Казахстанский туризм скоропостижно зачахнет без карт, дорог и сотовой связи

Казахстан может быть очень привлекательным. Если немного постараться

В периодической печати стали появляться путеводители по неизведанному Казахстану. Похоже, в условиях всеобщего кризиса страна готовится к познанию себя своими же обитателями. Вот только до состояния полной готовности к этому ей пока еще далековато.

Казахстан может быть очень привлекательным. Если немного постараться

То, что сезон активного туризма уже закончился, еще ни о чем не говорит. Туризм продолжается. Как минимум местный. И как минимум в Алматинской области, где гостей, помимо привычных туристических зон в горах в окрестностях Алматы, ожидают открытые бассейны с теплой минеральной водой с температурой от 40 до 60 градусов в 3-4 часах езды от города. Но об этом позже. А пока о другом.

Не за горами зимний отпускной сезон и новогодние праздники, которые немалая часть платежеспособных жителей нашей бурно развивающейся державы еще недавно предпочитала весело и беззаботно проводить где-нибудь в теплых странах, поедая тропические фрукты, морепродукты, развлекаясь на крокодиловых и змеиных шоу, оттягиваясь в экзотических ночных клубах, взирая залитыми текилой очами на танцы трансвеститов. Куда поехать в этот раз? К морю и пальмам — дорого. Две девальвации увеличили расстояние до них раза в три, а то и четыре. В Боровое? Может выйти еще дороже. Путешествовать по Казахстану на автомобиле? Можно. Но местные природные красоты далеко не всегда дополняются объектами необходимой инфраструктуры. Тем более, зимой по родной стране не шибко-то и покатаешься.

Было время

Еще несколько лет назад, в более благополучную пору, спрос на заграничные туры в стране зашкаливал. Народ бодро разъезжал во все стороны света. Причем, независимо от времени года. Если летом все ездили в ставшую уже в доску своей и изученную вдоль и поперек Турцию, то осенью-зимой чартеры один за другим летели в Таиланд или Египет. А путевки на эти направления разлетались, как горячие пирожки, как минимум за месяц-полтора. А то и за полгода.

Сегодня сотрудники туристических фирм занимаются в своих офисах в большей степени тем, что пьют чай с плюшками и, глядя на рекламные проспекты со жгучими креолками на фоне синего моря, с тоской вспоминают то золотое время и тщетно надеются вернуть его персональной рассылкой рекламы на электронную почту каждому клиенту. (На телевидение, радио и газеты денег уже нет.) Но это все больше становится похожим на глас вопиющего в пустыне.

Печальная правда сегодняшнего дня состоит в том, что, к их великому сожалению, былого спроса на туры сегодня нет и пока не предвидится. Откуда ж ему взяться в нынешних непростых экономических условиях? Кому сейчас легко? Более того, он продолжает падать. А раз так, то постепенно сворачивается и предложение. Положение в туристическом бизнесе сегодня таково, что до конца года количество турагентов может сократиться едва ли не в половину. Мелкие компании закрываются до лучших времен. Крупные сокращают штат, в лучшем случае отправляя сотрудников в отпуск без содержания и привычного выезда за бугор. Сегмент «специально для бедных» с отелями в две звезды практически умер. Отдых уровня «три звезды» сократился на треть. «Четыре» и «четыре с плюсом» просел примерно на 20 процентов.

Жив пока еще только пятизвездочный отдых. Те, кому красиво жить не запретишь ни при каких кризисах, продолжают это делать, подтверждая старую истину о том, что пока толстый будет худеть, худой помрет. И все же их явно не хватает, чтобы запускать прежнее количество чартерных рейсов. А потому туристические программы существенно оптимизируются. Количество вылетов в этом году по сравнению с прошлым годом сократилось примерно на 30-40 процентов.

Куда податься?

«И как вам это нравится?» — спросили бы в Одессе, что в переводе с одесского на обычный русский означает: «И что вы думаете по этому поводу?»

А то, что народ будет отдыхать, несмотря ни на что. Только вид отдыха поменяется на более доступный. Можно замутить глобальный кризис, ввести куда-нибудь, где нет демократии, войска и разбомбить какую-нибудь столицу, уронить цены на нефть, объявить экономические санкции, заставить правительства сократить бюджетные расходы, закрывать социальные программы и т.д. Но нельзя принудить нашего человека разлюбить печеную картошку и шашлык на природе, охоту, рыбалку или просто поход в горы.

Парадоксально, но факт: в условиях глобального кризиса, снижения уровня семейного дохода, отсутствия возможности отдохнуть за границей казахстанцы, не отлеживаясь на диванах, как могло ожидаться, стали проявлять интерес к неизученным краям у себя в стране. Наверное поэтому в последнее время стал популярным автотуризм. Это когда садишься в машину (желательно во внедорожник, если он у тебя есть) и едешь познавать неизведанный Казахстан. А он — неизведанный, гораздо больше, чем изведанный. Изысканная прелесть такого вида отдыха состоит в том, что в ходе поездки получаешь возможность побродить по заповедным местам, поймать и тут же зажарить речную форель, промчаться с ветерком по бескрайней степи и, возможно, даже встретиться с дикими и редкими краснокнижными животными. А еще люди стали чаще обычного ездить в сторону любимых природных уголков. А поэтому в таких местах, как, например, Чарынский каньон или Кольсай, в выходные и праздничные дни просто яблоку негде упасть.

И тут наметились некоторые тенденции. Конец августа и начало сентября ясно продемонстрировали запросы казахстанцев. Зоны отдыха с отелями в раскрученных центрах проведения досуга в выходные дни заполняются на 80 процентов. Они, как правило, располагаются недалеко от крупных городов. Отели чуть подальше — на 60 процентов. Ну а глушь, которую сегодня пытаются позиционировать как свежий тренд современности под названием «экологичный туризм», пока еще не так популярна. Но положительный тренд наблюдается. Во время праздников, когда народ законно гуляет по трое-четверо суток, существенно заполняются междугородние трассы. Но поскольку отельный бизнес в глухомани сегодня находится в стадии скудного грудного вскармливания, то подсчитать количество клиентов у статистов на сегодняшний день пока возможности нет.

Казалось бы, вот, Казахстан нащупал свою нишу в туристической отрасли. Ан-нет. Страна, выпустившая путеводители, рекламирующие экотуризм, неповторимый ландшафт и прочие, казалось бы, неоспоримые изысканные прелести, увы, оказалась не готова к изучению себя неизведанной даже своими обитателями, не говоря об иностранцах. Как пишут в социальных сетях любители автотуризма, очень часто навигаторы предоставляют неверную информацию. Достаточно съехать с трассы республиканского или областного значения, как тут же начинаются приключения. (Хотя их любителей у нас тоже хватает.) Интерактивная карта легко может завести вас в тупик, как бы абсурдно это ни звучало, когда говоришь о казахстанской степи. Дорога может просто упереться в речку, на которой вы увидите лишь напоминание о том, что когда-то там был мост. Да и дорогой это назвать сложно. Скорее, направление, колея, размытая дождями и продавленная большими грузовиками, на которых браконьеры ездят на вырубку саксаула. О мобильной связи в таких местах, разумеется, речи быть не может. А потому один неверный шаг в сторону от проторенной тропы может привести вас в очень и очень экологичный туризм, воспоминания о котором долго будут вызывать у вас тоску по заграничным курортам.

Тем временем туроператоры признают, что недоступность из-за двух девальваций тенге заграничных туров вполне может дать толчок развитию внутреннего туризма. Но его тормозят риски, связанные с отсутствием комфорта и безопасности. При этом сами они пока не горят желанием консолидироваться и заняться спасением отрасли. А что касается государства, то оно сейчас занято другими, более важными проблемами.

Но ведь теоретически этим можно было воспользоваться как на местном уровне, так и на государственном. И уж если не построить дороги, то хотя бы расставить указатели, проложить какие-то туристические маршруты и, говоря канцелярским языком, зарегистрировать их в установленном порядке на всякий экстренный случай. Другими словами, расшевелить рынок.

Почему бы не начать массированную пропаганду прекрасного и неизведанного Казахстана? Не устроить какой-нибудь фестиваль-конкурс по приготовлению бешбармака, куырдака, лагмана, баурсаков-щельпеков в каком-нибудь захолустном и прозябающем в божественно красивых местах Лепсинске?

Горячий прием в горячей воде

А теперь вернемся к тому, с чего мы начинали. Да будет известно обитателям высоких кабинетов в нашей модерновой столице, что в Уйгурском районе Алматинской области есть целая масса природных источников горячей минеральной воды, бьющей прямо из-под земли, причем совершенно бесплатно, чем и поспешили воспользоваться местные предприниматели. На самом деле, если природа дарит такую благодать, то почему не направить это на благо людям и себе?

История гласит, что в конце шестидесятых годов прошлого столетия в трехстах километрах от тогдашней Алма-Аты гидрогеологи обнаружили подземные резервуары. Анализ образцов извлеченной воды показал, что она насыщена минералами и другими полезными для живых организмов химическими элементами. Затем в этих местах пробурили скважины. Планировалось, что извлекаемая вода будет использоваться для удовлетворения сельскохозяйственных нужд. Но когда брызнул первый фонтан, все присутствовавшие при этом несказанно удивились, поскольку вода оказалась горячей. Более детальное изучение резервуаров показало, что в этом месте проходит вулканический разлом, прямо из которого и бьет целебная влага.

Долгое время этим даром природы пользовались лишь местные колхозники. Но когда в стране зародились бизнес и предпринимательство, в этот отдаленный район стали приезжать люди из больших городов. Год от года поток гостей увеличивался. Появилась возможность собирать средства и направлять их на дальнейшее развитие. И сегодня там без участия государства построен целый ряд импровизированных зон отдыха с горячими бассейнами, которые, в особенности по выходным дням, никогда не пустуют. Столь благодатное место, понятное дело, в наибольшей степени используется жителями южной столицы, путь от которой составляет 3-4 часа на автомобиле.

Местные говорят, что у каждой из нескольких десятков скважин свое преимущество. Вода из одних способствует лечению кожных заболеваний. Другой источник исцеляет желудочно-кишечный тракт. Купание в третьем рекомендуется тем, кто имеет проблемы с опорно-двигательной системой. Ну и так далее.

Только вот развитие этой относительно новой туристической зоны происходит за счет самих предпринимателей. Точно так же, как и на озере Алаколь. Незамысловато и местами стихийно. Но люди смотрят в будущее с оптимизмом. Местный народ вообще искренне верит и надеется на то, что государство все же обратит внимание на это природное чудо и направит в район свои инвестиции. И это будет уже не просто бизнес, а часть стратегически важного экономического направления. Начнется более интенсивное развитие, увеличится наплыв туристов, возможно, даже иностранных. Появятся новые рабочие места, экономика района пойдет в устойчивый рост, окрестные села зацветут, и сотни местных юношей и девушек, уехавших в большие города за светлым будущим, вернутся в родные края.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру