В столице Казахстана, наконец, принялись разгребать мусор

Вывоз мусора из крупных городов — это целая индустрия, требующая профессионализма и дисциплины

В Астане в который уж раз стартовал проект по раздельному сбору бытового мусора. Все предыдущие новации терпели крах из-за недобросовестности столичных жителей и неорганизованности самой городской власти. Об этом рассказывает генеральный директор ТОО «Астана-Тазарту» Иван Лавриненко. 

Вывоз мусора из крупных городов — это целая индустрия, требующая профессионализма и дисциплины

— Скажите, а как сегодня обстоит дело с вывозом мусора в казахстанских городах? Например, в самом большом городе страны — Алматы?

— Сравнивать Астану и Алматы несколько некорректно. В Алматы совершенно другая система по сбору и вывозу мусора. У мусоросборочной компании там семь точек дислокации, баз, где они расположены и откуда они выезжают. Немаловажное значение имеет отдаленность от города утилизационных полигонов. Кроме того, в Алматы гораздо раньше, чем у нас, начали применять некоторые элементы раздельного сбора мусора.

А в Астане ситуация иная. Да, в последние годы мы начали внедрять новые технологии, закупили современный парк мусоросборочных машин. То есть мы на своем уровне провели подготовку к модернизации всей системы мусоросборки. Появление мусороперерабатывающего завода также стало важным шагом в продвижении в нужном направлении. Сегодня к нам даже приезжают за опытом.

— Значит, есть что перенять?

— У нас есть, конечно, определенный опыт в этой сфере, и остался он еще с советских времен. Раньше всегда существовали автобазы спецмашин, для которых вывоз мусора был одним из видов дополнительной деятельности. И в некоторых регионах такая ситуация до сих пор остается: и мусор вывозят, и снег. Мы же усовершенствовали эту практику, и теперь у нас есть единый расчетный центр, город мы разбили по участкам, создали специальную карту с разметками плюс электронная карта. Мы выработали твердый порядок работы и свой график, мы знаем практически каждого своего клиента и уже сформировали систему договоров. Но, чтобы все это сделать, нам потребовалось около шести лет напряженной работы. Хорошо еще, что городской акимат нас поддержал.

— А горожане?

— Мы стараемся, чтобы система сбора мусора стала удобной не столько для нас, сколько для граждан и всего города. Я всегда об этом говорю, что вывоз мусора — не совсем благодатная и благодарная работа, на которую все с удовольствием соглашаются. И не все, увы, соглашаются платить за то, чтобы их мусор вывозили.

Мы стараемся опираться в своей работе на данные Единого расчетного центра, чтобы аккуратно сверять наши списки потребителей. Но довольно часто бывают ситуации, когда граждане не платят, а мусор выбрасывают. Тогда нам ничего не остается, как вывозить мусор самим. Ведь оставить его нельзя.

Но даже сверка списков потребителей с ЕРЦ не всегда дает результат — в городе большой миграционный поток, который попросту невозможно отследить. И такая ситуация наблюдается не только в Астане, но и в других городах Казахстана.

— Наверное, есть и городские объекты, которые приносят вам больше хлопот, чем другие?

— Главная проблема здесь — общежития. Мы о них говорим много и долго. Даже делаем еженедельные совместные рейды с городским управлением природных ресурсов и регулирования природопользования, создали комиссию, в которую вошли департамент экологии, представители акимата и экологической полиции, участковые инспекторы. Проверяем реальное количество проживающих в общежитиях.

Бывают ситуации, когда в доме, например, зарегистрированы 13 человек, а мы по количеству мусора видим, что там живет гораздо больше — каждый день машина вывозит полные мусорные баки. Проверяем. И выясняется, что проживают в доме не 13, а 30 человек. И они каждый день выбрасывают мусор. Не оплачивая за это ни тенге.

Недавно мы в одном из таких проверочных рейдов выявили там, где было зарегистрировано 70 граждан, почти четыре сотни. Беда еще и в том, что ЕРЦ, который мало-мальски дает какие-то официальные данные, существует в Казахстане только в Алматы и в Астане. Кроме того, мы совершаем регулярные поездки по несанкционированным свалкам, по неубранным сносам домов. Но все равно хочу отметить, что Астана по чистоте среди всех остальных населенных пунктов республики старается быть лидером, особенно учитывая статус столицы. Такое положение у города, на моей памяти, последние три года точно.

— А что вы можете предпринять, скажем так, в отношении нерадивых горожан, которые не хотят обращаться с мусором цивилизованно?

— Мы на днях запустили через социальные сети новость о том, что собираемся внедрять раздельный сбор мусора в столице. И знаете, получили довольно интересные комментарии. Люди поддерживают наше начинание, но замечают и то, что наши горожане не захотят одномоментно выбрасывать разные виды мусора в «свой» контейнер. Говорят и о том, что даже в «элитных» районах Левобережья Астаны люди до сих пор оставляют мусор в подъездах, возле контейнеров, возле подъездов. Я не могу ни понять, ни объяснить логику тех, кто так поступает. Плюс есть недобросовестные компании по сбору мусора, которым не нужен весь этот нужный цикл утилизации мусора. Например, я могу отправить машину нашей организации либо на перерабатывающий завод, либо на полигон. Причем электронная система отслеживает ее передвижение, у нас с этим строго. Даже очень. А недобросовестные компании легко могут сбросить мусор куда попало. Они не хотят платить полигону за утилизацию мусора, им проще его выбросить в карьеры вокруг города. И за счет такого «снижения» расходов эти компании демпингуют на тарифах. Порой, снижая его едва ли не в два раза по сравнению с нашими. К сожалению, и многие строительные компании не хотят платить за вывоз мусора или его утилизацию и также выбрасывают его вокруг города. Наши рейды все это выявляют. А вот уровень штрафов за такие нарушения отнюдь не способствует повышению дисциплины. Но в будущем есть надежда вывести определенный тариф, который должен будет включить в себя утилизацию мусора, его захоронение и вывоз. Но это будет необходимо закрепить на законодательном уровне хотя бы в городских масштабах.

— Вернемся к проекту сбора раздельного мусора…

— Мы это делаем уже не первый раз. К сожалению, предыдущий наш проект в 2014-2015 годах прошел практически незамеченным. Тогда нам было выделено 54 жилых комплекса, во дворах которых мы разместили по четыре контейнера для разных фракций: для бумаги, пластика, стекла и всего остального. Мы раздавали по четыре цветных пакета под цвета контейнеров, привлекали волонтеров, провели пиар-кампанию самыми разными способами и даже успели отработать месяцев пять. Но по истечении этого срока поняли, что слишком поторопились — наша инициатива продержалась от силы первые десять дней, а затем наши сограждане стали возвращаться к прежней практике избавления от мусора — как попало. Нам стали предъявлять претензии в том, что сортировать-то и незачем, если все равно якобы мусор складируется в единственный контейнер мусоровоза. У нас было четыре разные машины со специальными контейнерами, предназначенными для различных категорий отходов. Но доказать это мы так и не смогли, хотя сами следили за этим очень строго. То есть людям просто надоело делить мусор по фракциям, и убедить их в том, что это просто необходимо для города, нам тогда не удалось.

— Тогда не удалось, а сегодня, полагаете, удастся?

— Сегодня мы решили упростить процесс. Пошли, так сказать, по европейскому пути. Там, в Европе, так называемое точечное разделение отходов осталось сегодня только в парковой и вокзальной зонах, а в жилой сектор привозят только по два контейнера. Кроме того, мы решили охватить проект не количеством цветных контейнеров, а их массовостью. Начнем со сбора пластика. Сначала это будет 20 емкостей, потом 50, еще через неделю, в общей сложности, мы выставим около ста контейнеров. И так далее. Что касается вопроса о разделении, то на каждую контейнерную площадку мы добавим по одному сетчатому контейнеру. Начали с пластика, поскольку при утилизации именно он является самой серьезной проблемой, не разлагаясь в природе практически на протяжении более трехсот лет. Охватываем пока около 690 контейнерных площадок.

Вторым этапом будет раздельный сбор макулатуры. А вот по стеклу у нас спорный момент, потому что утилизацией и переработкой стекла в Казахстане почти никто не занимается.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о планах на макулатуру? В республике с такой инициативой сегодня не густо…

— Отчего же? В Астане есть частные пункты приема макулатуры, в Алматы имеется довольно крупная компания, которая этим занимается. Скажу больше, крупные торговые центры, зная об этом, сотрудничают с ними. А вот для обслуживания частного сектора все-таки необходимо соорганизоваться. В будущем это могут быть либо совместные пункты с мусороперерабатывающим комплексом, либо специальные контейнеры. Я надеюсь, что наш проект будет успешным, а опыт будет использоваться и в других городах страны.

— А какова ситуация с перерабатывающими предприятиями?

— Под эгидой городского управления природных ресурсов, которое нас серьезно поддерживает во многих проектах, сегодня разработана программа «Управление отходами Астаны». Она — единственная в республике, созданная на городском уровне, которая включает все циклы, вплоть до нормативных изменений, тарифных сеток, сравнительного анализа и даже конечной концепции вывоза и утилизации мусора.

Я ее называю «Конституция по мусору для столицы»: она написана с учетом возможности привлечения инвесторов в эту отрасль, чтобы у инвестора было четкое видение условий работы. Кроме того, в Астане понемногу восстанавливается мусороперерабатывающий завод, запущенный еще в 2012 году, но, к сожалению, сегодня находящийся в сложной ситуации: он объявлялся банкротом, сегодня же проходит процедуру реабилитации и уже совсем скоро вновь заработает в полную силу.

В нем очень хорошие цеха по переработке бумаги, пластика, из которого начали производить замечательные гранулы, также на этом заводе изготавливают эковату, утеплители. Пока же там работают только зона приема мусора и зона его сортировки. Мы же уже строим новые планы: хотим в будущем запустить в Астане программу установки станций перегруза, что сократит уборочный процесс и позволит после 11 утра нашим спецмашинам вообще не появляться на улицах города.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру