Количество машин в Алматы на единицу площади в два раза превышает показатели по Москве

Парковаться в Алматы станет проще, но дороже

Последние полгода были настоящим раем для многих автомобилистов, ведь свою машину можно было бесплатно запарковать где вздумается. Но вот, халява закончилась — уже со следующего понедельника за место у обочины придется платить, причем немало.

Парковаться в Алматы станет проще, но дороже

Позади Москва, а впереди?

На заседании Общественного совета Алматы был рассмотрен и одобрен проект создания «Единой автоматизированной системы платных парковок города Алматы». В заседании приняли участие представители различных департаментов и служб акимата города.

«Проект был представлен ТОО «Алматы спецтехпаркинг сервис», которое разрабатывает проект по заданию акимата Алматы. В ходе общественных слушаний отметили, что платные парковки во всем мире используются как инструмент регулирования транспорта и его ограничения в центральных зонах. Основная цель — оставить как можно больше свободного жизненного пространства жителям больших городов», — говорится в официальном сообщении.

Также в ходе пресс-конференции после заседания исполняющий обязанности руководителя управления пассажирского транспорта Ерлан Адилов отметил, что количество машин в Алматы на единицу площади в два раза превышает показатели по Москве. Ежегодно фиксируется увеличение количества зарегистрированных в городе транспортных средств, потока заезжающих в Алматы иногородних машин, из-за чего центр города переполнен автотранспортными средствами.

Так, по данным дорожной полиции, около 17 000 автомобилей ежесуточно паркуются там, где парковка запрещена, водители оставляют надолго машину на одном месте и не пользуются ею. По задумке инициаторов проекта этот шаг должен разгрузить центральную часть города за счет сокращения числа желающих платить кругленькую сумму.

На первом этапе проекта «Единая автоматизированная система платных парковок города Алматы» будет создано 10 площадочных и 56 тротуарных парковок, стоимость стоянки на которых в ближайшие шесть месяцев составит 100 тенге в час. То есть автовладельцам, которые привыкли оставлять автомобиль у обочины на полный рабочий день (8-10 часов), придется отдавать по 900 тенге в день, что в месяц составит около 20 000 тенге.

Сумма не пугающая, но и не конечная, ведь на втором этапе реализации проекта «халявных» мест станет еще меньше, поскольку создадут 37 площадочных и 100 тротуарных парковок. Также планируется ввести зонирование, согласно которому появятся «дорогие» парковки, где стоимость будет достигать 300 тенге в час. Где именно будут расположены эти «VIP-парковки», пока не уточняется. Известно лишь то, что они появятся в «зонах высокой загрузки».

Но если объективно посмотреть на обстановку в городе, то весь деловой или, как его называют, бизнес-центр Алматы (от проспекта Аль-Фараби до улицы Гоголя, включая район «Зеленого базара», и от проспекта Достык до проспекта Сейфулина) — это гигантская «зона высокой загрузки», где действительно припарковаться очень сложно.

Кстати, третий пункт, который буден реализован на втором этапе проекта, — ввод двух эвакуаторов и создание спецстоянки. Эти «похитители» машин будут увозить «тех», кто пренебрегает ПДД, запарковываясь на тротуарах, во втором ряду и т.д.

Для менее злостных нарушителей тоже предусмотрено наказание: для тех, кто будет пользоваться платными стоянками, но при этом игнорировать саму оплату, предусмотрен штраф в размере от трех до 10 минимальных расчетных показателей.

Но, даже соблюдая новые правила, оставлять автомобиль на световой день станет настоящей роскошью, ведь придется уже отдавать около 60 000 тенге в месяц, а это практически половина заработной платы менеджера среднего звена.

Брось авто, садись в автобус

В теории большая часть автомобилистов из тех, кто еще пока паркует свои машины вдоль улиц, должна пересесть на общественный транспорт. В связи с этим даже планируют реорганизацию транспортного движения. Также в рамках проекта планируется расширение бесплатных парковок у конечных остановок общественного транспорта, у станций метро и «перехватывающих» парковок на въезде в город.

Звучит это все красиво, но как оно окажется на практике, ведь уже сейчас пассажиры общественного транспорта жалуются на то, что система не справляется с нагрузкой. И это при том, что под общественный транспорт уже выделили целую полосу, «зажав» при этом остальных участников дорожного движения.

Спрашивается: «Откуда перебои в графике движения общественного транспорта?». Другой вопрос, которым обеспокоены жители города — дрэг-рейсинг, который автобусники устраивают между собой. В интернете практически ежедневно появляются видеоролики, в которых водители маршрутных автобусов допускают грубейшие нарушения ПДД, проезжая на запрещающий свет светофора, а то и вовсе оказываются на полосе встречного движения, чтобы обойти «конкурента». Вряд ли кто-то захочет оставить собственное транспортное средство и доверить свою жизнь такому лихачу. Конечно, нельзя всех водителей «стричь под одну гребенку», но частота эксцессов на дороге по-настоящему пугает.

Третьим этапом проекта должно стать строительство многоуровневых парковок, но это отдельная тема, к которой мы вернемся чуть позже.

Напомним, что это не первый опыт создания платных парковок. Примерно год назад в центральной части города появилось несколько платных участков, где установили паркоматы. Тогда за добросовестностью автовладельцев следили инспекторы, которые фотографировали все припаркованные автомобили. Неплательщикам грозили солидными штрафами, а в случае неуплаты — повесткой в суд.

Увы, но такая система не оправдала ожидания, и «лавку» прикрыли. По мнению экспертов, причиной несостоятельности эксперимента стала несогласованность управленцев. Дело в том, что 77 участков, на которых организовали платные стоянки, оказались в ведомстве аж четырех частных компаний. Каждый «тянул одеяло» на себя, выстраивая собственные механизмы управления. Сейчас у этих компаний истекли сроки аренды земельных участков, и они перестали работать.

Теперь бразды правления переданы одному владельцу. ТОО «Алматы спецтехпаркинг сервис» состоит из двух соучредителей: 30 процентов компании принадлежат государству, 70 — частному инвестору ТОО «RR2». Сделка состоялась 5 мая после проведенного в феврале текущего года тендера. Ее сумма составила 130 миллионов тенге, что на самом деле не так уж и много с учетом той суммы, которая требуется для реализации проекта.

Так, только на первом этапе ТОО «RR2» планирует влить в проект 4,5 миллиарда тенге. В нынешней экономической обстановке государству сложно было бы изыскать такие средства в бюджете. Собственно говоря, это и объясняет такое процентное соотношение на владение бизнесом в пользу частного инвестора.

«Умный» шлагбаум поможет нам

Итак, вернуть вложенные инвестиции планируется в течение десяти лет, на которые, к слову сказать, и рассчитано новое оборудование. Кстати, об оплате. Система полностью исключает контакт получателя с деньгами, и оплата за стоянку будет приниматься исключительно в паркоматах. Юридические лица смогут расплачиваться по безналичному расчету. Паркоматы будут принимать банковские карты и монеты номиналом 100 и 50 тенге. Работать они будут на солнечных батареях и электропитании.

По нормативу на 20 парковочных мест будут устанавливать один паркомат. Также удобно оплачивать парковку с помощью мобильного приложения, которое будет выпущено уже в ближайшее время. Для тех, кто еще не обзавелся современными гаджетами и пользуется не смартфонами, а сотовыми телефонами, будет доступна функция оплаты стоянки посредством sms-сообщения. Из приятных мелочей можно отметить, что первые 15 минут, проведенные на парковке, будут бесплатными.

Многоуровневые парковки в условиях мегаполиса — единственный реальный способ разгрузить не только улицы города, но и дворы. Ведь некоторые водители уже давно приноровились вместо мучительных поисков парковочного места бросать машину в чужом дворе. Понятно, что это не нравится жильцам дворов, из-за чего нередко возникали конфликты, а с введением новых дорогих парковок эта ситуация может только усугубиться. Авторы проекта видят решение этой проблемы в двух нововведениях.

Во-первых, это создание многоярусных парковок. И тут же возникает вопрос: «Где развернуть их строительство?». Ведь в центральной части города настолько уплотненная застройка, что даже расширение тротуара — это уже дилемма. На самом деле места есть и всегда были, просто их использовали не по назначению, четко обозначил директор компании «Алматы спецтехпаркинг сервис» Марат Принбеков:

— Возведение многоярусных парковок планировалось уже давно. Однако земли, выданные под их строительство, все время использовали не по назначению. Аким Алматы поручил изымать эти участки и строить там парковки.

Во-вторых, Принбеков предложил установить перед въездами во дворы «умные» шлагбаумы, которые будут пропускать только их жителей. Правда, для этого людям придется зарегистрировать в КСК свои данные — номер автомобиля и телефона, а также представить справку с места жительства. Но и тут остается незакрытый вопрос: «Как быть тем, кто снимает жилье в аренду?».

В этом парковочном деле еще много неясностей, но пилотный проект запущен уже вчера. Первая платная парковка организована в районе «Зеленого базара» (по улице Зенкова от Макатаева до Жибек Жолы). На этом этапе неплательщиков еще не будут штрафовать, но после того, как парковку примет акимат Алматы, 25 июня, нарушителей будут наказывать по всей строгости закона.

Сюжет:

Платные парковки

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру