Казахстан вернулся в мировой космический клуб

Вычислить путь звезды и развести сады, и укротить тайфун... Астро-физике и не такое по силам

Создав даже пока небольшую спутниковую группировку, Казахстан получил эффективный инструмент, который позволяет видеть, что происходит в самых отдаленных уголках страны. Это тот самый мультипликативный эффект космической отрасли, о котором так загадочно говорилось прежде, и который теперь мы наблюдаем и используем даже в бытовой повседневности.

Всегда смотреть в небо – это наше призвание

Здесь строил ракеты конструктор Сергей Павлович Королев. Отсюда 55 лет назад шагнул в космос первый человек Земли советский летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Сюда же из звездных экспедиций возвращаются космонавты и астронавты планеты.

Это общеизвестные сведения. Но и на Земле, понятно, работы хватает. К менее известному можно отнести то, что в далеком и тревожном сентябре 1941 года в Казахстан, точнее — в Алма-Ату, эвакуировали группу астрономов, физиков, геофизиков из Москвы и Ленинграда. Они присоединились к ранее прибывшим сюда астрофизикам, которые к тому времени уже обнаружили в горах Заилийского Алатау почти идеальные условия для наблюдения за звездным небом. Отсюда берет начало институт астрономии и физики Казахстанского филиала АН СССР, ставший впоследствии астрофизическим институтом Академии наук Казахской ССР и затем названный именем основателя, одного из основоположников астрофизики, академика Василия Григорьевича Фесенкова (сейчас — АФИФ).

Основными площадками института всегда была и остается обсерватория, поскольку без наблюдений астрономической науке достается только теория. Сейчас в горах под (или, скорее, над?) Алматы в составе Национального центра космических исследований и технологий (НЦКИТ) вновь заработали ТШАО — Тянь-Шаньская астрономическая обсерватория и так называемый радиополигон «Орбита», или специальная обсерватория для наблюдения за Солнцем.

Эти лаборатории пережили непростое время, когда финансирование научных проектов почти прекратилось. С 90-х прошлого века ни один из двух телескопов ТШАО не работал. Система управления попросту обветшала и вышла из строя, а деталей для ремонта приобрести было не на что, а подчас и негде: в то же время завод-поставщик в ГДР переживал не лучшие времена, примеряя на себя кафтан буржуазной Германии.

Затем наиболее приземленные персонажи во власти стали задаваться вопросами вроде таких: насколько лучше станет жизнь простого казахстанца и вообще станет ли, если астроном откроет новую звезду или обнаружит комету? Это теперь с уводом средств связи в космос они несколько ослабили скепсис и обнаружили хоть какой-то к нему интерес. Но о кометах и астероидах до сих пор судят по голливудским сценариям.

Им невдомек, что только благодаря этим двум обсерваториям да строящейся Асы-Тургеньской обсерватории Казахстан занял исключительную позицию в международном сообществе стран, которое сегодня пишет историю человечества на десятки лет вперед. Так сказать, стал членом почетного клуба стран, имеющих самое непосредственное отношение к изучению и использованию космоса.

Звездочеты в тулупах и валенках

Скажем честно, мы, журналисты нашего издания, — нередкие гости в ТШАО. Мы рассказывали нашим читателям о том, как два года назад удалось запустить «Цейсовский» телескоп диаметром зеркала один метр. Но в современных реалиях было куда более актуальным снабдить этот и другие телескопы современными средствами записи и передачи данных: время, когда поведение звезд фиксировали на фотопленку, безвозвратно ушло. Прежние способы перестали успевать за потребностями.

Теперь происходит так, что астроном-наблюдатель может получить смс-ку с «Хаббла» или Международной космической станции о произошедшем в космосе явлении и нацелить на него метровый «цейс» под Алматы. Но, что еще более важно, казахстанский астроном может оказаться наблюдателем и тем единственным, кто вообще сможет отследить и заснять явление в конкретный промежуток времени. Хотя бы потому, что больше нигде на планете не будет подходящей погоды! Так было, так бывает. И довольно часто.

Но и в идеальных для всех примерно двадцати обсерваторий такого уровня по всему миру условиях казахстанская остается равной среди достойных как звено в общей цепи наблюдений. Во всяком случае, другой настолько удачно расположенной обсерватории в центре материка пока просто нет. А с возвращением ТШАО мировая астрофизика получила возможность вести наблюдения какого-то интересующего объекта практически непрерывно.

К тому же в небесной лаборатории АФИФ уже два метровых телескопа. Они почти близнецы, расположенные под белыми куполами восточной и западной башен. Но каждый нацеливают на разные объекты. А в текущем году, надеются в институте, к ним добавится и полутораметровый «глаз» на плато Асы.

Возможность провести модернизацию и автоматизацию восточного телескопа появилась в 2013-м. Затем занялись западным. Теперь оба снабжены новейшими системами, которые даже позволяют управлять наблюдениями дистанционно, из любой точки мира — был бы интернет и код доступа. Правда, пока это в теории. Нужен широкополосный канал до города. Но за его прокладку оператор просит немалые средства.

Поэтому астрофизики пользуются интернетом через спутник. Канал хоть и узенький, но зато свой. Позволяет «рулить» телескопами из уютного отапливаемого помещения неподалеку и медленно, но стабильно выгружать полученные данные во внешний мир.

О теплом помещении упомянуть следует вот почему. Наблюдения ведутся ночью в горах, где даже летом чаще всего холодно и может выпасть снег. Находиться по восемь-десять часов в бетонной башне, «крыша» которой сдвинута набок, чтобы обнажить небо, невыносимо холодно.

Раньше астрофизики, к слову, так и работали. Кутались в тулупы и валенки, что, впрочем, не избавляло их от хронической простуды и других проблем со здоровьем.

Теперь условия куда комфортнее, позволяют сосредоточиться на работе и внести весомый вклад в мировую копилку знаний о космосе.

Не только смотреть за звездами, но и слушать их внимательно

Именно здесь в 1969 году открыли комету 67Р/Чурюмова-Герасименко. Но открытие и весь комплекс наблюдений и работ, которые произвели следом, останутся уникальными на ближайшие десятилетия. Хотя бы потому, что ноябре 2014 года европейский космический аппарат «Розетта» доставил к комете модуль «Фила», который удалось посадить на несущееся в космосе небесное тело и получить ряд недоступных прежде сведений.

И сейчас президент НЦКИТ «Казкосмос» Чингиз Омаров может уверенно говорить, что обсерватории АФИФ заполнили «темное пятно» между Европой и Америкой: — Отсюда мы ведем те наблюдения, которые ни одна страна в мире не может вести. И ни одна страна в мире не сможет получить таких данных, как в этой обсерватории.

Казахстан сегодня — это одна из тех стран, которые развивают космическую деятельность, и очень важно иметь обсерваторию.

Нам в этом плане повезло. Обсерватории в Центральной Азии, к сожалению, находятся не в таком хорошем состоянии. У нас заключены меморандумы и развиваются отношения с Россией, Китаем, США, Японией и другими странами мира. В Казахстане вы не найдете ни одного объекта в горах, который обладает такой прекрасной инфраструктурой, высокими технологиями и великолепными возможностями.

В 2012 году на конгрессе Международного астрономического союза (МАС), который проходил в Пекине, Казахстан официально приняли в МАС. Мировое признание состоялось.

Еще один любопытный объект ТШАО — 12-метровый радиотелескоп полигона «Орбита», который неотрывно следует за Солнцем, стоит ему появиться из-за горизонта, в течение дня провожает его до западного горизонта и тут же нацеливается на точку ожидания на востоке — до следующего утра. И так — ежесуточно. Облачность и осадки этому телескопу не создают таких помех, как для оптических собратьев. «Орбита» регистрирует радиоизлучения Солнца и может принимать сигналы со спутников. Радиополигон – единственный пункт наблюдения за радиоизлучением Солнца в этой части нашей планеты. В мае 2011 года радиотелескоп полигона «Орбита» оснастили солнечным спектрографом e-Callisto, что расширило возможности ученых. Теперь они работают в составе международной сети наблюдений Солнца, организованной институтом астрономии в Цюрихе, включающей 24 пункта, в том числе в Бельгии, Бразилии, Ирландии, России, США, Финляндии, Чехии, Швейцарии и других странах.

Именно на радиополигоне «Орбита» первыми узнают о вспышках на нашем ближайшем светиле, его активности и могут предупредить, например, о возможном изменении самочувствия у метеозависимых людей. Но это, понятно, не то главное, ради чего антенна радиотелескопа вглядывается в солнечный диск. «Орбита» помогает составить прогноз «космической погоды». Ее состояние нужно учитывать при эксплуатации оборудования, установленного на спутниках.

Сегодня, наконец, мы достигли понимания, что любой значимой отрасли в экономике или промышленности страны сложно полноценно развиваться без научного знания и плодов науки. Создав даже пока небольшую спутниковую группировку, Казахстан получил эффективный инструмент, который не только позволяет наладить связь, навигацию, дистанционное управление. Мы теперь можем видеть, что происходит в самых отдаленных уголках страны.

Аграрии, военные, спасатели могут получать оперативную информацию о наводнениях или пожарах, надвигающемся погодном фронте или утечке из нефтепровода. Это тот самый мультипликативный эффект космической отрасли, о котором так загадочно говорилось прежде, и который теперь мы наблюдаем и используем даже в бытовой повседневности.

НЦКИТ объединяет ведущие институты, которые занимаются научно-исследовательской, опытно-конструкторской и производственно-хозяйственной деятельностью в области космических исследований и технологий.

В состав центра входят Астрофизический институт имени В.Г. Фесенкова, Институт ионосферы, Институт космической техники и технологий, Департамент дистанционного зондирования Земли, Департамент космического материаловедения и приборостроения, научно-образовательный центр.