Как «уводят» вклады из банков, оставаясь при этом уважаемыми людьми

Тема воровства банковских вкладов владельцами банков не знает пределов

Самый распространенный способ — средства клиентов выводят через размещение их на корреспондентских счетах в иностранных банках. С одной стороны, это логично, законно и в интересах национальных банков: держать заначку за границей, вроде как, надежнее. С другой — смотря, где держать. Есть такие места, куда деньги уходят и обратно уже не возвращаются…

Тема воровства банковских вкладов владельцами банков не знает пределов

Делать деньги и делать ноги

Некоторым казахстанским политическим и финансовым деятелям можно реально позавидовать. В глазах обывателя они выглядят абсолютно непотопляемыми и нужными любой администрации, поскольку способны вовлечь любого ее представителя в свои сложные комбинации.

Логичным было бы поинтересоваться, например, откуда у некоторых людей деньги на «Бентли», огромные особняки и фешенебельные заграничные курорты? Ведь в стране, как известно, кризис, ЭКСПО, Универсиада и все такое. Однако тут же стоит вспомнить несколько событий из недавнего прошлого — банкротство одних банков, слияние вторых с третьими и т.д. Все это исчезло бы как явление, если бы на потерянных людьми и бизнесом сбережениях никто бы не наживался. Не помню, кто это сказал, но высказывание весьма веское и, наверное, правдивое. Потому что получить деньги обанкротившегося банка, недоступные простым смертным, могут лишь те, кто это банкротство замутил.

«Я верю, что способность делать деньги есть дар божий», — говаривал как-то Джон Рокфеллер. Ну разве ж с этим кто-то поспорит? Выуживать средства из клиентов банка, козырять ими перед хозяином, демонстрируя успехи, а потом ловко увести их из-под его носа и сделать ручкой сможет далеко не каждый. Причем с носом остаются как вкладчики, так и владельцы банков, вкладывающие свои кровные в свои детища. И происходит чаще всего в так называемых развивающихся странах с не совсем устоявшейся банковской системой.

Пилите, Шура, пилите

На заре нашей независимости у нас появилось великое множество коммерческих банков. Открывались они чуть ли не в каждом подвале. Перечислять их нет смысла, поскольку сегодня эти названия порядком забыты и никому ни о чем не скажут. Между тем они работали и кредитовали зарождавшийся малый и средний бизнес. В условиях бешеной инфляции под бешеный процент. А потом также быстро исчезли, как и появились. Типа полопались. Остались лишь те, что остались. По законам рынка выдержали конкуренцию, устоялись и сегодня образуют банковскую систему нашей страны.

Но даже в них, в этих ныне известных каждому гражданину финансовых учреждениях, рекламирующих себя на каждом перекрестке, происходит банальное воровство денег. Вернее сказать, не банальное, а изощренное, осуществляемое по тщательно и утонченно разработанным схемам. Прямым или косвенным доказательством тому служат несколько популярных фактов, о которых сообщали практически все СМИ. Но это только известные факты, ставшие достоянием общественности.

Судьбы же банкиров складываются по-разному. Одни оказываются в следственном изоляторе, из которого выходят по истечении некоторого времени за недоказанностью вины. Оказавшись на воле вроде как чистыми, покупают целые компании, успешно делают бизнес, уезжают за границу и т.д. — словом, живут припеваючи, показывая всем, ради чего стоит немного посидеть.

Другие тоже убегают за границу. Объявляются в международный розыск. Потом начинают путать воровство с политикой и приступают к оппозиционной деятельности. Но, увлекшись, забывают платить налоги. А потому оказываются в заграничных тюрьмах, умоляя местные власти не экстрадировать их на родину, поскольку там, дескать, их окончательно репрессируют.

Третьи тоже убегают с деньгами за бугор. Но этих потом то ли совесть мучает, то ли тоска по родине, то ли еще чего. В общем вскоре, прикинув все «за» и «против», они возвращаются, восстанавливают награбленное и спокойно себе яблоньки выращивают, картошечку, свеклу разную и т.д. — словом, живут тихо и не высовываются.

Четвертые вступают в сговор с так называемыми гастролерами мирового уровня, специализирующимися на воровстве банковских денег в странах типа Казахстана. После вывода миллиардов выполняют функции зиц-председателей с обеспечением комфортных условий содержания в местах не столь отдаленных. По выходу на волю (разумеется, условно-досрочно) берут свою долю и получают возможность стать, кем душа пожелает — хоть певцом, хоть актером, хоть даже писателем. Денег на все хватит.

Согласно устоявшемуся мнению, всеобъемлющая коррупция, ставшая неотъемлемой частью нашей жизни, тайные банковские операции, причастность к ним заинтересованных чиновников высокого полета, вступающие в сговор с банкирами и крышующие их — все это является раковой опухолью, делающей наши надежды на светлое будущее призрачными, а нас самих — махровыми пессимистами. И все это не что иное, как злоупотребление заведомых аферистов и коррупционеров доверием вкладчиков и государства.

А еще люди с каждым днем все сильнее верят в то, что казахстанскую банковскую систему создали мошенники, чтобы выкачивать из простых граждан проценты и класть себе в карман. Поэтому, мол, никто из элиты не ведется на яркую рекламу, навязчиво предлагающую хранить деньги в отечественных банках, и не хранит сбережения, честно нажитые во время выполнения властных функций, в наших финансовых учреждениях.

Они ж понимают, что рано или поздно им придет полный распил. В смысле, дефолт. Поскольку деньги пилят знатоки своего дела. Среди них, конечно, встречаются те, кто якобы верит в незыблемость нашей банковской системы и честность банкиров. Но их немного. И, скорее всего, в отечественных банках они хранят существенно меньшую часть своих накоплений. На карманные расходы.

Не великие, но комбинаторы

Мы поговорили с бывшим сотрудником одного известного банка, работавшим с наиболее знаменитым казахстанским расхитителем народных средств. Этот человек неохотно, но все же согласился приоткрыть завесу банковских мошенничеств. При условии, что его имя мы называть не будем. Получился весьма занимательный рассказ.

Итак, внутри страны деньги крадут довольно нехитрым способом. Например, кредитованием фиктивных компаний. С помощью кредитов, выданных офшорным «прокладкам», банки могут выводить деньги за бугор. Все, что для этого нужно, чтобы «прокладка» не выполнила обязательство и зарубежный банк по договоренности забрал деньги казахстанского банка, хранящиеся у него в качестве залога.

А так хитроумных схем целая масса. И знать их простому казахстанцу, по их банкирскому мнению, вовсе не обязательно. Но дотошный гражданин может справедливо поинтересоваться, видит ли все эти безобразия Национальный банк и может ли воспрепятствовать этому?

Наш собеседник сказал, что видит. По его словам, регулятор имеет все технические и юридические возможности ежедневно в режиме реального времени прослеживать все действия банков второго уровня. Более того, он обязан это делать, поскольку у него в штате есть сотрудники, получающие за это зарплату.

Так почему же мошеннические схемы нет-нет да срабатывают? — спросили мы.

— Скорее всего, потому, что банковским надзором занимаются заинтересованные люди, — ответил он.

Вот, к примеру, говорят, что один широко известный яйцеголовый банкир, который сейчас хоть и в тюрьме, но все же в относительно безопасном для себя месте, поскольку тюрьма эта где-то в Европе, имел в банковском надзоре своего человека. Возможно, из бывших своих подчиненных. Так вот этот свой человек подчеркнуто не замечал, как из ставшего в перспективе проблемным банка уплывали вклады клиентов объемом в миллиарды тенге.

А когда его взяли за причинное место правоохранители, он твердил, как попугай, что кризис ликвидности в банке не является уголовным преступлением. А жалоба клиента не является поводом для обращения регулятора в фискальные органы. Как научили. Но это в самом начале. А позже взял и выложил информацию об искажении финансовой отчетности, выведении средств рефинансирования и фиктивном кредитовании.

И тут правоохранители вцепились в него мертвой хваткой. При более душевной беседе выяснилось, что по инициативе яйцеголового были созданы сразу несколько так называемых фирм-прокладок, получавших заведомо невозвратные кредиты. Таким образом, оказалось, что в том самом проблемном банке был организован целый ряд схем хищения денег и увода их в неизвестном направлении.

К тому же банк этот был одним из ведущих в стране и пользовался безграничным доверием регулятора, который исправно подкидывал ему транши для выплаты клиентам и вкладчикам. Однако до них доходило не все. Это вскоре и нарушило платежеспособность банка. При этом благосостояние самого яйцеголового росло космическими темпами, несмотря на мировой экономический кризис.

А потом начались проблемы, суды и все такое. И пока клиенты и вкладчики искали правду и надеялись на положительный исход дела, яйцеголовый благополучно свалил за бугор, откуда потом начал поносить действующую власть, обвиняя ее в авторитарности и недемократичности.

Говорят, даже организацию беспорядков в стране финансировал. Затем вдруг замолчал и оказался в тюрьме. А банк, им ограбленный, до сих пор в себя прийти не может. Вкладчики же по сей день обивают пороги и ждут обещанных денег. Кого-то из них и в живых уж нет.

Когда экономическая обстановка ухудшается, воруют чаще и больше. Происходит рост преступности, и не только уличной. То, что сейчас творится с экономикой страны и мира, все прекрасно видят. Но далеко не все видят или чувствуют то, что происходит подспудно и вдали от улиц и площадей, но уже у нас.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру