Потенциал транспортно-логистической инфраструктуры ЕАЭС зависит от недоброжелателей

Как сделать так, чтобы транспортная система приносила прибыль

С расширением межгосударственной транспортной системы и при ее рациональном использовании этот комплекс может превратиться в один из самых прибыльных элементов экономики объединения. Об этом шла речь на V Алматинском бизнес-форуме в рамках VII Международной выставки EXPO RUSSIA-KAZAKHSTAN.

Как сделать так, чтобы транспортная система приносила прибыль

Продолжение, расширение и развитие

Основная тема прошедшего форума «Транспорт и логистика как фактор конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса ЕАЭС. Продолжение, расширение и развитие экономических отношений бизнеса России и Казахстана».

Участники мероприятия отметили, что на пространстве ЕАЭС уже не первый год прорабатываются возможности взаимовыгодного сотрудничества между странами-участницами по расширению транспортно-логистического комплекса экономического союза. По словам некоторых из них, в настоящее время изучены грузопотоки, следующие из стран Юго-Восточной Азии в Южную и Центральную Европу. И без учета нефти и нефтепродуктов их объем составляет около 15,9 миллиона тонн грузов. При этом транспортный потенциал стран — участниц ЕАЭС используется не полностью.

Правильный подход к этому вопросу — по мнению выступавших специалистов, грузооборот вполне может увеличиться в 2,5-3 раза до 8-9 миллионов тонн перевозимых грузов. Но для этого необходимо в комплексе развивать и портовые терминалы, и железные, и автомобильные дороги.

Однако тут существует целый ряд препятствий, которые необходимо обязательно преодолеть. Или всем интеграционным инициативам на радость их противникам грош-цена. Эти препятствия включают в себя как внешнеполитические вопросы, так и внутренние проблемы, во многом порождаемые внешнеполитическими вопросами. У ЕАЭС ведь много недругов. И весьма могущественных.

Темпы формирования союза практически с момента его создания вызвали такой же стремительный рост сопротивления его развитию. Причем по всему его пространству. В республиках Центральной Азии, в особенности в последнее время, все чаще можно слышать откровенные призывы к «майданам» и видеть попытки организаций цветочно-фруктовых бунтов по киргизскому, грузинскому или украинскому сценариям. Сюда же можно отнести и недавнюю попытку разморозить карабахский конфликт. Заметно активизировались неправительственные организации (НПО). Их финансирование из-за рубежа существенно усилилось. Но речь не об этом.

Как было отмечено на форуме, взаимоотношения между участниками экономического союза демонстрируют поступательное развитие. Хотя определенные сложности в них все же имеются. Это, в частности, было отмечено президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым на прошедшем недавно в Астане заседании Высшего евразийского экономического совета (ВЕЭС) Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Назарбаев обратил внимание на ряд вопросов, которые требуют решения в ближайшее время. В числе прочих это и вопросы развития малого и среднего бизнеса. Разумеется, казахстанский лидер не обошел вниманием и непростую экономическую ситуацию, в которой сегодня находятся наши страны. Однако (и это немаловажно) она связана с общемировыми тенденциями снижения ВВП практически во всех странах.

В каких валютах считать прибыль?

Если взять во внимание снижение товарооборота, скажем, между Казахстаном и Россией в долларовом эквиваленте, то видно, что в сравнении с 2014 и 2015 годами, когда он составлял более 21 миллиарда долларов, сегодня произошло снижение на 27 процентов. При этом, как было отмечено на форуме, основным фактором, повлиявшим на снижение, явилась в том числе корректировка курсов национальных валют. Потому что, если взять товарооборот в рублевом эквиваленте, он наоборот вырос более чем на 25 процентов.

— В такой ситуации приоритетом является консолидация всеобщих усилий для взаимодействия бизнеса, развития новых инвестиционных проектов, привлечения инвестиций, — говорит представитель торгово-промышленной палаты Российской Федерации в Алматы Андрей Хорунжий. — Задача, поставленная президентами наших государств и озвученная 31 мая на астанинском заседании Нурсултаном Назарбаевым, — это, соответственно, развитие ЕАЭС, придание ему стимулов для создания не только единого рынка, но и моста между западом и востоком, югом и севером. Все для того, чтобы ЕАЭС стал интересен как странам Европы и Азии, так и странам других континентов. Я уверен, что Казахстан как председательствующий в этом году в Высшем евразийском экономическом совете приложит для этого все необходимые усилия.

Андрей Хорунжий отметил, что и Казахстан, и Россия для многих стран являются весьма привлекательными транспортными артериями.

— Президент Казахстана обратил внимание на то, что задачи, которые ставит перед собой ЕАЭС, прямо совпадают с предложениями Китая по воссозданию Великого шелкового пути, — продолжил он. — В данном случае развитие экономики и транспортно-логистическая составляющая идут нога в ногу и в значительной степени зависят друг от друга. По различным оценкам экспертов, себестоимость товаров и их конечная цена в значительной степени от 30 до 70 процентов включает в себя именно логистическую составляющую.

Поэтому именно этот вопрос был выбран в качестве основного на нашем бизнес-форуме. Для производителей Казахстана и России транспортная составляющая очень важна. И налаживание новых транспортных коридоров позволит выйти продукции наших стран как на рынки Востока, так и на рынки Запада. Этот вопрос весьма важен и требует соответствующих инвестиций и участия экспертов.

Однако вместе с этим существует немало и других вопросов. И о них тоже шел разговор.

Ломая палки в своих же колесах

Развитие событий на планете в последние годы показывает, что отдельными могущественными игроками прилагаются огромные усилия по затягиванию мировой торгово-экономической (как, впрочем, и политической) системы в воронку влияния одного государства. Создание Транс-Тихоокеанского (ТТТП) и Транс-Атлантического (ТАТП) торговых партнерств призвано в корне изменить конфигурацию глобального экономического пространства. И тот факт, что в эти структуры не привлекаются ни Китай как крупнейший мировой экспортер товаров народного потребления, ни Россия как крупнейший экспортер природных ресурсов, говорит о многом. Впрочем, планов по сдерживанию экономического роста Китая в Вашингтоне никогда и не скрывали.

Барак Обама открыто заявлял, что: «В условиях, когда 95 процентов потребителей американской продукции находятся за границами США, Америка не может позволить таким странам, как Китай, определять правила глобальной экономики».

А что касается России, тут вообще без комментариев. Таким образом экономические потрясения, которые мы наблюдаем сегодня по всей планете, некоторые эксперты называют искусственными и связывают с американской политикой сдерживания развития конкурентов. Однако опускать руки и сдаваться на милость тому, кто стремится единолично устанавливать правила мировой торговли, никто не собирается.

— Ни для кого не секрет, что мы сейчас живем в непростое время, — говорит представитель посольства Республики Беларусь Сергей Жартун. — Пережили девальвационные шоки, что, конечно же, отразилось и на хозяйственных связях между нашими странами. Несмотря на то, что на межгосударственном уровне предпринимаются усилия по поддержанию товарооборота хотя бы на докризисном уровне, хозяйственные субъекты не могут это обеспечить, как бы мы ни старались. Экспортная выручка в твердых валютах все равно продолжает падать. Одним из резервов, способных нивелировать такое положение вещей, является транспорт или транспортная составляющая конечной доставки товаров потребителям.

Здесь есть один момент: не все субъекты хозяйствования малых и средних форм располагают достаточной информацией о транспортных возможностях нашего союза. Беларусь — транзитное государство. И более 20 процентов ВВП здесь формирует транспорт.

— Более 100 миллионов тонн мы пропускаем через себя как в сторону Запада, так и в сторону Востока, — продолжает Сергей Жартун, — потому нам бы хотелось, чтобы мы со своими коллегами по союзу использовали это конкурентное преимущество нашей страны. В том числе и в части включения китайской инициативы «Шелковый путь», которая сейчас активно рассматривается в рамках евразийской комиссии. Начаты уже торговые переговоры с Китаем по сближению наших позиций. И в более глобальном аспекте в части поддержки концепции создания единого евразийского торгового пространства от Лиссабона до Владивостока.

Беларусь, как и Казахстан, не имеет выхода к морю. Поэтому разработка маршрутов доставки товаров из Китая в Европу и получение за это своей маржи очень привлекательны как для Беларуси, так и для Казахстана. И наши белорусские партнеры, осознав это, принялись активно развивать железнодорожное сообщение между странами. Более того, привлекательность транспортного потенциала Беларуси осознали и китайцы. И сегодня под Минском они строят свой технологический парк под названием «Великий камень».

Что характерно, исключительно из своих строительных материалов, в полной мере используя транспортный коридор.

Как было отмечено на форуме, и ЕАЭС, и Евразия в целом сегодня находятся в состоянии высокой геополитической турбулентности. Новые риски и вызовы, связанные с реализацией ТТТП и ТАТП и влияющие на экономическую безопасность союза, требуют от нас активных действий. А для этого необходимо развивать адекватные методы рационального управления и реализации имеющегося потенциала.

Не всем нравится укрепление позиций ЕАЭС в мировой экономике и международной торговле. Но это их проблемы. Наше дело — развиваться несмотря ни на что. А развитие будет зависеть не столько от изменений глобального экономического пространства, сколько от успешного решения стоящих перед нами интеграционных задач. Основная из них — осуществление новой индустриализации внутри ЕАЭС, сопряжение промышленных и транспортно-логистических возможностей и преимуществ, создание кластеров, способных выдержать любую конкуренцию.

В случае если нам удастся извлечь максимальные выгоды из своего геостратегического положения, ЕАЭС сможет стать крупнейшим мировым транзитером с широкой системой магистралей и соответствующей инфраструктурой. Это сделает его привлекательным для других стран, в том числе не входящих в постсоветское пространство. С некоторыми из них уже подписаны соглашения о зоне свободной торговли либо ведутся переговоры об установлении преференциальных режимов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру