Азиатский банк инфраструктурных инвестиций – надежда развивающихся стран

Новый международный финансовый институт создан в противовес уже существующим

Одним из основных событий мирового масштаба, произошедших в начале наступившего года, стало официальное открытие Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) со штаб-квартирой в Пекине. Его называют реальным инструментом в руках развивающихся стран.

Новый международный финансовый институт создан в противовес уже существующим

Банк — не от хорошей жизни

Этот инструмент позволит им активнее развивать и финансировать новые и уже существующие проекты, что напрямую касается и Казахстана.

Данное событие оказалось весьма желанным и долгожданным для доброй половины мира. Поскольку целый ряд стран питал и питает связанные с ним надежды на выход из-под финансово-экономического диктата Запада, осуществляемого посредством подконтрольных ему МВФ и Всемирного банка. Другими словами, на горизонте появилась альтернатива застарелым монопольным мировым структурам, которые, прежде чем удовлетворить чью-то заявку по кредиту, обязательно выдвинут целый ряд условий, порой даже с экономикой никак не связанных и, разумеется, на свой вкус.

Все началось с того, что несколько лет назад Россия и Китай стали активно призывать Соединенные Штаты к проведению реформы МВФ и более справедливому распределению голосов в этой организации — в соответствии с размером экономики той или иной державы в ней участвующей. Однако играющие в фонде первую скрипку, а значит держащие в своих руках рычаги управления мировой экономикой США идти на это упорно не желали под самыми разными предлогами, блокируя все предложения.

И однажды время уговоров закончилось. Ряд развивающихся, но имеющих достаточный политический и финансовый вес стран принял решение создать параллельные структуры, независимые от воли Запада. Так вначале появилось международное экономическое объединение под названием БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южноафриканская Республика), а затем Банк развития БРИКС со штаб-квартирой в Шанхае. А позже и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, крупнейшими донорами которого стали Китай, Индия и Россия, владеющие пакетами акций в 30,34, 8,52 и 6,66 процента, что соответствует правам голоса в 26,06, 7,5 и 5,92 процента соответственно.

Итак, новый финансовый институт, независимый от Запада, создан. Каковы же могут быть последствия этого?

Это будет славная битва… Так говорят одни. Никакого противостояния, а исключительно взаимодействие, говорят другие.

Хотя на самом деле многие экономисты прямо называют АБИИ прямой альтернативой или, если хотите, противовесом МВФ и Всемирному банку, ранее практически единолично делавшим погоду в мировой экономике.

Финансовая война? Вполне возможно

Из Вашингтона, которому все это, разумеется, не по нраву, в адрес Пекина даже посыпались обвинения в бесцеремонном перекраивании мировой финансовой системы. Оно и понятно. Ведь с созданием двух новых международных финансовых институтов, не подконтрольных Капитолийскому холму, американо-британскому доминированию в этой системе, по всем признакам, приходит конец. Таким образом, проигрывая на геополитическом фронте, Запад теперь может упустить инициативу и на финансовом, чего допускать явно не желает.

Ответная реакция с его стороны последовала почти сразу же. Пару лет назад британская пресса разразилась гневными тирадами по этому поводу, прямо назвав создаваемый АБИИ потенциальным соперником Всемирному банку. Однако члены совета директоров АБИИ воздерживаются от подобных оценок, называя создание новых международных финансовых структур не конкуренцией, а дополнением к уже существующим.

Тем временем, некоторые СМИ прямо пишут о том, что АБИИ «способен дать бой маститому МВФ». И что по своему масштабу это событие сопоставимо с тем, что произошло в 1944 году в Бреттон-Вудсе, когда группа стран во главе с США приняла решение об учреждении МВФ и Всемирного банка. Кроме того, теперь вполне может потесниться и другой крупный игрок на мировом финансовом рынке — Азиатский банк развития, штаб-квартира которого находится в Токио, играющий в унисон с МВФ и ВБ.

По мнению некоторых экспертов, не последнюю роль в создании новых регуляторов сыграла и совокупная военная мощь их основных доноров. В противном случае дядя Сэм, желая оставить все как есть, наверняка предъявил бы свой кольт, который вместе с «добрым словом» убеждает гораздо лучше, чем просто «доброе слово». Хотя методов отстаивания своих национальных интересов в его арсенале предостаточно и без кольта.

В эпоху глобализации, о которой сегодня говорят все чаще, каждое более-менее значимое международное событие следует рассматривать в контексте глобальной политики. В этой связи существуют прогнозы, что в ближайшее время мы можем увидеть попытки дестабилизации стран, через которые должен проходить Новый Шелковый путь, а также эскалацию уже существующих конфликтов в зонах, на которые распространяется проект. Стоит вспомнить недавнюю попытку втянуть Иран в военное противостояние с Саудовской Аравией.

Накаляется обстановка и в Афганистане, что создает прямую угрозу государствам Центральной Азии. На востоке континента нарастает напряжение между двумя Кореями, одна из которых непосредственно граничит с Китаем. А то, что сегодня творится в Европе, куда по Шелковому пути должна будет доставляться основная масса китайских товаров, всем хорошо известно. Бытует мнение, что это только начало, и «арабская весна» в Старом Свете только начинает разгораться. Плюс к этому со стороны западных СМИ продолжает литься негатив, сопровождаемый такими на сегодняшний день уже заезженными терминами, как «международное сообщество», «демократические ценности», «экономическая стабильность».

Но назад-то дороги нет

Однако международное сообщество — это далеко не только США и Европа. Численность населения стран, заинтересованных в создании АБИИ, составляет едва ли не половину всех людей на планете. И, несмотря на чьи-то возражения и даже гневные окрики, банк был создан.

В его образовании приняли участие 57 стран, среди которых помимо Китая, России и Индии, Сингапур, Вьетнам, Филиппины, Монголия, Бангладеш, Бруней, Камбоджа, Кувейт, Лаос, Малайзия, Мьянма, Непал, Оман, Пакистан, Катар, Шри-Ланка, Таиланд, Узбекистан, Казахстан. В марте прошлого года, когда проект стал принимать реальные очертания, к нему присоединились страны Европы, среди которых Германия, Франция, Италия, Швейцария и даже Великобритания, что, судя по публикациям в СМИ, стало полной неожиданностью для Вашингтона. Позже поступили заявки от Южной Кореи и Австралии. Уставный капитал банка на начальном этапе составил 100 миллиардов долларов в эквиваленте. Работа шла ударными темпами, и на все про все ушло 800 дней.

Есть мнение, что АБИИ был создан слишком поспешно. С другой стороны, именно сейчас, когда в мировой экономике происходят резкие перепады, связанные со снижением цен и спроса на энергоносители, ростом курса пока еще главной мировой резервной валюты, Азиатский регион как никогда нуждается в инвестициях.

Выступая на церемонии открытия, председатель КНР Си Цзиньпин отметил, что создание АБИИ позволит значительно улучшить возможности инфраструктурного строительства в Азии и поспособствует региональной экономической интеграции. Китайский лидер выразил надежду, что страны-участницы со временем будут увеличивать свои вложения в АБИИ, что банк станет придерживаться открытой позиции и будет рад сотрудничеству с другими экономическими структурами региона.

— Официальный запуск работы Азиатского банка инфраструктурных инвестиций — это шаг к улучшению и реформированию системы глобального экономического управления, который сделает ее более справедливой, — сказал он. — Старт АБИИ имеет особое значение в плане реформирования и совершенствования глобального экономического управления. Это адаптация к переменам и развитию структуры мировой экономики и шаг к продвижению системы глобального экономического управления в более справедливую, рациональную и эффективную сторону. Официальное начало функционирования банка АБИИ позволит нам эффективно увеличивать инфраструктурные инвестиции в Азии.

Болезнь «левизны» может все испортить

К созданию АБИИ непосредственное отношение имеет и Казахстан. Это значит, что мы тоже можем смело рассчитывать на кредитование своих инфраструктурных проектов. Тем более, что согласно правилам руководства банка, на долю азиатских участников приходится 75 процентов голосующих акций. Остальные 25 процентов распределены между не азиатскими участниками. Более того, у нас в стране немало инфраструктурных проектов, в которых заинтересован сам Китай. Это значит, что наши заявки могут рассматриваться в числе первых.

К таким проектам прежде всего относится все, что связано с экономическим поясом Новый Шелковый путь. В центре внимания остается автокоридор Западная Европа — Западный Китай, а также скоростная железнодорожная магистраль Пекин — Москва, часть которой будет проходить по территории Казахстана. Кроме этого, как известно, Поднебесная изъявила желание построить у нас в стране сразу несколько заводов разной направленности. Так что, если все пойдет по плану, перспектива нас ждет весьма привлекательная. Хотя, понятное дело, на данном этапе большинству обывателей в это верится слабо.

— Участие Казахстана в качестве члена — учредителя АБИИ расширит сотрудничество наших стран в финансовой сфере, — сказал по этому поводу на международной конференции «Один пояс — один путь: современная внешнеэкономическая политика КНР» посол КНР в РК Чжан Ханьхуэй. — Особенно радостным является то, что китайско-казахстанское сотрудничество в сфере производственных мощностей уже приносит свои плоды. Мы подписали соглашения по 52 проектам, общая сумма которых превысила 24 миллиарда американских долларов. Присоединение Казахстана к Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций в качестве члена-учредителя расширит сотрудничество Казахстана и Китая в финансовой сфере.

То есть в обозримом будущем нам стоит рассчитывать на серьезное финансирование наших инфраструктурных проектов, которое должно будет повлечь за собой оживление экономики. И вот тут может начаться самое интересное. Например, наша удивительная способность портить все благие начинания. Все может испортить вполне обычное и непреодолимое, ставшее уже отрицательной нормой желание отдельных высокопоставленных чиновников улучшать свое и без того уже весьма высокое благосостояние за счет государства путем увода его денег «налево». Удержатся ли те, кому будет доверено распоряжаться кредитными ресурсами, от соблазна запустить в них руку? Есть ли гарантия того, что, как только пойдет финансирование, не начнутся всевозможные «распилы», «откаты» и прочие «отметки»?

Наверняка уже кое-кто нацелен на поступление денег, вооружившись изощренными схемами их увода из-под государственного контроля и далее в офшоры. И, если они сработают, то деньги будут «отмываться» и выводиться в западные банки, тем самым подпитывая экономику западных государств в ущерб родной стране. По правде говоря, это касается не только нас, но и наших собратьев по ЕАЭС. И если такое произойдет, результат на нашем пространстве получится прямо противоположный тому, ради которого все затевалось.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру