Туристический потенциал Казахстана используется лишь на 1 процент

Нашему туризму мешают не расстояния, а отношение к этому делу

Мировая практика показала, что грамотное использование дорог приносит богатство и процветание, рост новых городов и развитие торговых отношений. Но почему же все это законы не работает у нас, в Казахстане?

Нашему туризму мешают не расстояния, а отношение к этому делу

Мы не даем туристу права выбора

Несмотря на большую протяженность нашей дорожной сети, жизнь вдоль дорог у нас не кипит, а скорее, вялится, отдавая неприятным «ароматом» чебуреков, пережаренных на прогорклом масле.

На самом деле потенциал туристического кластера в Казахстане колоссален, но используем мы его лишь на один процент, во всяком случае именно таково участие туристической отросли в ВВП страны. Для сравнения, этот же показатель в ОАЭ — 15 процентов, и даже у наших соседей в Киргизии показатель участия туризма в жизни страны куда более оптимистичен — пять процентов.

По мнению экспертов, наиболее приоритетной ветвью туристической деятельности в РК является экотуризм. Одна только Алматинская область захватывает несколько климатических зон: от полупустынной до альпийских лугов. Этот ландшафт позволил собрать воедино богатый и уникальный мир, обладающий разнообразной флорой и фауной. Но, даже имея такое богатство, мы не можем преподнести его миру в таком виде, в котором люди привыкли получать туристический продукт.

Одной из основных проблем казахстанского туризма является то, что мы не даем туристу права выбора. Как бы парадоксально это ни звучало, но, имея 115 000 километров дорог, основная сложность остается в их отсутствии. Та же поездка из Алматы в курортную зону озера Алаколь, которое славится своими удивительными минеральными свойствами, превращается в настоящую пытку.

Ведь если детально разобраться, то Алаколь не так далек, как мы все привыкли — до ближайшего пансионата, расположенного на побережье озера, всего 600 километров от Алматы. Это расстояние по германским автобанам можно проехать за четыре часа. Но в Казахстане этот же путь занимает 12-14 часов, причем не самых романтических в жизни, поскольку больше половины трассы — это зубодробильная «стиральная доска».

Конечно, можно попытаться сократить затраченное время и «притопить», но в этом случае капитальный ремонт ходовой части автомобиля гарантирован. Об этом знают и местные жители, и уже не раз с этим столкнулись туристы из России. Кстати, у наших северных соседей внутренний туризм развит отлично, особенно сейчас, когда Турция уронила свой авторитет ниже некуда. Поток внутреннего туризма составляет около 40 миллионов людей в год, из которых пять миллионов «перекочевали» из группы выездного туризма. От этого достаточно солидного пирога туристических денег свой кусок могли бы откусить и мы.

Но, увы, остается довольствоваться лишь крохами, которые перепадают от фанатов таких курортных зон, как «Боровое». Есть отчаянные ребята, которые на подготовленных к тяжелому бездорожью внедорожниках готовы пересечь границу и, пройдя все препятствия, таки добраться до зоны отдыха. Но и там их ждут отели отнюдь не пятизвездочного уровня, но зато по европейским ценам.

Если же всерьез говорить о переменах в туризме, то начинать их нужно с доведения состояния дорог до уровня международного значения, причем на всем их протяжении, или хотя бы до уровня хоть какого-нибудь качества. Можно сколько угодно говорить об особенностях климата и прочих факторах, «убивающих» дорожное полотно, дело не в погоде, а в особенностях «национальной укладки».

Для примера можно рассмотреть трассу Алматы — Тараз, так называемую бетонку, на которой в одной части еще ведутся укладочные работы, а в другой — уже проходят реставрационные, которые справедливо называют «заплаточным ремонтом».

Тут же напрашиваются вопросы «как?» и «почему?». Как так получилось, что трасса, которая фактически еще не испытывала полноценной нагрузки, уже требует реставрации? По некоторым данным причина в том, что в процессе укладки был нарушен технологический процесс, и в результате эти участки не прошли комиссию. То ли цемента недосыпали, то ли песка переборщили, но еще целехонькие бетонные плиты режут и кромсают. В таком случае, почему компетентные органы не контролировали подрядчиков должным образом непосредственно во время работ? Вот они — особенности «национальной укладки».

Нам остается только позавидовать людям, жившим в эпоху «золотого века» Римской империи. Уже тогда — больше 1900 лет назад — практически вручную люди строили дороги, способные прослужить столетия. К слову сказать, некоторые из них сохранились практически в первозданном виде до сегодняшних дней. Одна из ключевых дорог того времени — Via Appia, являвшаяся связующим звеном многочисленных провинций, сегодня стала музеем под открытым небом и одной из национальных достопримечательностей современной Италии.

Конечно, самому Древнему Риму строительство дорог обходилось «в копеечку», ведь они не просто «разглаживали направления», а делали многослойное дорожное полотно, средняя толщина которого составляла около полутора метров. Но, как показала многовековая проверка, оно того стоило.

Когда таможня даст «добро»?

Можно ли считать ситуацию патовой? Конечно же, нет! Современные технологии позволяют содержать дороги в надлежащем состоянии и в гораздо более тяжелых климатических условиях.

Приведение дорожного полотна в порядок — это, скорее, вопрос второй по важности, а первый — пункты пропуска на границах РК.

Путешествующий на личном транспорте или на автобусе турист не должен страдать от несовершенства таможенной системы. Несомненно, безопасность государства в приоритете, но является ли это оправданием создавшемуся на таможне постоянному автомобильному коллапсу? Наверняка можно принять ряд простых мер, которые позволили бы сократить время на прохождение таможенного контроля.

Прежде чем с облегчением вздохнуть, туристы проводят в таможенном заторе по три-четыре часа. Временные задержки на границе явно не стимулируют жителей приграничных районов к посещению казахстанских просторов.

Достаточно выделить отдельный туристический коридор и увеличить штат таможенных сотрудников, осуществляющих контроль, и ситуация уже начнет меняться в лучшую сторону. Понятно, что новые «ворота» требуют финансовых вливаний, допустим, на те же дополнительные досмотровые установки, которые с помощью рентгеновских лучей просвечивают подозрительные автомобили. Строительство специальных ангаров, прокладка коммуникаций и закупка оборудования обходятся в круглую сумму, да и сам процесс строительства может сильно затянуться. Одно только проведение тендера — мероприятие, которое может продлиться долго.

Но на самом деле основательные сооружения тут и не нужны, ведь технологии не стоят на месте и сейчас существуют куда более оперативные решения. Конкретно этот вопрос можно решить покупкой мобильного инспекционно-досмотрового комплекса. По сути это тот же рентген, только установленный на раме грузовика. Он может развернуть свою работу на любом клочке асфальта, где поместится автомобильная рампа. Покупка такого удобного таможенного инструмента намного проще, а преимуществ в разы больше. В зависимости от сезона и загруженности таможенного пункта эти чудо-мобили можно рокировать между «точками», расположенными на сравнительно небольших расстояниях.

Так это Hot или Dog?

Но даже если мы немного помечтаем и представим, что на таможне турист проводит не более пятнадцати минут, а ключевые трассы в Казахстане ровные как стекло, проблема больших расстояний сохранит свою актуальность, которая, кстати, приправлена другим неприятным фактом.

Кто хоть раз выезжал за пределы больших городов, прекрасно знает, что признаки цивилизации пропадают уже на удалении ста километров. А ведь есть элементарные человеческие потребности, которые необходимо удовлетворять. От физиологии никуда не денешься, и если сильно «подожмет», то придется парковать автомобиль. А где это сделать? Все придорожные, назовем их условно, «площадки для отдыха» в таком состоянии, что нет желания задерживаться в них и на минуту. Туалеты до сих пор организовывают примитивным способом — вырыв яму в земле и огородив этот участок листом металлошифера.

В качестве перекуса можно рассчитывать лишь на дистрофичный чебурек и пару-тройку тонизирующих напитков — вот, пожалуй, основное меню, которое встречается на «точках» вдоль международных трасс. Единственное, что спасает — это наличие минимаркетов на брендовых АЗС, где продают знакомый фастфуд.

Правда, есть одна сеть заправок, в которых организованы кофейни, дающие возможность побаловать желудок итальянской выпечкой. Но их не так много, остальные представители нефтяной индустрии держат своих клиентов на сухой диете. Такое меню, вероятно, устраивает дальнобойщиков, по крайней мере, обеды в кабине для них если не норма, то определенная романтика, свойственная данной профессии, но мы ведь говорим о развитии туризма, в концепцию которого чебуречные на колясках точно не вписываются.

Придорожные заведения общественного питания должны быть организованы по последнему слову сервисной техники. Списать это упущение на большой разброс городов нельзя, ведь есть примеры, указывающие, что длинная дорога и необжитая местность — не недостаток, а достоинство торговой точки, которое в туристическом сегменте позволяет солидно зарабатывать.

Хлеба и зрелищ

Обратимся к практике турок, которые в области сервиса и обслуживания больше чем преуспели. В Турции есть элитный туристический город Бодрум, расположенный на одноименном полуострове, берега которого окружает Эгейское море.

Чтобы его посетить, туристы из стран СНГ прилетают в два аэропорта: «Милас» и «Даламан». И если «Милас» расположен всего в тридцати шести километрах от города, и дорога из аэропорта до первого отеля составляет 25-30 минут, то со вторым аэропортом все иначе. «Даламан» расположен в 200 километрах от Бодрума, а с учетом сложного горного рельефа и множества серпантинных участков путь отъедает 4-5 часов отпуска.

Даже с учетом того, что все трансферы совершаются на современных и комфортабельных автобусах, путь не близкий. Но и его турки сумели разбавить позитивом и наполнить эмоциями. За время поездки водитель делает, по меньшей мере, две остановки, каждая из которых длится около часа.

Самое интересное, что этого времени зачастую не хватает, и туристов приходится собирать по одному, практически вытаскивая из различных бутиков и ресторанов. Ведь, выходя из автобуса, турист попадает не в забытое богом место, а в своеобразный анклав, где есть практически все человеческие блага — от комфортных отелей до мини-заводов по производству эксклюзивного алкоголя с возможностью бесплатной дегустации. Вам тут же устроят экспресс-экскурсии по компактной ковровой фабрике, где обязательно продемонстрируют средневековую технику ручного ткачества.

Все эти, на первый взгляд, бесполезные элементы внимания работают на то, чтобы турист уже здесь и сейчас, не добравшись до своего отеля, чувствовал себя в отпуске. Конечно, такая обходительность растапливает очерствевшее сознание, а главное — толкает туристов на то, чтобы они достали свои кошельки. Зачастую люди, даже не планировавшие что-либо покупать, если не затариваются на солидные суммы, то приобретают какую-нибудь безделушку.

Конечно, важную роль тут играет то, как турки преподносят свои товары: собственные плантации винограда, инкубаторы по разведению тутового шелкопряда, да и карьер по добыче оникса — все эти природные богатства каким-то чудесным образом умещаются вокруг АЗС. И таких «эксклюзивов», не имеющих аналогов по всей Турции, на самом деле пруд пруди.

Вообще, турецким турбизнесом тема уникальности давно взята на вооружение — куда ни приедешь, так обязательно попадешь в излюбленное Клеопатрой место. Понятно, что все это даже не мифы и легенды, а банальная выдумка, но она подается в такой красивой обертке, что люди, приехавшие отдыхать, даже осознавая это, дают себя обмануть.

В отличие от Турции в Казахстане не нужно что-то выдумывать, ведь у нас есть множество уникальных мест, которые действительно связаны либо с ключевыми в мировой истории событиями, либо с личностями, оставившими после себя не менее яркий эпохальный след. А чего действительно не хватает нашим туристическим зонам, так это той самой «обертки» из легенд и баек, которые пусть и искажают историю, но добавляют в нее сочных красок, которые и позволяют туристам расставаться с валютой безо всякого сожаления.

Рассуждая на тему развития туризма, одним из важнейших моментов является реорганизация существующей системы придорожного общепита. На трассах международного значения в принципе не должно быть сомнительных столовых и убогих закусочных, в которых не то что кушать, а зайти страшно. Если мы хотим развить туризм, то этот вопрос должен решаться на правительственном уровне, а лицензии должны выдавать только тем организациям, которые создадут уют и комфорт на уровне, отвечающем всем международным стандартам.

Понятно, что достаточно сложно будет на безграничных казахстанских просторах отслеживать чистоту исполнения требований, но ведь можно развить и укреплять у людей чувство ответственности за свое дело. Например, за грубые санитарно-гигиенические нарушения вменять не административную, а уголовную ответственность. Эта мера может показаться слишком жесткой, но она послужит своеобразным фильтром, допускающим к придорожному бизнесу исключительно тех людей, которые действительно намерены вкладывать деньги в бизнес, причем не только в свой, но и туристический.

Как известно, встречают по одежке, и в случае с автотуризмом, прежде чем турист доберется до какого-нибудь крупного города, он увидит все существующее на сегодняшний день придорожное безобразие, которое, по сути, является той самой «рубашкой».

«Тупиковое» решение

Дорожный туризм по своей сути уникален, и перед авиасообщением у него есть свои преимущества. Вы преодолеваете тысячи километров за считанные часы, но в этом случае все ваши воспоминания — это лишь кучерявые облака и серые лица таможенников. В свою очередь, перемещение по земле позволяет визуально ознакомиться с природой и традициями посещаемой страны. И было бы хорошо, если бы знакомство это было приятным, пока же наше предложение — разбитые дороги и отсутствие достойного сервиса.

Немного легче тем гостям, которые приезжают на собственном транспорте, но если турист добирается железнодорожным сообщением или на автобусе, то ему придется ощутить все «достоинства» транспортного парка, устаревшего как морально, так и физически.

Откровенно говоря, устарело и само понятие предоставления туристической услуги как таковой. Несомненно, город Тараз является своеобразной жемчужиной Казахстана: усыпальница «Айша Биби», мавзолей «Карахан» и прочие исторические ценности интересны и хранят в себе десятки легенд и фактов. Но он может быть любопытен лишь тем, кто оказался в Южно-Казахстанской области. А туристу, приехавшему даже в Алматы, поездка в Тараз, путь до которого составляет 500 километров, окажется сомнительным удовольствием. Чтобы тур был в удовольствие, а не в тягость, Тараз должен стать не пунктом назначения в маршруте «из точки «А» в точку «В», а кульминацией всей поездки! Путь в старый город необходимо сформировать через десятки мест, в каждом из которых должны быть своя изюминка, объект с захватывающей дух историей. Еще лучше, если это будет не однодневная поездка, а двухдневный тур. Правда, в этом случае возникает проблема с ночевками, ведь весь гостинично-ресторанный бизнес сфокусировал свою деятельность в крупных городах, а понятие motel нам чуждо.

Решение даже этой проблемы лежит в плоскости дорог. Еще в конце пятидесятых годов немецкий предприниматель Георг Хельтл придумал систему Rotel — путешествие в передвижных автобусах-гостиницах. Днем туристы могут наслаждаться туристической программой и совершать пешие экскурсии, а ночью их ждут уютные «номера». Куда бы вы ни поехали, койко-место всегда рядом, что, несомненно, радует.

Другой вариант — караванинг — по сути, путешествие на кемпере (в автодоме). В Европе и США он имеет большую популярность еще с прошлого века, но в Казахстане караванинг так и не получил большой популярности. В казнете есть несколько объявлений по продаже автодомов, но вот предложений аренды ни одного. Ниша пустует, а ведь могла бы приносить деньги и развивать туризм. И потом, в отличие от предыдущего способа отдыха здесь у туриста есть полное право выбора. Он может самостоятельно выбирать достопримечательности и определять время на их посещение. А самое главное, что таким образом решается проблема больших расстояний, ведь турист отдыхает уже в процессе перемещения.

Также в Казахстане актуально было бы запустить систему поездов-отелей. Это идея не нова, и в Европе есть несколько таких турпродуктов. Самый известный маршрут Venice — Simplon — Orient — Express начинается в Лондоне, следует через Париж, Лозанну, Милан и заканчивается в Венеции. Своеобразную нотку эпохи Возрождения добавляет уникальное оформление как экстерьера, так и внутренней отделки отеля на колесах. Причем это не муляж, а полностью реконструированный состав легендарного «Восточного экспресса», который в свое время (1883 год) был известен как самый роскошный поезд Европы. К сведению, владельцы состава сделали роскошным не только интерьер, но и цену на билет, которая равна 1500 евро.

Отели «без определенного «места жительства» есть в ряде других стран и даже в Индии. С нашими расстояниями подобная услуга наверняка имела бы большую популярность. Возможно, на первом этапе этого проекта выделять целый состав было нерентабельно, но можно обойтись двумя-тремя прицепными вагонами, которые курсировали бы по различным маршрутам. Конечно, остается проблема не самых презентабельных перронов, но, по сути, для такого отеля и автовокзал не нужен. Достаточно будет организовать специальный тупик, оформив его по-особенному. Здесь, как говорится, все карты в руки дизайнеру: лианы, окутавшие тропический лес, курган в разрезе или сцена схваток сакских племен.

У Казахстана нет выхода в открытые воды, поэтому единственными нашими лайнерами может быть только наземный транспорт, рассекающий просторы степей. В нашей стране есть много уникальных мест, которые стоит показать всему миру, главное, чтобы отдых туриста начинался не по приезде в точку назначения, а с момента пересечения границы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру