Казахстанский мегаполис атакует национальный заповедник

Иле-Алатауский национальный парк отметил свое 20-летие

В прошлом году парк посетило рекордное число иностранных туристов — 120 000 человек. Они специально приехали в Казахстан, чтобы запечатлеть в своей памяти и на фотокамеры неповторимые пейзажи уникального заповедника.

Иле-Алатауский национальный парк отметил свое 20-летие

А город лезет в горы

В рамках юбилейной программы была проведена международная конференция, на которой подвели итоги проведенной за двадцать лет работы и озвучили основные пути развития Иле-Алатауского парка в будущем. Мероприятие состояло из четырех основных блоков, в один из которых вошло посещение лесных участков национального парка, где большой акцент был сделан на селекцию яблони Сиверса.

Второй важный блок конференции — животный мир, принципиальным разделом которого стала тема сохранения снежного барса. На сегодняшний день в Иле-Алатауском заповеднике зафиксированы 42 особи ирбиса — это немного, но достаточно для того, чтобы сохранить и приумножить популяцию животного, которое является символом не только Алматы, но и всего Казахстана. Два оставшихся блока коснулись таких тем, как развитие туризма и экологические вопросы.

— Наш парк был образован в 1996 году, — рассказывает в интервью Марлен Айнабеков, генеральный директор Иле-Алатауского национального парка, — и на сегодняшний день его площадь составляет 198 700 гектаров. За прошедшие 20 лет было проведено много работы, наш парк пережил целый ряд перипетий, таких как ураганные ветры и сильные пожары, последствия которых на сегодня практически полностью ликвидированы. Но самое главное, что стоит отметить — мы сохранили наши горы в первозданном виде.

Также Марлен Айнабеков отметил, что помимо форс-мажора есть и другие локальные сложности, которые по своему суммарному масштабу могут наносить природе даже больший вред. Непосредственная близость Иле-Алатауского национального парка к мегаполису Алматы оказывает на него двоякое влияние. Аверс этой темы — в последние годы стал динамично развиваться экотуризм. Также в первую очередь благодаря принятию в прошлом году Закона о безвизовом посещении РК для 20 стран в значительной степени увеличилось число иностранных туристов, посещающих наш заповедник.

Вторая сторона медали — город растет, и представителям парка все-таки хотелось бы, чтобы он развивался в северном, западном и восточном направлениях, но… Все хотят находиться поближе к горам, и город «уходит» на юг. Это приводит к тому, что управление парка регулярно сталкивается с земельным вопросом. Судебные тяжбы за землю, если еще не стали нормой, то близки к ней.

— Если раньше, при Советском Союзе, в предгорных и горных районах выдавались дачные участки и образовывались лесные поселки, то сегодня на их местах вырастают многоэтажные коттеджи, что пагубно влияет не только на микроклимат национального парка, но и на экологическую обстановку в Алматы. Имея большой мегаполис по соседству и столь густонаселенную Алматинскую область, мы получаем и другую проблему — это рекреационная нагрузка. В нашем парке расположены сотни «маршрутов выходного дня», в субботу и воскресенье тысячи людей устремляются в горы, и, увы, отнюдь не все соблюдают санитарные нормы, оставляя после себя горы мусора, — констатирует генеральный директор.

Дети и деревья — наша надежда

Как говорится, любую болезнь лучше предупредить, чем лечить. Именно поэтому национальным парком сейчас ведется активная работа с подрастающим поколением. На территории Иле-Алатауского парка сейчас действуют четыре лесничества, где дети познают природу, получают не только теоретические, но и практические знания. В связи с чем были заключены договора с департаментом образования Алматы и Алматинской области, что позволило отработать четкую схему по работе со школьными учреждениями.

— Ребенок, который своими руками посадит дерево, никогда не сломает ветку, — уверен Марлен Айнабеков.

Кульминацией юбилейного торжества стало открытие визит-центра на территории головного офиса Иле-Алатауского национального парка.

— Визит-центр — это визитная карточка национального парка. Зайдя в него, вы получаете полную информацию о парке: от особенностей флоры и фауны до пеших маршрутов по многочисленным хребтам. Тут наглядно можно ознакомиться с животным и растительным миром парка, который уютно разместился в трех компактных залах, где установлены муляжи животных и растений, показана в масштабе вся территория горной местности, а также установлено множество ознакомительных пособий, — подытожил Марле Айнабеков.

Визит-центр — это не музей, а выжимка трудов из сотен работ консилиума ученых, основная цель которого — познакомить зрителя с миром, который находится на расстоянии вытянутой руки.

И если для «оживления» фотогалереи нужно было включать фантазию, то муляжи животных были выполнены настолько искусно, что восхищения не скрывали даже иностранные специалисты. Нам удалось встретиться с мастером, чья рука сотворила все шедевры в визит-центре — им оказался известный казахстанский таксидермист Александр Редреев.

Как рассказал Александр, этот проект был первым его детищем, ведь работать пришлось с материалами, которые ранее он не использовал в своих творениях. Изначально в экспозиционных залах планировалось установить чучела, но когда Редреев изучил план визит-центра, пришлось вносить определенные корректировки. Дело в том, что по задумке, которую удалось реализовать, внутри соорудили водопад, который в значительной степени повысил влажность в экспозиционном зале. Понятно, что при таких условиях устанавливать чучела нельзя, поэтому было принято решение отдать предпочтение альтернативному материалу. Все чучела животных, установленные в визит-центре, были сделаны из пенополиуретана.

Передает необходимую правдоподобность

— Это современный прочный материал, — делится в интервью Александр, — он экологически чистый, великолепно держит форму и передает необходимую правдоподобность. Если на него не воздействовать механически и исключить попадание прямых солнечных лучей, то эти экспонаты будут стоять вечно.

— Александр, расскажите, насколько сложно работать с искусственными материалами, в отличие от натуральных, при производстве чучел.

— Намного сложнее. Если говорить о таксидермии, то у нас есть серия различных манекенов, на которые мы натягиваем шкуру, зашиваем и доводим деталями до совершенства. В случае с композитными материалами каждое изделие уникально. Здесь гораздо больший объем работы, который требует и времени, и терпения. При этом сам процесс — это очень интересная, творческая работа, где ты можешь проявлять свою фантазию на каждом этапе создания того или иного изделия.

— Какое из творений дороже: настоящие чучело или изделие из пенополиуретана?

— Однозначно, чучело. В первую очередь потому, что тут используется натуральный материал, сама шкура стоит больших денег. Если говорить в процентном соотношении, то чучело на 30 процентов дороже пенополиуретанового изделия.

— В целом в этой области, то есть в таксидермии, как обстоят дела сегодня?

— Наверное, нет такой сферы, которая могла бы не оглядываться на экономические факторы. Девальвация и колебание курса валют нагрузили всю нашу систему, ведь многие детали, такие как глаза, зубы и тому подобное, мы покупаем за границей. Но тут прослеживается и другая тенденция. Дело в том, что сама по себе таксидермия — такой бизнес, который напрямую зависит от любых колебаний в рядах охотников. Например, в связи с ужесточением природоохранного закона сейчас сильно подорожали лицензии на отстрел различных животных. Как следствие, многим охотникам пришлось отказаться от любимого хобби, поскольку оно им стало не по карману. Так, эхо законодательных новинок откликнулось на таксидермии Казахстана не самым лучшим образом. Сейчас мы держимся за счет энтузиазма и веры в светлое будущее, которое непременно настанет.

— Если сейчас есть большие проблемы с добычей шкур, может быть, имеет смысл переключиться на альтернативное сырье?

— Да, в стратегии развития нашей студии заложен такой маневр. Сложные времена — они не вечны, но до момента роста спроса на услуги таксидермии нужно дожить. Поэтому мы планируем усилить пенополиуретановые цеха, ориентировав их на парковую скульптуру. Я думаю, что именно это направление будет перспективным в ближайшем будущем.

Действительно, современные материалы позволяют творить невероятные вещи. Благодаря труду мастеров и знаниям ученых теперь не только у туристов, но и у школьников есть уникальная возможность увидеть Иле-Алатауский парк с высоты птичьего полета и вблизи рассмотреть животных, которые в реальном мире не подпустят к себе и на километр.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру