Казахстанские гонщики на первом этапе Дакара-2016 избрали тактику выжидания

Грузовой казахстанский экипаж испытал на первых этапах гонки все виды риска — от горных спусков до ралли в пустыне

Казахстан на «Дакаре-2016» представляют две команды: грузовой экипаж в составе бронзового призера «Дакара-2012» пилота Артура Ардавичуса, победителя Кубка мира по ралли-рейдам-2015 штурмана Игната Фалькова и механика Филипа Скробанека; в легковом зачете едут пилот Андрей Чередников и штурман Дмитрий Цыро на автомобиле Ford F150 EVO.

Грузовой казахстанский экипаж испытал на первых этапах гонки все виды риска — от горных спусков до ралли в пустыне

А ведь могли и не попасть на старт

Уже через месяц после громкой победы на Кубке мира–2015 команды Astana Motorsports из Президентского профессионального спортивного клуба «Астана» болельщики узнали удручающую новость — участие нашей команды в «Дакаре-2016» под вопросом.

Пришлось преодолеть целый ряд финансовых и организационных проблем, прежде чем журналистов собрали на заключительную в 2015 году пресс-конференцию. Вердикт — «Дакару» быть! Нам все-таки удалось выставить своих бойцов на самую престижную гонку планеты.

В этом сезоне в «Дакаре» было заявлено 354 единицы «боевой» техники: 143 мотоцикла, 46 квадроциклов, 110 легковых автомобилей и 55 грузовиков. Это соревнование наряду со своей зрелищностью является и самой безжалостной гонкой среди всех существующих. Это хорошо известно всем, кто хотя бы косвенно касался этой темы. Машины на протяжении всех соревнований работают в режиме критических перегрузок, людям достается не меньше. Условия проведения таковы, что на некоторых этапах гонщики находятся на грани человеческих возможностей, порой без кислородной маски невозможно продолжить путь.

Даже находясь вне спортивных машин, есть риск оказаться покалеченным, а то и вовсе проститься с жизнью. Собственно говоря, это не новость, и, становясь причастным к «Дакару», каждый должен понимать, что ралли ошибок не прощает.

От этой гонки неприятных «сюрпризов» ждали и в этот раз, но никто не представлял, что инциденты могут происходить фактически еще до начала самих соревнований. Третьего января в Буэнос-Айресе состоялась торжественная церемония старта, также прошел короткий спецучасток, называемый прологом. Он нужен для того, чтобы определить порядковые номера, под которыми участники будут стартовать на первом этапе соревнования.

По его результатам легковой экипаж Андрея Чередникова показал 40-е время, а грузовик «Астаны» начал гонку минуя пролог, сразу с первого этапа. Да, так сложилось, что в этом году пролог прошли не все участники, и тому есть весомое объяснение. Как уже упоминалось выше, после подиумной церемонии участников ждал короткий заезд длиной всего 11 километров.

Однако даже на такой короткой дистанции «Дакар» успел преподнести неприятности — на точке 6,6 километра произошла авария. Одна из участниц — китайская гонщица Гуо Мейлин на MINI X-Raid — вылетела за пределы трассы и кубарем покатилась по зрительной зоне, в результате чего, по некоторым данным, пострадали 10 человек. Пролог остановили, а после госпитализации пострадавших организаторы решили прервать соревнование. К моменту аварии пролог успели завершить квадроциклисты, мотоциклисты и часть экипажей в классе внедорожников, а экипажи, не проехавшие спецучасток, стартовали в порядке, соответствующем стартовым номерам их автомобилей.

— Мы часто слышим, что «Дакар» — это жестокий ралли-рейд. Но когда это происходит рядом с тобой, становится не по себе. Сегодня марафон даже не успел начаться, и сразу такой инцидент, — прокомментировал произошедшее пилот грузового экипажа Astana Motorsports Артур Ардавичус.

Вначале была вода…

В этом году состав участников на «Дакаре» уникален, и очень сложно делать какие-то прогнозы и пытаться предугадать победителя. Много сильных заводских команд, которые к этой гонке серьезно подготовились.

В категории грузовиков — это неоднократные победители «Дакара» — команда «КамАЗ» — четыре экипажа под управлением Айрата Мардеева, Эдуарда Николаева, Андрея Каргинова и Дмитрия Сотникова, победитель 2012 года Жерар Де Рой, который в этом году объединился с известным чешским гонщиком Алешем Лопрайсом и выступает в одной команде на автомобилях IVECO, а также команды MAN и MAZ. В легковом зачете — это гроза всего «Дакара» команда MINI.

Третьего января должен был пройти первый этап гонки протяженностью 662 километра, который протянулся от Росарио до Вилья-Карлос-Пас в Аргентине. Однако тропический ливень, который обрушился на регион и привел к разливу рек, вынудил ввести корректировку — организаторы приняли решение об отмене первого этапа. Также на это решение повлиял и тот факт, что из-за непогоды в воздух не смогли подняться вертолеты, которые должны обеспечить безо-пасность участников во время гонки.

Несмотря на это, есть в сложившейся ситуации и положительные моменты, ведь автомобили «срезали» больше пятисот километров пути, при этом абсолютно не напрягая своих «железных коней».

Второй этап «Дакара» прошел 4 января, но и тут погода внесла свои коррективы. Из-за плохих погодных условий сократили второй спецучасток на 100 километров. Таким образом, спортсмены преодолели 410 вместо 510 километров «боевого» пути.

Фактически это и было началом длинной гонки, которое оказалось непростым. Маршрут состоял из множества горных серпантинов и опасных участков, что подразумевало размеренный темп форсирования. Но, по всей видимости, пропущенный первый этап еще больше скрутил «внутренние пружины» участников, и на старте многие ринулись в бой, что называется, сломя голову.

Столько риска, а результат — один грузовик сгорел дотла, еще четыре сошли с дистанции, пять автомобилей в других группах также получили повреждения. А ведь тут были важны не столько скорость, сколько оперативность и сплоченная работа штурмана и пилота. На этом этапе можно было выиграть всего 5-10 минут, и за столь незначительный отрыв во времени рвать на себе тельняшку, по меньшей мере, нецелесообразно.

На третьем этапе наша команда продвинулась вперед. Изначально планировалось, что организаторы сократят дистанцию третьего спецучастка с 314 до 190 километров. Однако проливные дожди снова спутали все карты — «боевые» километры для грузовиков закончились после второй контрольной точки. Некоторые участки трассы стали непроходимыми для «железных коней», и организаторы были вынуждены прервать этап. Таким образом, спортсмены успели проехать менее 200 километров. На этом этапе Astana Motorsports финишировала на 16-й позиции, получив 19-е место в общем зачете. Команда Kazakhstan на Ford F150 EVO заняла 33-ю позицию в «абсолюте» и 38-ю — на этапе.

Горы — это хуже некуда

Четвертый этап «Дакара» — путь в виде петли вокруг аргентинского Сан-Сальвадор-де-Жужуй. Участникам пришлось преодолеть 630 километров пути, включая 430 километров спецучастка. Сложность этого отрезка заключалась в том, что трасса расположена на высоте 3500 метров над уровнем моря, а это в любой момент могло привести к горной болезни (горнячка).

Также этот и последующий этап суммарно составляли одну марафонскую дистанцию, на которой экипажу пришлось самостоятельно готовить свои машины на бивуаке, поскольку доступ механикам в этот день был запрещен. Таким образом, спортсменам нужно было ехать не только быстро, но и аккуратно, чтобы не пришлось столкнуться с необходимостью основательного ремонта. И все же эта высота была лишь разминкой перед основным испытанием, которое ждало гонщиков на пятом этапе.

Вот тут у многих начались серьезные проблемы. Помимо того, что из-за разряженного воздуха машина теряла тягу, многие спортсмены мучились от головной боли и кислородного голодания. Ведь весь этап расположен на высокогорье, где максимально высокая точка маршрута была на отметке 4600 метров над уровнем моря — самая максимальная высота за всю историю «Дакара». Для сравнения, это выше всех пиков, которые видны из Алматы, если не считать пик Талгар.

Вдобавок ко всем этим сложностям у наших гонщиков возникла и другая проблема — у машины отказал гидроусилитель руля (ГУР). Крутить «баранку» без ГУРа — это то же самое, что пытаться сдвинуть с места быка, ухватившись за его рога, — усилия прикладываются неимоверные, а смещение минимальное. Собственно говоря, поломка произошла еще на четвертом этапе, и все попытки привести ГУР в рабочее состояние оказались бесполезны, а, как мы помним, прибегать к помощи механиков невозможно. Узел «умер» и требовал замены целиком.

На тот момент перед командой стояла серьезная дилемма: или пилоту крутить руль без ГУРа, что физически выматывает и без того «оголодавшее» по кислороду тело, или оформлять сход и возвращаться домой. Тут стоит отдать должное Артуру, поскольку он решился продолжить гонку, несмотря на все сложности, которые показал «Дакар».

Дистанция шестого этапа приготовила «коктейль» из большого перепада высот (от 3500 до 4200 метров) и постоянно меняющегося ландшафта — горы, реки, джунгли и пески — всего 542 «боевых» километра. Такие условия оказались серьезным испытанием для многих гонщиков.

Твердый грунт на горных серпантинах седьмого этапа превращался в красную жижу, на которой грузовики скользили, как по льду. Также пилотам приходится усиливать свою концентрацию на участках, где находились зрители. На «Дакаре» многие в буквальном смысле лезут под колеса лишь для того, чтобы сделать селфи на фоне мчащегося со скоростью 140 километров в час девятитонного грузовика. Но такой риск не всегда оправдан, а кульминация непредсказуема. На 83-м километре этого этапа под колеса попал мужчина, оказавшийся на трассе. Но все обошлось.

Сейчас, когда сдается этот номер газеты, большая часть дистанции позади, и начинаются по-настоящему боевые дни с полной выкладкой. На восьмом этапе гонщиков ждут 766 километров пути, из которых 393 километра — это пески, барханы и дюны. Первая половина «Дакара» оказалась непростой, но сейчас пришло время казахстанским командам задействовать сэкономленные силы и «выстрелить» отличным результатом.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру