Ведущий солист балета “Астана Опера” Еркин Рахматуллаев покоряет La Scala

Уж больно хорош оказался артист в своем дебюте, исполняя партию принца Зигфрида из балета “Лебединое озеро”

Однако в репертуаре Еркина это не первый герой-аристократ. Созданные им образы благородного и отважного Вацлава из “Бахчисарайского фонтана” и принца Дезире из “Спящей красавицы” успели сотворить ему славу балетного принца столичного театра.

Уж больно хорош оказался артист в своем дебюте, исполняя партию принца Зигфрида из балета “Лебединое озеро”

- Еркин, поделитесь предысторией ваших будущих выступлений в La Scala.

- Когда я пришел в столичный театр “Астана Опера”, на мои творческие способности обратил внимание главный балетмейстер театра Турсынбек Нуркалиев. По его словам, он увидел во мне некий потенциал и сказал, что хочет попробовать поставить меня на исполнение ведущих партий. Я начал готовиться к балету “Лебединое озеро”, и в это время как раз на гастролях в “Астана Опера” оказался театр La Scala со спектаклем “Дон Кихот”. Директор труппы Махар Вазиев увидел нашу оркестрово-сценическую репетицию и буквально в этот же день пригласил меня и Айгерим Бекетаеву выступить на гала-концерте в La Scala.

- Как вы стали артистом балета?

- Это тоже оказалось делом случая. Скажу честно, что у меня в раннем детстве не было никакого желания заниматься балетом, и я никак не задумывался, что есть такое искусство. Но когда мне исполнилось лет восемь, мама и тетя неожиданно отвели меня в хореографическое училище имени А. Селезнева, что в Алматы. Помню свое первое впечатление от посещения этого заведения, где на стенах повсюду были развешаны фотографии балерин, стоящих на пуантах, и мне было любопытно: куда же я попал? Но так случилось, что меня приняли, сказали - подходящие данные. И с тех пор я не представляю свою жизнь без балета.

- Каким был ваш творческий путь по окончании училища?

- Балетное училище я окончил в 2011 году, проучившись в общей сложности почти восемь лет, затем продолжил учебу в течение полугода в Санкт-Петербурге в Академии русского балета имени А. Вагановой. Там я хотел набраться опыта, осмотреться в профессии, а затем вернуться в Астану и приступить к работе в новом театре “Астана Опера”. Но и здесь я начинал не с ведущих партий, а только спустя полгода художественный руководитель театра предложил мне ведущую мужскую партию в балете “Лебединое озеро”, оценив мои способности столь высоко.

- Какие партии вы исполняете сегодня? Каковы ваши герои?

- У меня на сегодняшний день пока небольшой репертуар. В основном я исполняю роли принцев, в том же “Лебедином озере” танцую партию принца Зигфрида. В балете “Бахчисарайский фонтан” мой герой - Вацлав. Еще я танцую Ромео в одноименном балете. Кроме того, в настоящий момент мною готовится роль принца Дезире в постановке “Спящая красавица”. По моему мнению, все мои роли принцев практически похожи друг на друга своим характером, исполнением партий, даже, несмотря на разные постановки, встречаются идентичные движения - герои-то положительные. Но вот эмоциональный стиль у каждого свой. Например, даже “Лебединое озеро” и “Спящая красавица”, хотя и основаны на классической постановке, отличаются постановкой рук, арабесками. И еще я хотел бы добавить, что сегодня я готовлю свое премьерное выступление в балете Л. Минкуса “Баядерка”, где исполню партию воина Солора, над которой мы сейчас работаем с педагогом-репетитором, заслуженным артистом России Константином Заклинским.

- Можно рассказать об этом подробнее?

- Балет “Баядерка” нравился мне еще со времен учебы в балетном училище Алматы. Это очень красивая и драматичная постановка, в которой ярко представлен колорит Востока. “Баядерка” отличается, на мой взгляд, тем, что здесь встречаются все танцевальные стили. Например, в первом акте ты с помощью эмоций и танцевальных па выражаешь невероятную любовь, во втором акте идет практически классический танец, а третий акт посвящен теме раскаяния, сожалений, которые необходимо выразить, как мы говорим на профессиональном языке, с помощью “белой” классики. И курирует мое художественное исполнение в этой постановке художественный руководитель балета столичного театра “Астана Опера” народная артистка России Алтынай Асылмуратова, которая сама не раз танцевала в этом балете.

- Есть ли для вас сложности при исполнении различных партий?

- Пожалуй, я мог упомянуть только о разных партнершах в разных постановках. Первый акт - одна, второй акт - уже другая, и даже в третьем акте снова приходится подстраиваться. Вот разве что в этом наблюдается некая сложность, хотя в балете принят именно такой порядок. Иногда приходится даже обсуждать те или иные действия по ходу репетиций, но мы всегда очень корректно приходим к единому мнению.

- Что вам дал петербургский период вашей учебы для творчества?

- Я там пробыл совсем недолго, но у меня был педагог - знаменитый еще со времен СССР артист балета Анатолий Сидоров. И несмотря на то, что я не танцевал в этот период ведущие партии, работая с корифеем, я приобрел колоссальный опыт, танцуя па-де-труа из “Лебединого озера” или партию Золотого божка из балета “Баядерка”. Уже когда я собирался переехать в Казахстан, мне стали поступать предложения и на исполнение ведущих партий.

- Какие герои ждут вас? Кого бы вы хотели станцевать еще и в каких постановках?

- Знаете, как это ни странно, я бы хотел станцевать кого-либо из отрицательных героев, чей образ не настолько прост и однозначен. После “Баядерки” я приступлю к подготовке моего выступления в гала-концерте в La Scala, но вот только обычно на таких мероприятиях отрицательных героев не танцуют. На ура проходит лишь роль положительного героя или того же принца. А вот если говорить о постановке какого-то спектакля и праве выбора роли в нем, я бы хотел исполнить еще и отрицательного персонажа Ротбарда в “Лебедином озере”, который мне очень нравится. Не отказался бы я и от роли Красса в балете “Спартак”, которую надеюсь станцевать в следующем году.

- Как вы работаете с костюмерами?

- Это довольно долгий период, когда приходится готовить, подбирать и примерять костюмы. Не бывает так, что костюм сел на тебе как влитой с первого раза. Нам очень повезло, что наш театр уже работает третий год со знаменитой художницей по костюмам, обладательницей премии “Оскар” Франкой Скуарчапино, которая очень трепетно относится к солистам оперы и артистам балета. Она всегда идет им навстречу, учитывает все пожелания. То же касается и оформления сцены роскошными декорациями. А все вместе дает потрясающий эффект полного погружения в эпоху спектакля.

- Кем вы себя видите в балете лет через десять?

- Мне будет 30 лет, и я планирую танцевать и танцевать. Надеюсь, к тому времени я смогу выражать себя через осознанные взрослые партии, например, хана Гирея в “Бахчисарайском фонтане”. На мой взгляд, это очень сложная, как пластически, так и психологически, роль. Для ее исполнения необходимо набраться актерского мастерства и жизненного опыта.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру