молодежи, которая начинала именно тогда, в середине предыдущего десятилетия, а сейчас стала новой генерацией казахстанских актеров.

Также росла вместе с этим и динамика зрителей. У нас был большой упадок в развитии кинотеатров. В тот период, о котором мы сейчас говорим, — в 2005-2006 годах, когда кинотеатры закрывались, выживали только те из них, которые быстро смогли ответить на требование времени и стали работать с новыми на тот момент технологиями.

Однако в 2010 году выяснилось, что главная аудитория отечественных фильмов — люди в регионах. А на все регионы на 2011 год у нас было всего лишь 11 однозальных кинотеатров. Весь кинобизнес шел по развитию и привлечению в крупные города. И эта тенденция закрепилась. В данный момент, по разным условным оценкам, в Казахстане около 300 кинозалов.

И, тем не менее, именно в это время произошел перелом в нашей киноиндустрии, если в 2010 году насчитали полмиллиона зрителей в кинотеатрах, то уже в следующим 2011 году их стало в пять раз больше — 2,5 миллиона человек, которые ходили в кино.

В 2011 году на съемки фильмов было затрачено 4 миллиарда 253 миллиона тенге, а прокат составил 139 миллионов 600 тысяч тенге. В 2015 году производственный бюджет составил уже 6 миллиардов 578 миллионов тенге, а прокат набрал 69 миллионов 800 тысяч тенге. Наиболее окупаемым за эти годы стал фильм «Шал», который получил 73 миллиона 400 тысяч тенге с проката против 386 миллионов 400 тысяч тенге бюджета.

Без бюджета и кина не будет

Но в последние три года, как отметила совсем недавно в своем обзоре уходящего года Гульнара Абикеева, доктор искусствоведения, президент Ассоциации кинокритиков Казахстана, в отечественном кинематографе наблюдается совершенно новый тренд.

В нашем кинематографе сложилась ситуация, когда все киносети частные, а многие картины по-прежнему стопроцентно финансируются государством из бюджетных средств на безвозвратной основе. В результате нет живой связи между производством и показом, нет сообщающихся сосудов.

Отечественным фильмам сложно попасть на большой экран, потому что изначально такая задача не ставится. Но национальный кинематограф не может развиваться, если ориентируется только на фестивальную аудиторию и узкий круг кинокритиков.

Тем не менее главная киностудия страны «Казахфильм» отметилась тремя довольно знаменательными премьерами уходящего года. Мы говорим сейчас о «чисто» художественном кино, об идеологии скажем ниже.

Так вот, это художественные полнометражные фильмы «Оралман» режиссера Сабита Курманбекова, «Оазис» Бегарыса Елубая и многосерийный художественный фильм «Казахское ханство», рассказывающий о периодах правления казахских ханов от Жанибека и Керея до Кенесары. Лента приурочена к 550-летию Казахского ханства.

Но год уходящий был отмечен в истории казахстанского кинематографа не только новыми постановками.

Госкино на экспорт не годится

Ну а что же кинематографический год уходящий? Всего в этом году было снято в Казахстане 25–26 фильмов. В процентном соотношении по количеству снятых кинокартин коммерческий сектор в Казахстане составляет 60 процентов, государственный и частный делят примерно по 20 процентов.

Если же рассматривать фильмы по объемам финансирования, то около 90 процентов составляет участие государства, остальное — коммерческие и частные инвестиции. Если же рассматривать под ракурсом, какое кино приносит прибыль (или хотя бы возвращает затраты), то на первое место выходит коммерческое кино, потом — государственное и только потом — фестивальное кино, которое в наших кинотеатрах не показывается вообще.

Если же смотреть с точки зрения представленности нашего кино в мире — участия в кинофестивалях и призы на них, то 90 процентов — это частный сектор казахстанского кино.

— Получается, что есть казахстанское кино для внутреннего пользования, — говорит Гульнара Абикеева, президент Ассоциации кинокритиков Казахстана, — мы его определяем как коммерческое и государственное: одно снимается для зрителей, другое — дань идеологии, но ни то, ни другое не выходят за пределы страны. И есть казахстанское кино для фестивалей — серьезное, интеллектуальное, социальное. Его наши зрители практически не видят, но видят за рубежом.

Таким образом, главный кинематографический итог года довольно неожиданный: каждый сегмент казахстанского кино работает, ориентируясь на собственные интересы, а единая стратегия развития казахстанского кино как отсутствовала, так и отсутствует.

Если же обобщить работы главной киностудии страны, то в этом году она была ориентирована исключительно на госзаказ и исторические фильмы. В апреле 2016 года прошла премьера фильма о президенте страны Нурсултане Назарбаеве «Так сложились звезды», режиссером которого выступил россиянин Сергей Снежкин.

В мае — премьера фильма Акана Сатаева «Дорога к матери», посвященная Великой Отечественной войне. Весной же в прокат вышла также историческая лента «Аманат» Сатыбалды Нарымбетова об историке Ермухане Бекмаханове, писавшем о хане Кенесары. К сожалению, объединяет все эти три фильма то, что они чрезмерно долгие и композиционно неструктурированные. Это такое большое эпическое историческое кино, снятое за немалые деньги без заботы о том, как зритель его будет смотреть.

Все три фильма вышли в прокат чисто номинально, то есть без расчета на то, что они окупятся. То есть это имидж ради имиджа. Фильмы, снимаемые «по плану». Четвертый исторический колосс, премьера которого прошла на день независимости, упомянутый нами фильм «Казахское ханство: алмазный меч» Рустема Абдрашова.

Эпилог, но не «конец фильма»

Несколько лет назад мэтр нашей кинокритики Олег Борецкий сказал, что Казахстан может стать великой кинематографической державой.

— Эти слова были сказаны в надежде, — пояснил недавно сам Олег Михайлович, — что что-то изменится, в том числе и в основной структуре, которая является монополистом — студия «Казахфильм». Будет развиваться кинопроизводство, появится закон о кино. И мы будем получать если не в геометрической, то в арифметической прогрессии кино, которое наши зрители заслуживают. И по аналогии с официальной доктриной президента «Казахстан-2030» у меня была формулировка «Голливуд-2030». Осталось 15 лет, и уже такой надежды, как раньше, нет.

Но сегодня такая концепция, казалось бы, появилась. И она вселяет надежду.

Между обществом и миром кино существует постоянная связь, также как и существует и определенное влияние политических и экономических сил на то, что происходит в мировом кинопроцессе.

Но, на наш взгляд, кино должно быть в первую очередь искусством, которое и мир делает лучше, и объединяет людей, и важные вопросы поднимает. Все, конечно, зависит и от аудитории, и от многих других вещей. Так что же — может, нам дать кино для более комфортного дальнейшего существования?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру