Казахстанские чиновники предложили вместо "диких" базаров создать виртуальные рынки

О том, что рынки открытого типа должны будут ликвидировать в Казахстане, заявил буквально через день после “московских погромов” председатель комитета государственных доходов Министерства финансов РК Даулет Ергожин. По его словам, произойти это должно будет в 2018-2019 годах “в рамках борьбы с теневой экономикой”. Дескать, московский скандал тут ни при чем, потому как в Казахстане и своих проблем хватает. “А значит, переход на новые формы торговли на рынках - одна из злободневных проблем сегодня, потому что до 2013 года торгующие на рынках выкупали разовые талоны, затем их перевели на специальный налоговый режим. Но учитывая, что у нас впереди будут стоять задачи по внедрению всеобщего декларирования, именно рынки могут стать той “черной ямой”, куда будут сбрасываться и отсылаться все теневые доходы”, - подчеркнул Ергожин.

Взамен глава КГД предложил создать вместо “дикого” виртуальный базар по примеру китайского рынка Alibaba. Ергожин ссылается на тех, кто хорошо пользуется интернетом и знает, что сегодня все, что продается на рынке, продается в интернете. И, по его словам, выходит, что стоимость товаров в интернете в разы меньше, нежели в магазинах и на базарах.

Конечно, можно допустить мысль, что какая-то часть казахстанцев немедленно бросится изучать просторы интернет-торговли, но, скорее всего, это будут те, кто и сегодня знает, что это такое. Это те, у кого есть деньги, чтобы купить компьютер и оплачивать интернет (не самый дешевый, кстати, на постсоветском пространстве), и оплатить не только стоимость заказанного товара. Не только - потому что Даулет Ергожин не упомянул ни о стоимости доставки, ни о налоге, который взимают при пересылке почтовые отправители - будь то Казпочта, EMS или DHL.

Между тем стоимость доставки у всех интернет-магазинов, особенно у зарубежных, разная, и по каким параметрам она рассчитывается, мало кто сможет объяснить. Что касается почтовых отправлений (зачастую плюс курьерские услуги), их стоимость, в том числе и из-за рубежа, на сегодняшний день варьируется от двух до 12 процентов в зависимости от стоимости доставляемого товара.

Однако Казахстан - не Европа, с которой чуть позже в своих высказываниях попытался сравнить Ергожин республику, хотя никто не спорит, что казахстанцам необходимо стремиться к более высокому уровню жизни. Но сравним: в Казахстане, согласно статданным, за чертой бедности живет свыше трех процентов населения, чей доход - чуть больше семи тысяч тенге в месяц. В то время как в развитых странах черта бедности - это прожиточный минимум около 10 долларов в день.

Поэтому говорить о виртуальной торговле, которая не создаст для населения удешевленного товаропотребления, а напротив, потребует дополнительных затрат, говорить пока рано. И два года, в течение которых Даулет Ергожин пообещал снести открытые рынки, куда могла прийти за мясом пенсионерка или купить кусок хозяйственного мыла многодетная мать, для которой онлайн-покупка обойдется дороже, чем сам этот кусок мыла, - явно не тот срок, чтобы в стране была внедрена без сучка, без задоринки виртуальная торговля. И супермаркеты с их баснословными ценами (без посредников явно не обошлось!) на предметы первой необходимости - тоже не вариант и не выход, как ни крути, для большей части населения Казахстана.

Про доставку товаров в отдаленные районы и говорить не приходится - передвижные торговые лавки, которые были столь популярны в советское время, вряд ли можно вернуть - и время не то, и потребности у людей другие, и денег на это нет.

В то же время никто не спорит, что переход к более цивилизованным услугам необходим. Может быть, в какой-то степени альтернативой тут могло бы стать создание кластера курьерских услуг, для начала - в Астане, где Ергожин предлагает создать так называемые цивилизованные склады, иными словами - транспортно-логистический центр с использованием загородной инфраструктуры.

- На основных въездах в столицу можно создать современную цивилизованную замену действующим рынкам. То есть места, куда будут приезжать все большегрузные автомобили, разгружаться на складах. В дальнейшем логистику, перевозку внутри Астаны производить только малогабаритными транспортными средствами, как это предусмотрено в крупных городах Европы, - считает глава КГД.

Такое предложение должно, по его словам, защитить покупателей от мошенников, а продавцов заставит уйти с улиц, продавая цивилизованно со складов.

Вот только непонятно, откуда эта уверенность, если порядка на таких складах, которые существуют, к слову, уже сегодня, не больше, чем на открытых базарах.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру