На западе Казахстана, на древней земле Мангыстау, празднование Наурыза начинается на неделю раньше, чем во всех других регионах республики. Согласно древним традициям, наступление весны - народный праздник Амал, издревле считается именно казахским, а не языческим и даже не персидским Новрузом.
Дело в том, что древние кочевники, которые прекрасно разбирались в законах космогонии и знали о весеннем равноденствии, пожалуй, больше, чем ученые сегодня, за неделю до его наступления встречались, подсчитывали свой скот, поздравляли друг друга с тем, что долгая зима осталась позади, обсуждали убытки и приплод. Известно, что скот для древнего кочевника был важнейшей составляющей его жизни и при встрече казахи приветствовали друг друга вопросом “здоров ли твой скот?” и только потом уже интересовались здоровьем домочадцев.
Однако любопытно, что такая традиция - встречать Новый год, праздновать его наступление за неделю до Наурыза - сохранилась только на западе Казахстана. И сегодня здесь ходят легенды о том, что праздник Амал был основан казахами из рода Адай, которые до сих пор чтут многовековые традиционные ценности, а праздник предпочитают встречать на самой высокой точке Мангистауской области - горе Отпан, которая возвышается, если верить географическим координатам, на высоте 532 метра над уровнем моря.
Здесь из года в год, за неделю до начала празднования Наурыза традиционно зажигается огонь единства, а расположенный тут же историко-культурный храмовый комплекс “Отпан тау” давно из просто дани памяти далеким предкам превратился в сегодняшнее стремление к духовному единению казахстанцев и обращению казахов к своим истокам и корням. Его видно издалека - белоснежный комплекс с позолоченными куполами включает несколько объектов, самый знаменитый из которых - мемориал Адай-Ата.
Недалеко - древо желаний и скульптурное изображение волка как символа свободы духа, издревле почитаемого древними кочевниками. А возле изящного здания музея Аксарай - памятник матери в окружении скульптурных изображений луны и солнца и двух птиц - как символов сына и дочери.
Ниже музея как основа всего - культурный комплекс “Карашанырак”, символ отцовского дома, в середине которого - огромный тайказан. И, наконец, завершает композицию, посвященную древним предкам, захоронение великого акына Калнияза Шопыкулы, вокруг которого планируется в ближайшем будущем разбить тенистый парк.
Возвращаясь к празднику Амал, любопытно отметить, что в старой календарной системе, которая сродни древнему календарю майя, недели исчислялись девятками, которые, в свою очередь, компоновались в четыре времени года, или, скажем так, в четыре температурных цикла. Начало года велось от зимнего солнцестояния, с которого день начинал увеличиваться, достигая своего апогея к солнцестоянию летнему.
Холодные “девять девятидневок”, символизирующие время рождения и умирания морозных дней, длились от 23 декабря до 14 марта. Поэтому так и получилось, что весна нового года на западе Казахстана наступала с 14 марта, в пору, которую поэтично называли “временем взросления листьев”.
От Наурыза, который наступает 21 марта, у него лишь несколько отличий. Во-первых, нужно обойти в этот день не только всех друзей и родственников, но и постучаться в 40 дверей - ведь неизвестно, за которой из них встретится Кадыр-Ата, что одарит счастьем в новом наступившем году.
И еще один обычай, который нельзя игнорировать, - празднующему необходимо, несмотря на возраст и пол, навестить свою старшую сестру, если таковая имеется. Сам же праздничный день завершается, как правило, грандиозно красивым салютом на вершине горы Отпан.