Профессиональные игроки в компьютерные игры зарабатывают больше, чем выдающиеся ученые

Мир по ту сторону экрана монитора или смартфона мы уже создали

Молодой человек с айфоном остановился, чтобы прикурить у дворника. «А что, отец, — спросил он, затянувшись, — покемоны в вашем городе есть?».

Мир по ту сторону экрана монитора или смартфона мы уже создали

Мировой чемпионат по воображению

Как известно, в 2012 году Нобелевский комитет почти на 20 процентов сократил размер вручаемой премии. Теперь за весомый вклад, например, в науку ученые получают по 1,1 миллиона долларов. Справедливо это или нет, можно судить по тому, какими суммами оперируют нынче в американском городе Сиэтле, где сейчас проходит мировой чемпионат по компьютерной игре Dota2 — The International 6. Так вот, призовой фонд этой затеи перевалил за 20 миллионов в американской валюте.

Выходит, что профессиональные игроки в компьютерные игры сегодня действительно стоят дороже ученых. Если, конечно, мерить все долларом и на настоящий момент. Команда-победитель Wings gaming получила на пятерых почти девять миллионов зеленых. Учитывая менеджера команды, налоговые и контрактные выплаты, получается чуть более миллиона на каждого.

Откуда же взялись такие космические суммы? Попробуем разобраться во всем с самого начала.

Итак, рынок компьютерных игр в последние три года рос в среднем на 15-17 процентов, и в 2016 году, по прогнозам агентств Bloomberg и J`son & Partners Consulting, его объем составит около 95,4 миллиарда долларов. Для сравнения, мировой рынок медицинского оборудования и медицинских изделий лишь втрое больше, а рынок, допустим, урана — вчетверо.

Причин такого роста множество. Но главная — новые технологии монетизации игр. Они заключаются в том, что современные онлайн-игры (а именно на их долю выпадает наибольший прирост) и мобильные приложения удовлетворяют как тех геймеров, которые готовы платить за игру, так и тех, которые… не готовы. Основной смысл в том, что почти любая онлайн-игра доступна всем желающим совершенно бесплатно. А вот за дополнительные услуги в игре, наделяющие пользователя игровым преимуществом или другими бонусами, придется доплатить.

Причем суммы обычно на первый взгляд не слишком большие. Так называемый «премиумный» танк в популярной игре World of Tanks обойдется от одной до восьми тысяч тенге. Суммы на небольшую прокачку персонажа в ролевых онлайн-играх могут и вовсе начинаться от 200 тенге. Но если такую сумму в игровые возможности вложат хотя бы пять процентов игроков, разработчики в накладе не останутся.

Официально зарегистрированный рекорд количества игроков на серверах белорусской Wargaming составил 1 140 000 танкистов одновременно (повторимся: один миллион сто сорок тысяч). Общее же количество пользователей игры достигает 40 миллионов.

Но даже эти цифры меркнут по сравнению с лидером рынка компьютерных игр Riot Games с их League of Legends. На данный момент она занимает умы почти 60 процентов геймеров мира. Ежемесячно активных игроков насчитывается под сотню миллионов. Ежедневная активность — 27 миллионов (полтора Казахстана). В США «Лигу легенд» даже признали официальным видом спорта. Это позволило игрокам гораздо проще получать визы для участия в чемпионатах, призовые на которых достигают сотен тысяч и даже миллионов долларов.

Пытается не отставать от лидера рынка и ближайший конкурент компания Valve (известная нам по серии игр Half-life и площадкой для покупки игр Steam) со своей игрой Dota2, которая на самом деле весьма похожа на League of Legеnds. По пять человек в каждой команде, выбор персонажей игры, максимально синергирующих друг с другом, стратегия, тактика, координация.

Может показаться странным, но если разобраться в механике игры и понять, что к чему, смотреть такие игры весьма интересно. Недаром количество зрителей финалов таких состязаний достигает миллионов в сети, а арены и стадионы заполняются на 100 процентов.

Киберспорт — уже большой спорт

Но вернемся в Сиэтл. Буквально на днях количество зрителей русскоязычных каналов с трансляциями игр чемпионата составило более 50 тысяч человек. И это при том, что с Сиэтлом огромная разница во времени и состязания проходили в ночное время для территории СНГ. К сожалению, поддержка зрителей не помогла, и все «наши» команды вылетели из турнира. Заработали они, впрочем, немало — чуть больше, чем по 100 000 долларов. Однако с призовыми будущего победителя это, конечно, не сравнится. Из чего же складываются столь внушительные призовые?

Базовый призовой фонд, выделенный спонсорами, составил всего лишь 1,6 миллиона долларов. Остальные деньги были получены от покупки игроками внутри игрового ресурса под названием compendium. Данный ресурс стоит около 25 долларов, часть из которых и идет в бюджет призового фонда. С помощью компендиума можно делать ставки на игры, получать очки и игровые предметы.

Компендиум выпускается каждый год специально накануне The International и содержит полную информацию о командах, расписании, регламенте. Более семи миллионов экземпляров компендиума было куплено в этом году

То есть получается, что 90 процентов призовых создают сами зрители. Естественно, организаторы должны оправдать ожидания и сделать настоящее шоу. Но в этом компоненте Valve традиционно сильны. Key Arena в Сиэтле приняла 16 команд и 25 тысяч зрителей. Освещать турнир были приглашены самые популярные комментаторы и игроки. Группа режиссеров собрала материал и подготовила своеобразные видеовизитки для каждой команды. На церемонии открытия выступила выпускница американской версии «фабрики звезд» скрипачка Линдсей Стерлинг. Церемонию открытия и матчи транслируют на несколько интернет-каналов. А самые активные болельщики собираются на просмотры в кинотеатрах и специальных клубах.

Вам это ничего не напоминает? Недавно то же самое, но с большим размахом происходило в связи с чемпионатом Европы по футболу. По сути киберспорт, как называют профессиональное участие в компьютерных играх, уже стал спортом. Есть все составляющие: менеджеры команд, регулярные многочасовые тренировки, соревнования. Поэтому и награда за достижения должна быть соответствующей.

Многие киберспортсмены уже сейчас зарабатывают куда больше звезд спорта обыкновенного. В прошлом году 16-летний школьник из Пакистана Сумаил Хассан сумел заработать более миллиона долларов, выиграв со своей командой Evil Geniuses несколько турниров. В большом спорте такими заработками могут похвастаться разве что футболисты и игроки NBA и NHL. А большинство этих денег, напоминаем, идет из карманов обыкновенных геймеров.

Чужие мы на этом празднике жизни

Киберспорт, кстати, признали официальным видом спорта и в России. Это значит, что профессиональные игроки и команды должны теперь соблюдать регламенты не только организаторов турнира, но и общие для всех, установленные Министерством спорта. Также это означает, что зарегистрированные игроки и стримеры теперь должны платить налоги со своих доходов.

Кстати, о стримерах (от английского stream — поток, потоковое вещание). Если вы не знаете, кто это такие, мы сейчас объясним. Помните вначале мы говорили, что есть те, кто готов и не готов платить за игры? Есть еще те, кто готов платить за просмотр игр. Вот сидит человек, играет и ведет трансляцию в интернете на одном из ресурсов. Параллельно он комментирует свои действия, объясняет тактику и тонкости игры, ставит музыку, отвечает на вопросы зрителей и чата.

Казалось бы, каждый сходит с ума по-своему. Однако, если посчитать суммарный доход таких говорунов, волосы на голове становятся дыбом от зависти и негодования. Ведь по сути человек ничего не создает, не производит и даже не продает. Хотя тут можно поспорить и утверждать, что создает он шоу, а продает свое время.

Однако это никак не относится к реальному сектору экономики. Теперь же стримеры должны платить налоги со своих (кому каких повезет) доходов. Из чего же складывается доход стримера? У более или менее успешных фул-стримеров (которые ничем другим не занимаются) большую часть дохода составляют платежи от рекламодателей и партнеров канала. Именно эти деньги официально подлежат налогообложению. Также человек из компьютера получает партнерские деньги за подписку на свой канал от ресурса.

На самом популярном ресурсе этого плана twitch.tv подписка на канал стоит пять баксов, половину из которых получает непосредственно стример. Подписка дает особые возможности на канале, настройку оповещений, иногда бонусы и розыгрыши. Для того чтобы получать заветные 2,5 доллара, стримеру необходимо иметь определенное количество постоянных подписчиков и не нарушать правила ресурса.

И последний, самый необычный способ заработка — так называемые «донаты» (от анг. donate — жертвовать). Это добровольные пожертвования зрителей канала стримеру. Начинаются они обычно от 50 центов и не ограничены ничем, кроме как расточительством жертвующего. Естественно, чем лучше шоу, тем больше людей захотят поддержать любимого стримера. Поэтому существует множество способов привлечения аудитории.

Это и тематические трансляции, и трансляции с приглашенными гостями, и возможность (естественно, за деньги) сыграть с самим стримером и на весь интернет показать свои навыки.

Также очень популярны пожертвования при заказе музыки. Желаете поделиться с широкой аудиторией своим музыкальным вкусом? Извольте 100 рублей, и ваше сообщение и песня прозвучат в прямом эфире. Не будем считать чужие деньги, но отметим, что успешный стример зарабатывает в месяц гораздо больше среднего рабочего из глубинки.

А то ли еще будет?..

Кстати, рост популярности трансляций компьютерных игр связан также с прогрессом в области мобильных технологий с передачей данных. Теперь выйти в сеть со смартфона можно почти в любой точке мира. А сети 3G и 4G обеспечивают скорость, достаточную для потоковой трансляции. В связи с этим растет (и как растет!) рынок мобильных приложений. Ресурс Digi-Capital отмечает не менее 50 процентов ежегодного роста объема.

Такими темпами к 2020 году он составит около 100 миллиардов долларов. Но здесь мы хотя бы имеем что-то реальное. Программный продукт в вашем телефоне может быть полезен. Приложение Prisma, разработанное Алексеем Моисеенковым из Mail.ru Group, позволяет обрабатывать изображения и в частности фотографии в стиле работ известных художников. Делается это на основе самообучающейся нейронной сети. А аналитики прогнозируют проекту Prisma скорую капитализацию почти как у Instagram.

Еще одной бомбой на рынке мобильных приложений стала игра Pokemon Go. Помните, был такой японский мультик про милых зверушек? Она интересна тем, что основана на принципе дополненной реальности, который использует мобильные камеры и гироскоп смартфона, а также геолокационные данные. Суть проста — ходи по городу, лови себе покемонов, прокачивай их и побеждай других.

Разработчики озаботились еще и интеллектуальным развитием пользователей. Так, некоторые режимы игры доступны исключительно вблизи достопримечательностей. Не забыли и про физическое здоровье — для выведения определенных зверюшек необходимо пешком преодолеть определенную дистанцию от двух до 10 километров. Интересная концепция, дополненная реальность, разнообразные режимы — и вот уже более 100 миллионов скачиваний и по 10 миллионов долларов ежедневных поставок из карманов игроков.

Хочется отметить, что развитие технологий — это всегда хорошо. Нейронная сеть призвана обучаться и в дальнейшем использоваться в медицине, например, для поиска и лечения рака. Дополненная реальность обещает в будущем неограниченные возможности для проектирования, инженерии и создания спецэффектов.

Киберспортсмены не сидят в подъездах с пивом и сигаретами. Но порой возникает некоторое волнение: как бы виртуальный мир не стал важнее реального…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру