Первый штурм Сергея Карякина закончился неудачей

Интеллигентность и деликатность — не самые лучшие качества, если хочешь стать чемпионом мира по шахматам

На минувшей неделе в Нью-Йорке завершился 55-й в истории шахмат матч за мировое первенство. Двенадцать классических партий между претендентом россиянином Сергеем Карякиным и чемпионом мира норвежцем Магнусом Карлсеном закончились со счетом 6:6, тогда как в последующем за ними тай-брейке из четырех партий чемпион оказался явно сильнее — 3:1.

Интеллигентность и деликатность — не самые лучшие качества, если хочешь стать чемпионом мира по шахматам

Плейбой и скромный претендент

Страсти вокруг этого матча начали закипать еще весной этого года, когда Сергей Карякин победил в турнире претендентов в Москве. Впервые за восемь лет забрезжила надежда на то, что чемпионом станет представитель великой, ведущей в мире советско-российской шахматной школы.

О том, что эта школа по-прежнему считается доминирующей на планете, говорить излишне. Достаточно упомянуть о том, что почти все нынешние ведущие гроссмейстеры мира являются либо представителями этой школы напрямую, то есть россиянами или выходцами из бывших советских республик, либо учились по советским шахматным учебникам, имея при этом в качестве наставников бывших советских мастеров и консультантов. Ну и, конечно, о том, какое значение шахматы имели в СССР, наверное, напоминать не нужно.

И вот, 28 марта этого года 26-летний Сергей Карякин побеждает в последней партии в турнире претендентов американского гроссмейстера Фабиано Каруану (ставшего в этом же году чемпионом США) и становится победителем. Нарисовалось новое противостояние Россия — Запад.

Почему о нем все заговорили? Чемпион мира Магнус Карлсен, кумир не только в Норвегии, но и во всей Европе, миллионер, ярый болельщик мадридского «Реала», самый настоящий плейбой в классическом понимании этого слова, имеющий даже свою линию мужской одежды, — ну чем не классический герой, не символ превосходства и, так сказать, интеллектуального прогресса Старого Света? Тем более что после голландца Макса Эйве, который был чемпионом мира по шахматам аж в далекие 30-е годы прошлого века, европейцы никогда (ни до, кстати, ни после Эйве) не поднимались на высший пьедестал в борьбе за этот почетнейший титул.

И противостоять этому гражданину Европы и Запада предстояло скромному (слишком, надо заметить, скромному) парню из Симферополя, переехавшему в Россию в 2009 году из Украины, почитателю нынешнего российского президента, к тому же категорически не принимающему западной толерантности в разных областях, — Сергею Карякину. Почти противоборство уровня «Спасский — Фишер».

Все эти семь месяцев после турнира претендентов миллионы людей ждали этого матча. Одни миллионы жаждали победы Карлсена, другие — Карякина. И эти миллионы пристально следили за тем, как эти двое себя проявляли, то есть, как играли в различных турнирах. И, будем объективными, Сергей Карякин своих сторонников явно разочаровывал.

Не будем перечислять всех турниров, в которых он сыграл. Скажем лишь, что ничего впечатляющего он в них не продемонстрировал, скорее, напротив, показал игру бесцветную и порой беспомощную. И, отбиваясь от естественного вопроса — почему же он так играет уже в ранге претендента? — Сергей отвечал примерно одно и то же — не хочу, мол, открывать секретов и новинок, которые готовятся непосредственно к матчу с Карлсеном.

Надо заметить, что и во время этого матча никто никаких новинок или серьезных домашних заготовок от Сергея так и не увидел...

Эксперты, как всегда — эксперты…

Все, что произошло в Нью-Йорке в период между 11 и 30 ноября, уже описано более чем подробно и иногда весьма эмоционально. Напомним лишь, что первые семь партий матча закончились вничью, причем преимущество в них переходило от одной стороны к другой порой довольно круто. То в одной партии кто-то «чудом уходил от поражения», то в другой. Казалось, что матч проходит в равной борьбе, хотя перед соревнованием подавляющее число специалистов в области шахмат отдавало явное предпочтение Карлсену.

Вообще же, говоря о прогнозах и даже предсказаниях, отметим, что и здесь, также как, например, в сфере финансов или экономики, пресловутые эксперты, что называется, плавали вовсю. Ведь, опять же, большинство из них предсказывало поражение Карякина уже в основные, классические 12 партий, причем досрочно и с подавляющим превосходством Карлсена. Где теперь эти эксперты-предсказатели? Например, тот же Гарри Каспаров с его категоричным, сказанным в октябре перед матчем: «У Карякина никаких шансов против Карлсена». Понятно, что «грязному Гарри» надо было в этой ситуации выразиться как можно хлеще и агрессивнее, ведь речь шла о российском претенденте, да еще о стороннике «путинского режима». И Гарри свое выдал. Ну а другие, куда более честные и ответственные эксперты?

Но вернемся к краткой хронике матча. Гром грянул неожиданно, в 8-й партии, когда Карякин играл черными, а Карлсен, предприняв попытку форсировать победу, допустил маленькую оплошность. И вот Сергей, заметив ее, задумался минут на 25. Он увидел, что намечается выгодное продолжение, которое можно было бы воплотить в победу. И он решился. Это была сенсация — Карякин победил черными и вышел вперед.

Несколько отступая назад, хотим сказать вот о чем. Сергей Карякин, безусловно, шахматист выдающийся. Претендент на высшее звание чемпиона мира не может быть игроком обычным. Но у Карякина проявляются иногда специфические свойства удивлять или даже поражать некоторыми своими особенностями.

Ведь одним из необходимых качеств шахматиста является прозорливость, умение именно увидеть позицию, нужный ход или их хотя бы ближайшую последовательность. Если у шахматиста это качество недостаточно развито или, тем более, его просто нет, то высоких достижений ему не видать. А Карякин этим качеством обладает в полной мере, что доказывал не раз. И последние его «доказательства» — это как раз блестящая решающая партия с Каруаной в турнире претендентов и вот эта, 8-я партия в матче с Карлсеном. В обеих Сергей увидел то, чего не увидели другие. Заметим — не увидел даже компьютер...

Но здесь есть одно очень существенное «но». Это озарение Карякина должно совпасть хотя бы с самой незначительной, почти незаметной погрешностью со стороны соперника, тогда победа Сергея неминуема. И вот такие совпадения в указанных здесь партиях как раз и произошли. Каруана задумал атаку, провел ее подготовку несколько небрежно и был «пойман» и наказан. Карлсен, уверенный в том, что белыми осуществляет убедительный натиск, чуть-чуть просчитался и тоже поплатился. Быть может, очень многие шахматисты даже высшего ранга этого бы не заметили. Но не Карякин.

Ну сделай этот ход!

Но озарение на то и озарение, чтобы навещать лишь изредка. А профессиональному шахматисту играть приходится регулярно. И вот, став после восьмой партии фаворитом матча, названный даже норвежской прессой «неожиданностью и потенциальным победителем», Сергей Карякин вышел на 9-ю партию, в которой играл уже белыми.

На наш взгляд, эта 9-я запомнится ему надолго, если не на всю жизнь. Именно в ней, а не в проигранной 10-й партии, могла решиться судьба всего матча. Уже в дебюте Сергей получил преимущество, и к 39-му ходу мощный (кстати, норвежский) компьютер, к которому обращались многие комментаторы партий в режиме онлайн, показывал 75 против 25 в пользу россиянина. Казалось, что и здесь победа близка. Если бы она состоялась, то разрыв в два очка Карлсен вряд ли бы преодолел.

Те, кто следил за развитием партии, видели 39-й ход белым ферзем на b3. Это продолжение, по мнению многих, и вело к неминуемой победе белых. Например, российский гроссмейстер Сергей Шипов, комментировавший игру на одном из шахматных порталов, буквально кричал: «Ну, сделай же, Сергей, этот ход! Ход твоей жизни!». Заметим, что тот же норвежский компьютер показывал: если бы белые походили именно так, то соотношение в их пользу изменилось бы на 80:20. То есть это практически победа.

Карякин думал над ходом относительно недолго и... сходил слоном на f7. В результате Карлсен получил возможность форсировать ничью, что он благополучно для себя и сделал. После окончания партии на пресс-конференции Сергей Карякин, отвечая на вопрос, почему он не сходил ферзем, сказал: «Я не увидел этого хода». Иными словами, он не видел победного продолжения после b3.

Что ж, значит это был день, когда озарение его не посетило и реальная возможность решить исход матча была безвозвратно упущена.

О том, что произошло потом, знают, пожалуй, все, кто следил за ходом матча и кому небезразличен был его результат. Карякин проиграл следующую, 10-ю, партию. Потом последовали еще две ничейные партии в классике, и в тай-брейке Карлсен уже был неудержим.

В одиночку чемпионами не становятся

Сегодня, спустя неделю после матча, об этом тай-брейке пишут многое и всякое. Не касаясь сейчас чисто шахматной, игровой, стороны этих последних быстрых четырех партий, замечу, что Карякин в них выглядел весьма уставшим, даже каким-то заморенным. Было видно, что Карлсен гораздо бодрее и энергичнее. Почему же так получилось?

В соревнованиях такого, высшего, ранга важно все. Любая мелочь или деталь. А уж физическая, моральная подготовка шахматиста имеет, думается, решающее значение наряду с подготовкой теоретической, игровой. Как сказал накануне этого тай-брейка великий Анатолий Карпов: «Победит тот, кто лучше выспится». Сказано, так сказать, образно, но понятно. Кто сумеет максимально отвлечься, расслабиться, набрать силы перед решающей схваткой и не поддаться «нервному шатанию», тот и будет в лучшей форме. Оказалось, что «лучше выспался» Карлсен.

Но это проблема не только нервов Карякина, это еще и вопрос к его команде. А она, как известно, была довольно представительной и внушительной. В нее входили три гроссмейстера, врач, менеджер. В свите был еще и президент российской шахматной федерации. То есть специалистов, советников и опытных консультантов хватало. Буквально накануне финальной стадии матча в Нью-Йорк приехала и жена Сергея Карякина — Галия. Наверное, не случайно.

Почему здесь все это описано, думается, понятно. Борьба за шахматную корону в наше время — это отнюдь не только схватка двух индивидуумов, хотя, конечно же, все решается в их очном поединке. Но все же это еще и борьба двух команд, в которых непосредственных участников схватки поддерживают и готовят профессионалы, опытные специалисты высокого класса. Именно они должны в решающий момент определить необходимую тактику своего подопечного, настроить его, подсказать и убедить вести себя именно так, а не иначе.

Поэтому поражение Карякина — это еще и провал всей его команды. Потому что, повторяем, никаких теоретических новинок в игре Карякина так и не было замечено, все дебюты, разыгранные им, были стандартны и не содержали ничего опасного для соперника. А уж психологическое состояние претендента оставляло желать много лучшего.

И здесь нельзя не упомянуть вот о чем. Автор этих строк встречался и беседовал с Сергеем Карякиным в июне этого года на турнире по блицу в Алматы. И тогда меня просто поразил его ответ на вопрос, входит ли этот турнир в сетку его подготовки к матчу с Карлсеном?

— Нет, — усмехнулся Сергей, — просто мы с помощниками решили в последний момент, что я сюда поеду.

Так и наворачивался следующий вопрос, который я так и не решился задать: но зачем?! Лететь четыре с лишним часа из Москвы в Алматы, «погонять» здесь два дня блиц, занять в турнире не самой высокой категории отнюдь не почетное пятое место и снова четыре с лишним часа лететь обратно...

В общем, вопросы к подготовке претендента есть, и вопросы серьезные.

И сколько еще ждать?

Сергею Карякину в этом году выпал уникальный шанс войти в историю и стать 17-м чемпионом мира по шахматам. То есть достичь вершины профессиональной карьеры шахматиста. Восстановить историческую справедливость в шахматном мире, где корона чемпиона должна принадлежать представителю именно той школы, которая больше полувека доминирует на планете и до сих пор питает своей живительной энергией и идеями всех шахматистов не только в пределах бывшего СССР, но и везде, где играют в эту магическую игру.

И на подготовку к матчу всей его жизни у Сергея было семь месяцев. Как их использовал он и его команда, сегодня оценивают по-разному. Рискнем предположить, что не самым лучшим образом.

Преподнесет ли судьба Сергею Карякину такой волшебный подарок, как еще одну попытку взойти на вершину? Сам Карякин заявил, что непременно попробует через два года вновь «добраться» до Карлсена, победив в турнире претендентов 2018 года. Может быть, так и будет. Но подобные подарки случаются, как правило, раз в жизни. Хотя бывают и исключения.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру