Контрафактный интернет-рынок Казахстана измеряется в долларах и в миллиардах

Интернет становится не только полезным, но и весьма опасным

Свидетельство тому — блокирование некоторыми странами порталов, которые считаются экстремистскими и подрывающими национальную безопасность. Но не только это беспокоит органы регулирования сети — растет также и пиратство, бороться с которым с каждым годом все сложнее.

Интернет становится не только полезным, но и весьма опасным

Экстремисты, пираты и просто халявщики

Учитывая, что сегодня, в условиях дальнейшей интеграции, вопрос защиты от контрафактной продукции и пиратства в интернете выходит на первое место, вполне возможно, и в Казахстане будут приняты более жесткие меры в отношении некоторых сайтов.

По самым скромным подсчетам, потери от интеллектуального пиратства в мире оцениваются в 20 миллиардов долларов в год. Не случайно преступления в сфере новых технологий относятся, наряду с терроризмом и экстремизмом, к числу наиболее опасных. Количество фальсифицированной продукции в мире достигает 5-7 процентов от объема всей мировой торговли. Больше всего от незаконного использования интеллектуальной собственности страдают всемирно известные компании, производящие программные продукты, музыкальная и киноиндустрия.

Что же касается нашей страны, то, по оценкам специалистов, на казахстанский рынок ежегодно поступает фальсифицированной продукции на сумму около одного миллиарда долларов, а бюджет в результате недополучает только по налогам около 250-270 миллионов долларов, что, кстати, превышает наши расходы на оборону.

Как известно, сегодня в интернете можно скачать все — от фотографий до фильмов. Контролировать соблюдение авторских прав во всемирной сети трудно как технически, так и юридически. Авторы, чьи права нарушаются в интернете, не получают ту прибыль, на которую они рассчитывали при продаже произведения через торговую сеть. Да и доказать такие факты, как авторство, порой трудно. Нарушитель нажатием нескольких клавиш устранит все свидетельства о том, что несанкционированное использование произведения имело место.

В некоторых странах используются такие способы защиты, как нотариальное удостоверение распечатанного произведения (хотя это не доказывает факт авторства, а доказывает только то, что нотариус видел именно в этот день и час этот документ), депонирование произведения в авторском обществе, в иностранных реестрах и т.д.

Существует проблема с определением, по законодательству какой страны будет наступать ответственность за нарушение прав автора, учитывая, что интернет экстерриториален. Кто в конечном итоге понесет ответственность — пользователи, контент-редакторы, владельцы сайтов, провайдеры или все вместе? Также непонятно, кто должен платить авторское вознаграждение? В общем, вопросов много. В том числе, и для нас, так как мы тоже являемся «виртуальным полем», на котором множатся самые разные обитатели — от откровенных пиратов до экстремистов. Что же нам предстоит сделать, если мы хотим избежать более масштабных последствий интернет-пиратства и экстремизма?

И опять в черном списке?

Еще в далеком 1999 году Казахстан попал в список стран, не обеспечивающих охрану интеллектуальной собственности. Республика была включена в этот список по ряду причин: неадекватное обеспечение прав авторов, отсутствие ретроактивной охраны авторских прав, неприсоединение к договорам Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву, по исполнениям и фонограммам из-за неэффективности наших норм уголовного законодательства, предусматривающих наказание за нарушение прав интеллектуальной собственности.

После попадания в этот черный список отечественные чиновники провели соответствующую работу, и за последние годы республика в вопросах охраны интеллектуальной собственности заметно продвинулась вперед. В целях снижения уровня пиратства в цифровой среде в стране реализован План мероприятий по защите авторских и смежных прав в сфере инфокоммуникационных технологий.

И хотя Казахстан уже является полноправным членом ряда международных договоров, соглашений и конвенций, действующих под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности, активно взаимодействует с такими международными организациями, как IFPI (Международная ассоциация производителей фонограмм), BSA (Альянс производителей программного обеспечения), права авторов все еще в полной мере не защищены.

Например, в 2014 году было выявлено шесть интернет-ресурсов, которые занимались продажей контрафактной продукции, и против них были возбуждены уголовные дела. А с 1 января 2015 года вступил в силу новый Уголовный кодекс, согласно которому нарушение авторских и смежных прав преду-сматривает уже не административную, как ранее, а уголовную ответственность.

К примеру, в соседней России в прошлом году был принят закон, который прозвали «антипиратским». Он вступил в силу 1 мая 2015 года. Закон дает возможность навсегда блокировать те сайты, которые суд дважды признал нарушителями прав на интеллектуальную собственность. Но первоначальная версия закона работает с августа 2014 года. Она тоже позволяла правообладателям блокировать пиратские сайты, но лишь на две недели — до подачи иска. Теперь же расширен перечень объектов интеллектуальной собственности, подлежащих ограничению доступа. Это не только видеоконтент, но и книжная продукция, а этот рынок по расчетам специалистов, ежегодно теряет миллиарды рублей из-за пиратства на рынке музыкальной продукции, программного обеспечения и т. д.

Исключение составляют фотографии и аналогичные им произведения. Согласно закону, оператор связи должен будет ограничивать доступ к незаконно размещенной информации, а в случае отсутствия у него технической возможности для этого — ко всему информационному ресурсу.

Дало ли это какие-то результаты? Уже к концу 2015 года под санкции попали 11 сайтов, к которым доступ, согласно решению суда, был ограничен навсегда. Все решения вынесены по иску кинопрокатчика «Базелевс дистрибьюшн» (занимается прокатом фильмов кинокомпании «Базелевс» Тимура Бекмамбетова). При этом нелишне заметить, что закрытые порталы были весьма популярны — они в среднем имели более 20 миллионов посетителей в месяц. Однако после решений судов некоторые из них уже успели «переехать» на новые домены, но Роскомнадзор обещает закрыть доступ и к их «зеркалам».

В свою очередь, владельцы сайтов не против удалять контент по жалобе правообладателей, однако сетуют на то, что сделать это технически сложно: вся информация добавляется пользователями в автоматическом режиме, в день поступают тысячи файлов и уследить перед публикацией, нарушает тот или иной фильм авторские права, практически невозможно.

А как же мы, потребители?

Однако, как говорят юристы — у порталов, получивших «вечный бан», фактически нет шансов отстоять свою правоту в суде. Под прицел поборников авторских прав попали и популярные аудиоресурсы. Иск о «вечной» блокировке подала Национальная федерация музыкальной индустрии (НФМИ). Но представители сайтов пообещали удалить 5 миллионов музыкальных треков, принадлежащих компаниям — членам НФМИ. Юристы опасаются, что закон может серьезно ударить по целому ряду крупных сетевых ресурсов, в том числе привести на деле к блокировке Википедии, многих поисковых сервисов, файлообменников, агрегаторов.

Социальные сети сегодня позволяют поделиться любым понравившимся контентом с другими пользователями (перепостить, ретвитнуть, отправить по E-mail другу и т. д.), что также может рассматриваться законом в качестве нарушения авторского права и следовательно явиться причиной блокировки сайта с многомиллионной аудиторией, сетуют защитники «свободы интернета». В некоторых соцсетях, таких как «Вконтакте», администрация удаляет аудиозаписи в связи с обращением правообладателей. Это вызвало возмущение среди пользователей. Появились и такие, кто в знак протеста начал даже удалять свои аккаунты.

В Казахстане сайты с видео-, аудиоконтентом пока массово не закрывают и в «вечный бан» не отправляют. Но учитывая, что казахстанские пользователи сети часто скачивают, смотрят и прослушивают музыку и фильмы на российских сайтах, ограничения в какой-то мере коснулись и нашей страны. Также есть опасения, что некоторые казахстанские сайты могут попасть под действие антипиратского закона в России, поскольку большинство из них имеют иностранный хостинг. Также это связано с тем, что их посещают россияне. Не исключено, что на ресурсах размещают материалы российских правообладателей.

Скажем в заключение, что, какой бы закон ни был, он должен учитывать интересы не только авторов, но и простых пользователей, не так ли? Для потребителей необходим стимул не пользоваться нелегальным контентом, поэтому им нужно предлагать лучшие варианты использования информационных ресурсов. Например, выставлять высококачественный контент по доступной цене. Ведь в первую очередь пользователей привлекают низкие цены. Поэтому, если предоставить пользователям контент хорошего качества по низкой цене, то нарушителей авторского права, возможно, станет гораздо меньше.

Вхождение Казахстана в мировое рыночное (в том числе и виртуальное) пространство — в Таможенный союз, в ВТО, в Евразийский экономический союз и в другие многочисленные международные структуры — требует совершенствования национального законодательства в сфере интеллектуальной собственности, которая определена одним из направлений экономической интеграции. В рамках Евразийской экономической комиссии в настоящее время рассматривается Концепция создания Единой системы охраны, защиты и использования интеллектуальной собственности в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру