Чиновник должен располагать граждан к власти

Во все времена работать на службе у государства было престижно

Однако сегодня, кроме статуса, казенная работа мало чем привлекает. Чиновники намерены привнести ряд новшеств в государственную службу, надеясь, что это позволит сформировать профессиональный, эффективный государственный аппарат.

Во все времена работать на службе у государства было престижно

Лифт для чиновников

В стратегическом плане развития Казахстана до 2020 года предусмотрено совершенствование государственной службы. Чиновниками разработан проект концепции новой модели госслужбы, предусматривающий внедрение нового реестра должностей. Это политические государственные служащие, управленческие кадры и административные исполнители. К работникам каждого уровня предъявляют определенные требования. Если они выполняются, то можно рассчитывать на карьерный рост. По словам чиновников, наличие трех «корпусов» отнюдь не свидетельствует о закрытости госслужбы. Напротив, благодаря механизму «социального лифта» поступить на государственную службу может любой. Но приоритетное право остается за лучшими выпускниками отечественных вузов и программы «Болашак».

Недавно парламент Казахстана принял проект закона «О государственной службе», который разработали в целях реализации предусмотренных Планом нации «100 конкретных шагов» мер, направленных на профессионализацию и автономность государственного аппарата. Обновленное законодательство нацелено на обеспечение открытого конкурсного отбора, карьерного продвижения на основе компетентности, установления оплаты труда по результатам. Такой подход, по словам председателя Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции Кайрата Кожамжарова, «позволит максимально исключить в системе государственной службы условия для протекционизма, непотизма и патронажа». Законопроект регламентирует порядок поступления и прохождения государственной службы на принципе карьерности, а также компетентностного и конкурсного подходов. Попасть в кабинеты власти теперь будет сложнее. Поступление впервые на госслужбу будет осуществляться на низовые должности на основе трехэтапного конкурсного отбора. Первый этап — тестирование на знание законодательства и компетенции. Второй — проверка личных качеств кандидата, определение уровня приверженности ценностям госслужбы — этичности, эффективности и нетерпимости к коррупции. Третий — оценка профильных знаний и умений кандидата путем собеседования.

Важным требованием при отборе на государственную службу и карьерном продвижении, помимо образования и стажа работы, станет наличие компетенций, необходимых для эффективного исполнения служащим функциональных обязанностей на занимаемой должности. Такой подход в Казахстане будет использован впервые. Нововведением является то, что граждане, поступающие на службу в правоохранительные органы, будут проходить тестирование, включая оценку личных качеств в агентстве. Для успешно прошедших конкурс устанавливается испытательный срок от трех до шести месяцев. В случае непрохождения испытания госслужащий подлежит увольнению по согласованию с Агентством по делам государственной службы. Карьерное продвижение будет осуществляться только на конкурсной основе.

Предлагается также привлечение зарубежных менеджеров, которые будут наниматься на контрактной основе. Упрощается занятие административных должностей корпусов «А» и «Б» бывшими депутатами, политическими служащими, судьями. Для этого потребуется лишь принятие решения Национальной комиссией. Упраздняются институты перевода, кроме перевода секретариата, политических служащих, помощников, советников, пресс-секретарей и кадрового резерва корпуса «Б». Вводится институт ротации госслужащих корпуса «Б» с обеспечением их жильем без права приватизации.

Чинно, благородно

Пожалуй, самый значимый момент в новой концепции — зарплата «слуг народа». Отныне она будет зависеть от эффективности и достижения целевых показателей. На основе факторно-балльной шкалы наиболее результативный госслужащий получит бонусы за сложность работы и уровень ответственности. При этом учитываются качество и своевременное оказание госуслуг, а также увеличение количества услуг, оказываемых в электронном формате. Таким образом, офисные клерки (при хороших показателях) смогут получать не меньше, чем в частном секторе. Как считают чиновники, это станет «удерживающим фактором» и позволит снизить коррупционные правонарушения. Оценка качества работы позволит определять потребность в переподготовке и повышении квалификации, а также будет служить одним из критериев продвижения по карьерной лестнице.

Программировать «слуг народа» на хороший результат будут с помощью института наставничества, поощрения и различных форм морального стимулирования.

Важным подспорьем в карьерном росте является ротация, которую проводят на системной основе по трем схемам: межуровневая, межрегиональная и межсекторальная, что обеспечивает приток профессиональных кадров как в центральные, так и местные исполнительные органы.

Если говорить об этической стороне вопроса, то здесь планируется перенять опыт развитых стран, интегрировав в отечественное законодательство европейский Кодекс поведения государственных служащих, состоящий из общих и ведомственных правил. В настоящее время в Казахстане сложилась трехуровневая система служебной этики государственных служащих, состоящая из Закона «О государственной службе», Кодекса чести государственных служащих и ведомственных правил служебной этики. Значительная часть предписаний первых двух документов направлена на предотвращение коррупционных преступлений. При этом правила этики в каждом госоргане свои и носят рекомендательно-декларативный характер. Так, помимо таких прописных истин — быть честным, дисциплинированным, скромным, вежливым, не допускать случаев подбора и расстановки кадров по признакам родства, землячества и личной преданности и прочее — пункты могут регламентировать внешний облик. К примеру, форма одежды — деловые костюмы, при этом мужчины должны носить короткие стрижки, всегда быть выбритыми. В одном из ведомств во внутренних этических правилах в свое время даже указывалось не ниже какой цены должен быть костюм, а женщинам вменялось носить украшения из драгоценных металлов и камней. Кстати, в российском Кодексе этики и служебного поведения государственных служащих конкретно оговорено, что внешний облик чиновника должен располагать граждан к власти. Он должен быть выбрит, чист, аккуратен в одежде. Желательно, чтобы носил костюм, но не возбраняются классические джинсы и свитера. Чиновник должен быть подтянутым и своим обликом не раздражать, а, наоборот, формировать положительный образ госслужащего.

Согласно существующей этике казахстанского служащего, высоким качеством казахстанского чиновника является «скромность, исключающая самодовольство, зазнайство, высокомерие». «Для государственного работника совершенно недопустимы чрезмерная самоуверенность, нетерпимость по отношению к товарищам, подчиненным и посетителям. Скромность в общественной и личной жизни — одно из важнейших требований нравственности современного чиновника».

К сожалению, далеко не все госслужащие придерживаются этих этических норм, зачастую забывая, что они «слуги народа», а не наоборот.

Дареному коню в зубы смотрят

В отличие от существующей редакции Кодекса чести новый Этический кодекс определяет четкие этические стандарты в деятельности госслужащих, включая антикоррупционные ограничения, конкретизирует и систематизирует поведение управленцев в конкретных обстоятельствах. Кроме того, внесены поправки по вопросам конфликта интересов. Конкретизирован перечень ситуаций, при которых возможно его наступление. Предполагается установить систему контроля соблюдения этических норм путем внедрения института уполномоченного по этике и возложения на руководителей госорганов персональной дисциплинарной или административной ответственности за необеспечение антикоррупционного «климата».

В новом Кодексе этики чиновники расписали поведение при получении подарков государственными служащими. Здесь интересен опыт Соединенных Штатов Америки. Так, служащий ни под каким предлогом не может прямо или косвенно выпрашивать или принимать подарки, которые предлагаются ему нежелательной стороной или в связи с занимаемой им должностью. Однако есть исключения. Так, запрет не действует, если стоимость «презента» не превышает 20 долларов. При этом от одного и того же лица служащему разрешается получать подарки, общая стоимость которых не превысит 50 долларов в год. В случае, если дарение производится в виде наличных денег, акций или облигаций, чиновник должен всегда отказываться от них вне зависимости от суммы. Также, если государственному служащему предлагается несколько подарков, к примеру, стоимостью в 18 и 15 долларов, то он должен выбрать любой из них. Разрешается получать подарки в качестве награды за бескорыстную службу или за особый вклад, общая стоимость которых не превышает 200 долларов. Если цена награды больше, то необходимо обратиться за специальным разрешением к сотруднику своей организации, занимающемуся вопросами деловой этики, и, получив его письменное разрешение, принять поощрение. Госслужащий может принять подарки в виде еды, жилья, транспорта и т.д. в случае, если он вовлечен в процесс политического управления или политических кампаний, финансируемых политическими партиями. Подобные правила действуют и в отношении презентов, вручаемых высшим должностным лицам США. Например, в 2003 году президент США Джордж Буш и его семья получили подарков в общей сложности на сумму 22 355 долларов. В их числе — лодочный причал, наборы клюшек и прочих принадлежностей для гольфа, несколько пар кроссовок, набор для барбекю (совместный презент сотрудников Белого дома). Согласно законодательству Соединенных Штатов, все дары иностранных политических и общественных деятелей (в том числе врученные членам семьи чиновников) являются собственностью государства. Обычно они хранятся в музеях и библиотеках. После ухода в отставку госслужащие могут сохранить наиболее полюбившиеся подарки, если согласятся заплатить за них.          

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру