В 25 километрах от Алматы разбит лагерь кочевников

Не вспомнив прошлое, не уяснишь настоящее…

Можно бесконечно перечитывать книги по истории и слушать рассказы дедов, но даже тысячи пересказов не сравнятся с тем, что ты можешь увидеть воочию и пощупать своими руками. Окунуться в эпоху бронзового века и почувствовать на себе дух великой степи была возможность у каждого гостя этнофестиваля «Улы дала рухы».

Не вспомнив прошлое, не уяснишь настоящее…

Всадники и лучники

В минувшие выходные лагерь кочевников был разбит в предгорьях Заилийского Алатау, в 25 километрах от Алматы. Это место было выбрано не случайно, ведь неподалеку — в 2-3 километрах — от места проведения фестиваля находятся, как предполагают некоторые историки, останки средневекового города Тальхиз (Талхиз). В X-XI веках это был полноценный, дышащий полной грудью город, занимающий территорию около девяти гектаров. Жило в нем тогдашнее полуоседлое население Семиречья — ираноязычные саки.

Внутри крепостных стен дороги были вымощены камнями, разбивая Тальхиз на несколько кварталов, и, что немаловажно, в нем было налажено водоснабжение. С момента начала раскопок, которые начались в 50-х годах прошлого века, старый город принес массу уникальных артефактов. Находки изделий из керамики, стекла, бронзы и железа свидетельствуют о производственном потенциале, а находки китайского фарфора и зеркал, иранских изделий из бронзы — о международной торговле.

Город-поселение просуществовал до монгольского нашествия в XIII веке, к тому времени население его уже почти сменилось и было смешанным. Проживали здесь не только мусульмане, но и буддисты, и христиане-несториане.

По задумке организаторов близость фестиваля к столь значимому месту, освященному духом прошлого, придает ему особое звучание. Собственно говоря, к дате 1000-летия Алматы был приурочен фестиваль «Улы дала рухы».

Сам лагерь состоял из нескольких секторов (юрт), в каждом из которых было организовано тематическое пространство — «Эрхиймерген», «Тайбурыл», «Ак суек», «Батыр» и другие. Каждый аул посвящен какой-то части кочевой культуры. В одном месте свои изделия показывали ремесленники и давали мастер-классы, в другом можно было насладиться национальной музыкой. Так, в ауле «Батыр» гости могли пообщаться с настоящим богатырями из России, Украины и Казахстана.

В окружении этих гигантов многие ощущали себя карликами, забредшими в страну великанов. Но, несмотря на свой грозный вид, эти гиганты оказались весьма отзывчивыми.

— Я горжусь своим ростом, — рассказывает батыр Руслан.

— При росте 2,1 метра и больше центнера веса не возникают ли у вас сложности в повседневной жизни, например, при выборе одежды или использовании транспорта?

— Я бы не назвал это трудностями, но свои особенности действительно есть. Например, в обычном магазине сложно найти подходящую для меня одежду, поэтому я в эти бутики попросту не захожу. Благо, мы живем не в бронзовом веке и через интернет можно найти практически все. Большую часть закупок я провожу именно там — в сетевых магазинах, и это в некоторой степени гораздо удобнее, чем мотаться по бутикам и тем более по рынку в поисках чего-то подходящего. Что касается транспорта, то тут… смотря на чем ездить. Сегодня на рынке есть такие автомобили, в которых даже я ощущаю дискомфорт из-за избыточного пространства.

— Очевидно вам сложно слиться с толпой и на улицах города на вас наверняка многие прохожие обращают внимание. Как вы относитесь к этому?

— Спокойно. В юношестве у меня были определенные комплексы по этому поводу, сейчас же — нет. Люди оборачиваются, заглядываются, кто посмелее — просит сделать совместное фото. Особенно интересно наблюдать за молодежью и порой даже забавно смотреть за тем, как оцепеневший тинэйджер, приоткрыв рот, провожает тебя взглядом.

Собственно говоря, и на фестивале этим добрым молодцам не было прохода — каждый хотел встать рядом и почувствовать силу богатыря. Эти самые гиганты не просто расхаживали с булавами, а просвещали людей: показывая этапы развития военного дела, демонстрируя доспехи и вооружение. Более того, здесь любой желающий мог стать настоящим воином, посетив один из мастер-классов. И, конечно, примерить древние доспехи всадников, сфотографироваться в них и даже приобрести что-то на память.

Простые чудеса

Конечно, не обошлось без вкусностей. В ауле «Караван Сарай» можно было зайти в одну из юрт или же во все поочередно и насладиться теплым общением за душистым чаем, и испробовать различные изыски восточной и азиатской кухонь. Неподалеку от них расположились мастера, чеканившие различные монеты способом, приближенным к временам Средневековья, с помощью специального клише и кувалды.

Эти мастера регулярно выезжают на подобные фестивали, чтобы дать людям возможность приобрести памятную монету или медальон. В этот раз их внимание было сконцентрировано на жузах. Ведь у казахов каждый род имеет свою родословную и знак — тамгу, то есть графический знак, которым когда-то метили скот.

Для тех, кому тема родовых знаков была не интересна, чеканщики предлагали выковать монету с надписью «1000 лет Алматы» либо «На удачу». И эта услуга пользовалось большой популярностью у гостей мероприятия. «Интересно наблюдать за тем, как гладкая латунная заготовка превращается в монету, причем в такую, которую заказал именно ты», — делится эмоциями один из покупателей.

Сделать своими руками маленький глиняный горшок, попробовать себя в обработке кожи, дерева, серебра или освоить мастерство валяния войлока могли все желающие. Пожалуй, это и было отличительной чертой фестиваля, что можно было не просто наблюдать, а самому принимать участие во всем, а потом, создав сувенир, увезти его домой.

Рахмет из Центральной Европы

Красочная церемония открытия, которая состоялась в первый день этнофестиваля, подарила гостям немало захватывающих впечатлений. Торжественный парад участников в национальных костюмах сменился постановкой конных и пеших боев, затем каскадеры верхом на лошадях продемонстрировали свое мастерство, чередуя опасные трюки с народными обрядами и состязаниями, такими как «Аударыспак» или «Тусау Кесу» — игра молодых людей.

В ней, по договоренности, юноша верхом на коне должен догнать молодую девушку, которая также великолепно держится в седле. Если джигит догонит, то получит «приз» — право поцеловать наездницу в щеку, проиграет — получит камчой по спине.

Как рассказал режиссер-постановщик фестиваля «Улы дала рухы» Ербол Байконуров, вся программа и непосредственно бой действительно зрелищны. Такого эффекта удалось добиться потому, что постановка была максимально детализирована. Доспехи, оружие, техника ведения боя — все это было детально изучено и выведено на сцену.

Также Байконуров подчеркнул, что в организации всего фестиваля принимали участие личности, которым небезразлична история: археологи и научные деятели. Именно с их помощью удалось передать все с максимальной реалистичностью.

Почетными гостями на фестивале были гости из Венгрии, но они были не просто зрителями, а непосредственными участниками. Иностранные гости показали бои мадьяров, после чего выставили на критику публике свою национальную программу. Среди выступающих были и спортсмены международного класса, в том числе лучники из Словакии: Петер Богар — победитель соревнований в Стамбуле (категория Flightshooting, 2016 год), Михал Понист — победитель «Кахраманмараш» (Турция, 2015 год).

У жителей Центральной Азии с венграми всегда были особо теплые отношения, и в этот раз делегаты из центра Европы, в числе которых был ученый-антрополог, председатель венгерского Туран-фонда Андраш Жолт Биро, подчеркнули, что в далеком прошлом корни их предков плотно переплетены. Собственно говоря, это чувствуется и по речи, ведь многие слова в венгерском и казахском языках не только созвучны, но и полностью идентичны как по произношению, так и по смысловой нагрузке.

«Улы дала рухы» дает исключительную возможность всем желающим познакомиться с наследием жителей Средневековья и других различных народов нашего региона, при этом раскрывая неизвестные прежде возможности для спортивного, приключенческого и этнотуризма в стране. В минувшее воскресенье праздник закончился, и гости в лучших традициях кочевничества разъехались по домам.

Уже в следующем году организаторы намерены собрать более двух тысяч участников из десяти стран: Венгрии, Голландии, Германии, Турции, Китая, Кореи, Украины, России и Киргизии, что, несомненно, предаст празднику еще больше красок. Древние кочевники говорили: «Живя в настоящем, думай о будущем и не забывай прошлое!». Слова с глубоким смыслом, задуматься над которыми, пожалуй, стоит каждому.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру