В Казахстане есть места, о значении которых можно лишь догадываться

Что скрывается за дверьми американских биологических лабораторий

Вопрос появления в Казахстане современной американской биологической лаборатории еще недавно активно обсуждался в казахстанских СМИ. Однако затем ажиотаж как-то незаметно стих. Однако согласно первоначальным планам объект должен был заработать еще в 2015 году.

Что скрывается за дверьми американских биологических лабораторий

Борцы невидимого фронта

Заработал он или нет, доподлинно неизвестно. Потому как помпезного открытия с торжественным перерезанием ленточки не было. Во всяком случае, о нем не сообщалось. А посему у интересующихся людей возникает масса вопросов.

Официально продекларированная цель создания лаборатории безусловно благая. Как сообщалось еще пять лет тому назад, когда принималось решение о ее строительстве, в ней планировалось очень и очень многое.

Как, например: проведение научных исследований по изучению природных очагов инфекционных заболеваний с использованием самых современных технологий, обучение специалистов из различных регионов и ведомств республики по вопросам диагностики и изучения возбудителей инфекции, циркулирующих в Казахстане, в соответствии с международными стандартами, разработка и аттестация новых диагностических методик, дальнейшая идентификация, изучение и хранение штаммов. Все очень впечатляюще и благородно. И официально.

Но что же происходит с этим многообещающим проектом на самом деле, повторимся, никто сегодня не знает.

Причем такое творится не только в Казахстане. Подобные объекты в последние двадцать с лишним лет появились сразу в нескольких странах постсоветского пространства. Они уже давно существуют в нескольких областях Украины и в Грузии. При этом, как можно догадаться, все строго засекречены. Информации никакой. Официальные запросы остаются без ответов. А потому народ выстраивает собственные версии и предположения.

Если покопаться в источниках, можно найти сведения о том, что в последние годы количество биологических лабораторий, построенных на американские деньги по всему миру, резко возросло. И сегодня их около четырехсот. Это приводит к мысли, что самая богатая и могущественная держава планеты взялась активно бороться с распространением различных эпидемий, подобно тому, как она борется с распространением терроризма и наркотиков.

Но если при этом ожидается такая же эффективность, то возникает вопрос: а надо ли нам это?

Несколько ярких примеров из жизни говорят, что, наверное, не очень. С тех пор, как Штаты взялись активно бороться с терроризмом, он увеличился в разы. И это факт. Кто сегодня опровергнет то, что некоторые террористические организации разрослись до таких размеров, что стали образовывать целые квазигосударства со своими экономиками и валютой? При этом реально угрожать всему миру. А террористические акты с пугающей частотой стали происходить даже там, где до недавнего времени о них узнавали исключительно из телевизионных новостей.

То же самое можно сказать и по поводу борьбы с распространением наркотиков. С того времени, как американские войска вошли в Афганистан, где одной из основных задач поставили уничтожение маковых плантаций, экспорт афганского героина увеличился более чем в сорок раз. Соответственно, проблема наркомании во всем мире вместо того, чтобы уменьшиться, значительно усугубилась.

Кстати, история создания и деятельности американских биологических лабораторий также весьма неоднозначна. Первые подобные объекты стали появляться в Африке в середине семидесятых годов прошлого века. Но вопреки логике именно на Черном континенте зародились такие опасные заболевания, как СПИД и Эбола. А потом стали появляться различные птичьи, свиные и прочие гриппы, атипичная пневмония, вирус Зика, африканская чума, проснулась долгое время находившаяся в спячке сибирская язва, ящур и т.д.

Поневоле задашься вопросом: просто ли это совпадение или все же здесь все не так просто?

Везде, где они — появляется страх

Куратором программы создания всемирной сети биологических лабораторий является небезызвестный Ричард Лугар. Он стал знаменит тем, что занимался демонтажем бывших советских ядерных объектов по всему СНГ, а также уничтожением мощных советских предприятий оборонной промышленности.

А созданная в Грузии подобная лаборатория даже названа его именем. Функционирует она уже далеко не первый год и в течение всего этого времени обрастает легендами. Оно и понятно. Объект-то ведь строго-настрого засекречен. И грузинским властям неподконтролен. А потому пытливые грузинские умы теряются в догадках и тоже выстраивают собственные версии. Нередко с привязкой к своему быту.

К примеру, распространение птичьего гриппа в 2011 году, эпидемия кори в конце 2012-го, свиная чума в 2013-м — все это жители Грузии тихо и осторожно связывают с именем этого американца. А некоторые грузинские СМИ даже прямо предположили, что янки испытывают действие тех или иных вирусов на грузинском населении.

Вот что по этому поводу в интервью одной из газет сказал бывший министр государственной безопасности Грузии Валерий Хабурдзания:

— Это не вызывает доверия у населения, потому что американцы, не проявляя никакого интереса к грузинской экономике, вдруг заинтересовались какими-то биологическими штаммами и производят какие-то тайные операции. Подозрения вызывает и то, что там и сейчас работают военные. Почему на гражданском объекте работают военные, до сих пор неизвестно.

При этом, если верить грузинским СМИ, официальную версию о том, что лаборатория не имеет к этому никакого отношения и что вообще Соединенные Штаты построили центр в Грузии только для того, чтобы следить за эпидемиологическим состоянием в республике, сегодня почти никто всерьез не воспринимает. Об этом, в частности, заявлял грузинский политолог Арчил Чкоидзе:

— Мой отец живет в деревне. И могу вам сказать со всей ответственностью: ежегодно у местного населения погибают сотни свиней. Причем причиной гибели является вирус, который, как говорят в правительстве, не фиксировался в Грузии несколько лет. Так что я считаю, что необходимо изучить происхождение этого вируса. Африканская чума не только в Грузии наблюдалась. Были вариации этого вируса. И в первую очередь этот вирус поразил свиней на грузинской стороне. Этот вирус не был создан в Грузии. Он пришел к нам из других стран.

Кстати, специалисты-биологи из Армении и Азербайджана не раз изъявляли желание поработать в построенной в Грузии лаборатории совместно с американскими коллегами. Но всякий раз получали категорический отказ. А потому у правительств этих государств тоже возникли вопросы.

Свидомые тоже болеют, но не жалуются

Если же говорить об Украине, то в советское время эта республика была лидером в области исследований возбудителей особо опасных инфекций, благодаря чему в той, теперь уже отдельной стране до сих пор существует мощная противоинфекционная инфраструктура. На ее базе американцы и развернули более десятка биологических лабораторий, в которых, по официальным данным, производится работа с особо опасными биологическими организмами.

Казалось бы, это должно было благотворно повлиять на санитарно-эпидемиологическую ситуацию в стране. Только вот официальные цифры об этом отнюдь не свидетельствуют. Так, по опубликованным в СМИ словам руководителя Украинского центра контроля и профилактики заболеваний Минздрава Украины Любови Некрасовой, в течение эпидемиологического сезона-2015/16 в стране было зарегистрировано 25 летальных случаев от гриппа. В том числе в Одесской области — 15, Винницкой — семь, Харьковской — один и в Киеве — два. И во всех этих регионах действуют те самые появившиеся недавно лаборатории.

По словам главного санитарного врача Киева Олега Рубана, также опубликованным в СМИ, ко всем летальным исходам привел так называемый калифорнийский грипп, пришедший на Украину в 2009 году. Однако даже косвенно обвинять в этом американцев там никто и не думает.

Поживем — увидим. Если доживем

Алматинская же лаборатория, судя по тому, что о ней нигде ни слова, ни полслова не говорится и не пишется, тоже объект строгой секретности. И наши люди, не имея доступа к информации, также выстраивают собственные версии. Самые разнообразные.

К примеру, есть мнение, что американцам нужно проводить биологические (в том числе и военные) исследования не в своей стране, поскольку это может быть опасно. Так как подобные объекты обычно неподконтрольны местным властям, на них вполне могут создаваться болезнетворные микроорганизмы, нацеленные на поражение местного животного мира или населения.

Американцы могут проводить за рубежом запрещенные у себя испытания биологических агентов, отрабатывая методы доставки какой-нибудь заразы в нужное место, а затем наблюдать, как где-нибудь с бешенной скоростью распространяется какая-нибудь эпидемия и сколько людей за раз она сможет скосить так, чтобы никто не встал.

Кто-то может спросить, мол, для чего им все это? И тут на ум приходят высказывания военных специалистов, согласно которым Пентагон обеспечивает себе доступ к результатам советской военно-биологической программы, в том числе к созданным в СССР боевым штаммам микроорганизмов. Это позволит составить представление о текущем военно-биологическом потенциале самых разных стран (в частности, России и Китая) и создать соответствующие средства защиты. В открытых источниках есть сведения, что свои коллекции возбудителей опасных болезней в обмен на американскую помощь передали Штатам Украина, Грузия, Азербайджан и даже Казахстан.

Впрочем, повторимся, все это всего лишь предположения, которые приходят на ум ввиду отсутствия информации. Только вот действительность получается не совсем радужная. Если верить обнародованным планам, то суперсовременная и суперсекретная лаборатория заработала в Алматы еще в прошлом году. А пару месяцев назад на севере страны был зарегистрирован очаг распространения сибирской язвы. А еще на прошлой неделе появилось сообщение о массовом падеже крупного рогатого скота в Атырауской области от неведомой нашим ученым хвори.

Сельчане недовольны. Ругают власть. Обвиняют в бездействии в то время, когда в районе уже пора вводить карантин. Чиновники в недоумении пожимают плечами. Говорят, что об этой болезни ничего не знают. Что ученые взяли анализы, чтобы установить вирус. Но на это может потребоваться не меньше месяца. Тем временем инфекция распространяется практически беспрепятственно. Поскольку противоядия нет. И будет ли?

Хотя, наверное, это просто совпадение. Во всяком случае, мы на это очень надеемся.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру