В Казахстане накопилось свыше 30 миллиардов тонн шлаковых отходов

Говоря научным и официальным языком - техногенно-минеральных образований (ТМО)

Именно такой вид отходов отрицательнее всего воздействует на окружающую среду, хотя могли бы послужить прекрасным сырьем после вторичной переработки. Вот только заняться этим некому.

Говоря научным и официальным языком - техногенно-минеральных образований (ТМО)

Основное количество отходов в республике сегодня создали горнодобывающая и металлургическая промышленности - почти 20 миллиардов тонн, причем из руд в цветной металлургии в основном извлекаются от силы два-три процента полезных элементов, а остальные 97-98 процентов идут на отвал. Это так называемые техногенно-минеральные образования, которые, будучи ненужными после первичной переработки, остаются в открытых карьерах, как это происходит, например, сегодня вдоль ремонтируемой трассы Астана - Караганда.

Между тем известно, что вокруг той же Караганды накоплено в отвалах множество доменного шлака, оставшегося после выплавки чугуна, то есть ТМО. И он, как считают специалисты института КазДорНИИ, вполне пригоден не только в качестве дорожного покрытия, но и как строительный материал в качестве добавки в цемент. Однако профильное министерство от этого отказалось еще в 2013 году, а министр Асет Исекешев и вовсе посоветовал депутату мажилиса парламента РК Андрею Бегенееву, который вышел с этим предложением на правительство, обратиться в ведомство охраны окружающей среды.

Однако и там посчитали, что возить отработанный в доменных печах шлак за сто километров до строящегося полотна дороги слишком дорого. А вот провести выработку горных пород древнейшего казахского мелкосопочника, то есть попросту разрыть сопки, нанести вред окружающей среде и возможным древним памятникам археологии, оказалось дешевле.

Что ж, может, оно и так. Но вот только вопрос использования шлаков в качестве вторичного сырья висел в воздухе даже тогда, когда возводимая дорога начала по мере строительства от Астаны приближаться к Караганде и Темиртау.

Вопрос сдвинулся с мертвой точки только тогда, когда компании, в чьем ведении находятся упомянутые шлаковые отвалы, не иначе как под влиянием моды на аутсорсинг передали их другой фирме, которая с удовольствием взялась за переработку и поставку ТМО в качестве дорожного покрытия.

Понятно, говорит мажилисмен Бегенеев, что при строительстве дорог не приходится надеяться лишь на доменные отходы, поскольку необходимо пользоваться и другими строительными материалами, но в стране не должно уходить сквозь пальцы использование вторичного сырья, тех же ТМО.

Ведь из доменного шлака с минимальными затратами можно делать хорошую брусчатку, шлакоблоки, теплоизоляционную минвату...

Что же касается подлежащих консервации, но заброшенных котлованов, то они вполне могут и должны быть рекультивированы. Где-то засыпаны, где-то засажены специальными растениями - таких отвалов с ТМО много по всему Казахстану, во всех регионах, где только есть металлургические комбинаты, например, в окрестностях того же Усть-Каменогорска в Восточном Казахстане.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру