О сайге все больше говорят как о вымирающем виде

Основная причина гибели сайги в Казахстане – деятельность человека

Специалисты, занимающиеся изучением сайги, говорят, что вся история ее существования похожа на качели - то мор, то размножение в количестве, по крайней мере, достаточном для того, чтобы вовремя восстанавливать популяцию.

Основная причина гибели сайги в Казахстане – деятельность человека

В Казахстане еще в 20-х годах прошлого века ее численность была минимальной, и уже тогда существовала реальная угроза ее потерять. Однако спохватились, и советским правительством были приняты меры по охране, которые дали положительные результаты.

Один из основополагающих документов стал декрет о защите сайгачьих стад на территории Казахстана. Его принятие благоприятно повлияло на то, что уже к 50-м годам прошлого века популяция сайги в степях республики восстановилась примерно до прежнего уровня.

Примерно - потому что такого строгого учета, как сегодня, и современных средств, как, например, авиаучет, в то время не применялось. Тем не менее сайги в пустынной, полупустынной и части степной зоны развелось тогда столько, что зоологи выступили с предложением регулирования ее численности. То есть, согласно нормам учета на тот момент, ее количество перевалило за полмиллиона особей. К чести промысловых бригад надо сказать, что на протяжении 40 лет - примерно с середины 50-х до середины 90-х годов - регулирующий промысел велся с соблюдением всех биологических основ, норм отстрела, сроков, что позволяло безболезненно для популяций ежегодно отстреливать около 20 процентов от осеннего поголовья. И, несмотря на то, что в 80-е годы было несколько случаев серьезного падежа сайги, промысел велся успешно, давая хорошую прибыль государству, численность ее успешно регулировалась.

Между тем, как рассказал “МК” старший научный сотрудник Института зоологии комитета науки МОН РК, кандидат биологических наук Юрий Грачев, на сегодняшний день есть три основные причины, от которых зависит если не полное, то хотя бы относительное благополучие сайги, прямо влияющее на ее численность в природе.

Из естественных причин - это аномальные снежные зимы, высокий снег и ледяная корка, наст. И в том, и в другом случае корм становится недоступным, и животные просто гибнут от бескормицы. Эта причина повторяется довольно часто - каждые 10 лет. И в 70-80-х таких зим выпадало три или четыре. Причем самый большой падеж от многоснежья был в 1972 году на юге вдоль реки Чу, когда сразу погибло около 400 тысяч сайгаков. Последний падеж от многоснежья был зимой 1993-1994 года, и после этого от бескормицы сайга уже больше не гибла в таких количествах. Явно сказалось потепление климата. Вторая причина - засуха. Засушливое лето, отсутствие осадков, выгоревшая трава заставляют сайгаков мигрировать в поисках лучших пастбищ, что не всегда заканчивается благополучно, и во время таких переходов сайга может гибнуть. Хотя засуха, по мнению Грачева, пожалуй, имеет меньшее значение, чем снежные зимы.

Не стоит забывать и о болезнях сайги. Так, раньше во множестве сайгаки гибли от ящура, которым заражались от домашних животных, это было примерно в 60-е годы прошлого века. Было несколько случаев массового падежа от пастереллеза, причем первый падеж был зафиксирован в 1981 году в Тургайской области - в Амангельдинском и Жангельдинском районах, сейчас это территория Костанайской области. Потом примерно в этих же местах самый большой падеж от пастереллеза случился в 1988 году.

В 1984 году уральская популяция сайги в междуречье Волги и Урала также потеряла несколько тысяч от пастереллеза. А потом долгие годы, даже в 90-х, от болезней падежа сайги не было. Только уже в 2010-2011 годах в ЗКО обнаружили ее падеж от пастереллеза, хотя в диагнозе и были сомнения. Бетпакдалинскую, самую большую популяцию сайги на территории республики, болезни коснулись после 80-х только в 2012 году, затем в 2013-м, и наконец нынешняя весна оказалась для нее едва ли не роковой.

Третья причина - антропогенная, связанная с человеческой деятельностью. И хотя, по мнению специалистов, таких причин насчитывается несколько, основная - браконьерство, которое было всегда. Даже в те годы, когда существовал официальный промысел сайги, ее численность была довольно высокой, “и браконьерский пресс так давил”. В то же время, нельзя этого отрицать, более полувека назад браконьерству на сайгу не придавали особого значения, возможно, потому, что его масштабы были меньше, чем сегодня. Поскольку численность сайги восстанавливалась, промысел продолжался.

Ситуация изменилась только в 90-е годы. Именно тогда все кто только мог переключились на ее добычу, прежде всего из-за рогов, в результате чего численность сайгачьих стад, которая насчитывала почти 800 тысяч в начале 90-х, к 2003 году упала до 21 тысячи животных. На тот момент из естественных причин была только многоснежная зима 1993-1994 года. Но сайга - очень плодовитое животное. Хотя и очень уязвимый вид в животном мире, сайгаки восстанавливаются быстро - самки уже в первый год участвуют в размножении. Если рождаются, скажем, в мае, то в декабре у них уже происходит гон. Молодые самки приносят одного детеныша, более зрелые - часто двоих. Так восстанавливалась их численность в период с 50-х до 90-х годов прошлого века. Сайга приспособлена к обитанию в пустынных и полупустынных районах, и некоторые морфологические особенности действительно отличают ее от других животных. Например, строение носа-хоботка, который играет роль кондиционера. Кроме того, это животное, как известно, стадное, держится большими табунами по несколько сот голов, и когда они бегут по степи, поднимается очень большая пыль. И вот этот самый хоботок способствует задержке пыли в носовой полости во время дыхания, попутно очищая воздух. А зимой, пока воздух проходит через носовую полость, он согревается, и животное не переохлаждается. Поневоле возникает вопрос, отчего же это чудо природы, вроде бы настолько гармонично созданное природой, гибнет сегодня от непонятных проявлений?

В первую очередь, говорит Юрий Грачев, у сайги вышеупомянутая особенность - она держится большими табунами, на окот собираются по 100-200 тысяч голов на одном определенно выбранном клочке земли в 10-15 квадратных километров. “И если вспыхивает какое-либо инфекционное заболевание, то в этом случае сайга легко заражает друг друга. Да еще и водопои в данном случае общие, и пастбища”, - говорит ученый.

Да, пастереллез все-таки считается вторичной инфекцией, ведь пастереллы есть у всех, в том числе и здоровых животных. Но вот при определенных условиях они становятся агрессивными, или, по-научному, вирулентными, а сами причины все-таки до сих пор не до конца ясны, из-за чего эти животные, ровесники мамонтов, теряют иммунитет. Когда тяжелая зима, ясно, что животные истощенные и легче заболевают. Как это, например, случилось в 1988 году, когда официальные данные падшего поголовья превысили 400 тысяч. Если говорить о влиянии климата, то связь, возможно, и есть, как это полагают зарубежные ученые, так же, как и связь с растительной пищей, и большим количеством осадков. Но в данном случае, считает Грачев, должны быть проведены биохимические исследования, поскольку влажный корм в большом количестве как раз-таки и вызывает химическую реакцию, которая активизирует бактерии пастереллы. Но пока это только одна из версий.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру