Центральная Азия замерла в ожидании... войны?

За последнюю неделю ситуация в Сирии вышла на первый план в топ мировых новостей

Минувшая неделя совершенно изменила всю мировую политическую палитру Произошло все, казалось бы, внезапно, хотя и готовилось давно, и предположения были определенными.

За последнюю неделю ситуация в Сирии вышла на первый план в топ мировых новостей

На земле, в воздухе и в воображении

Бомбардировки российскими военно-космическими силами позиций «Исламского государства» (или ИГИЛ — первоначальное название «Исламское государство Ирака и Леванта»), которые, в отличие от аналогичных действий коалиции, возглавляемой США, наносят реальный ущерб террористическому интернационалу, вызвали неописуемый визг Запада и его ближневосточных союзников с требованиями прекратить авиаудары и в очередной раз показали его истинное лицо.

Возмущения действиями российских военных, наблюдаемые со стороны Штатов и их сателлитов, явно свидетельствуют о том, что вся эта «демократическая» коалиция на самом деле не заинтересована в уничтожении ИГИЛ. А поэтому придавать значение словам Барака Обамы о том, что это квазигосударство является «мировым злом номер один», не стоит. Ведь это самое зло воюет с армией сирийского президента Башара Асада, устранение которого на данном этапе является главной задачей США на Ближнем Востоке. Так кто же тогда «мировое зло номер один»?

Ну а поскольку физически в этой ситуации Штаты сделать ничего не могут (да и не хотят, похоже), то препятствуют этому с помощью старого проверенного метода — массированной лжи и дезинформации. Еще не успел взлететь первый российский самолет с военного аэродрома в Латакии, как в средствах массовой информации появилась масса сообщений о гибели мирных жителей в результате бомбовых ударов позиций ИГИЛ.

Однако это еще полбеды. Более важным, на наш взгляд, является то, что теперь западные СМИ пытаются придать образу этой крупнейшей на сегодняшний день террористической организации положительный оттенок. А ее действия представляют как демократический способ самоутверждения суннитов, которых якобы притесняет шиитское меньшинство. И поскольку подавляющее большинство мусульман России и стран постсоветского пространства исповедуют ислам суннитского толка, то ставка тут явно на то, чтобы вызвать у них сочувствие братьям по вере, которое должно повлечь за собой протестные движения и тем самым помешать уничтожению очередного проекта «западной демократии».

Однако не стоит думать, что контрмеры ограничатся лишь информационными атаками. США категорически не согласны с высказыванием российского министра иностранных дел Сергея Лаврова о том, что однополярного мира больше не существует, и будут делать все для удержания своей гегемонии. К примеру, ослабляя своего главного геополитического соперника через Центральную Азию. Этот регион, как известно, стараниями западных стратегов превратился в потенциально не менее взрывоопасный кусок планеты, нежели Ближний Восток.

Лето кончилось, но температура повышается

В воскресенье прошли парламентские выборы в Кыргызстане. Не будем говорить о результатах. Они хорошо известны. Интересно то, что к ним готовились все. Одни для того, чтобы использовать их для дестабилизации обстановки. Другие — чтобы это предотвратить. О том, что в день выборов спецслужбы ожидали активизации деструктивных сил, неоднократно говорили кыргызские политологи.

Ситуацию на этот раз удалось удержать под контролем. Но процессы, начавшиеся задолго до плебисцита, отнюдь не закончились. Более того, они продолжаются сейчас и преследуют все ту же известную цель. И дело здесь не только в Кыргызстане. Эта маленькая страна является частью большого региона, на котором сегодня сконцентрировалось внимание глобальных игроков.

Достаточно вспомнить недавнюю попытку государственного переворота в Таджикистане, который западные стратеги также рассматривают в качестве запала для взрыва всей Центральной Азии. А затем захват талибами афганского Кундуза.

— Наши парламентские выборы могут быть сорваны из-за ситуации, складывающейся в Таджикистане, — говорил незадолго до них кыргызский эксперт Марс Сариев. — А теперь информация к размышлению: по поступающим сведениям, губернатор Кундуза совершил предательство, сдав столицу провинции талибам, и сейчас уже отдыхает в Лондоне. Кстати, его маршрут пролегал через Душанбе, где он раннее гостил у родственников. Улавливаете намек? Неплохо бы вспомнить, что оплотом ОТО (объединенная таджикская оппозиция. — Авт.) во время таджикской гражданской войны был именно Кундуз. И сейчас там полно боевиков, не принявших мир по-рахмоновски. Таким образом, можно констатировать, что Кундуз является не местечковой разборкой, а проектом геополитических игроков. Чего следует ожидать? Резкого обострения на бадахшанском направлении. Вероятнее всего диверсионные группы Исламского движения Таджикистана, присягнувшего на верность ИГИЛ, будут направляться кураторами на прорыв в Ишкашим. Их уже ждут «коллеги» в Таджикистане. Так что, похоже, назрели все признаки гибридной войны. Дальше — уже по «баткенскому сценарию»: молниеносный выход к ферганскому треугольнику. Российская 201-я база ориентирована на угрозу на пянджском направлении. Необходимо срочно решать вопрос о массированном заслоне на бадахшанском участке. А у нас выборы...

Кундуз сдали без сопротивления

Тем временем, согласно сообщениям СМИ, Талибан уже присутствует в нескольких районах провинции, граничащей с Таджикистаном. В последний год талибам удавалось захватить два других районных центра, однако впоследствии их оттуда выбивали. Выбили их и из Кундуза. Тем не менее, эксперты констатируют факт, что за последние 14 лет взятие этого города стало крупнейшей победой Талибана. Хоть и ненадолго.

— Возникает ощущение, что Кабул намеренно сдает некоторые провинции Афганистана талибам, — говорит Марс Сариев. — Фактически талибы будут контролировать полстраны, но не трогать Кабул. Война против террора будет вестись дальше. США останутся в игре. Их присутствие не будет оспариваться другими странами. Если еще есть договоренности с кураторами ИГИЛ, то талибы не будут противодействовать его продвижению в соседние страны. Просто у меня все еще не укладывается в голове то, как можно было легко, без сопротивления, сдать Кундуз талибам и потом так же быстро отбить его. На сегодняшний день боевики уже вошли в Бадахшан. Пока еще афганский. А там уже рукой подать до таджикского.

По мнению эксперта, одновременно с радикальными методами Запад не отказывается и от дипломатических. В частности, во время недавней сессии Генеральной сессии ООН государственный секретарь США Джон Керри провел встречу с министрами иностранных дел центральноазиатских государств. Вот что по этому поводу сказал Марс Сариев:

— Полагаю, что такие переговоры сегодня нужны Вашингтону, чтобы не гармонизировать взаимоотношения со странами ЦА или Россией. Власти США хотят вбить клин между Москвой и государствами нашего региона, между Россией и Китаем. Сейчас с американской стороны идут активные попытки изолировать или точнее — удалить Россию из региона. Американцев не может устраивать вхождение Кыргызстана в ЕАЭС и желание Таджикистана также в него войти. В Вашингтоне понимают, что ЕАЭС как мощное экономическое объединение может переформатировать многие процессы в регионе. Ведь и Узбекистан, и Туркменистан тоже в перспективе могут присоединиться к интеграционным региональным процессам. И это не в интересах Запада. Отсюда и переговоры Джона Керри с министрами. При этом Вашингтон наглядно продемонстрировал, что ради достижения своей стратегической цели — международной и экономической изоляции России — он готов играть тысячами человеческих жизней.

Эксперт напомнил о действиях США по привлечению внимания к удостоенному американской премии осужденному правозащитнику Азимбеку Аскарову. По его мнению, этот человек должен был стать той самой искрой, от которой разгорелся бы большой пожар.

— Демонстративные действия американцев, связанные с награждением Аскарова специальной премией, имеют целью создание условий для провоцирования очередного раскола между кыргызским и узбекским населением и вероятной дальнейшей дестабилизации, возможно, и на региональном уровне, — говорит он. — Неслучайно мы видим такое повышенное и пристальное внимание к Аскарову со стороны ряда крупных западных НПО, которые заявляют, что готовы бороться за его освобождение. США рассчитывали, что дело Аскарова вызовет негативную реакцию узбекского населения, и таким образом хотели перетянуть их голоса на выборах в сторону прозападной оппозиции. Вполне вероятно, что это должно было быть ответом на денонсацию межправительственного соглашения. Действующие в нашей стране прозападные правозащитные организации всегда были инструментом воздействия и отстаивания интересов Вашингтона. Да еще и во время парламентских выборов. В этом плане ведь можно было разыграть сценарий столкновения элит. Не стоит забывать, что подобное послужило поводом для революции 2005 года, которая произошла после парламентских выборов.

Однако на этот раз все вроде бы обошлось. Ситуация остается под контролем. Но расслабляться все же не стоит.

Туркменский тормоз

Еще раз напомним, что под прицелом западных ястребов находится весь Центрально-Азиатский регион. И какое из государств окажется слабым звеном, остается только предполагать.

Вот что рассказал нам наш туркменский коллега, журналист Акмухамед Овлякулиев:

— Наша страна имеет более 700 километров общего рубежа с Афганистаном. С нами граничат пять афганских провинций, в четырех из которых уже прочно обосновались талибы. Время от времени с их стороны происходят провокации и нападения на наших пограничников. Наши власти, хоть и не афишируют это, пытаются адекватно реагировать на обострение обстановки и все последнее время занимаются укреплением границ. Президент Бердымухамедов недавно слетал в Кабул, где договорился со своим афганским коллегой о совместном противостоянии терроризму. Но можно ли надеяться на афганские официальные власти, которые, по сути, кроме Кабула, мало что контролируют. Нейтральный статус нашего государства, объявленный покойным Туркменбаши, не позволяет нам входить в организации типа ОДКБ. А это сегодня было бы очень кстати. Если, не дай бог, завтра произойдет вторжение, малочисленная туркменская армия будет испытывать большие проблемы в противостоянии закаленным в реальных боях террористам. Возможно, в этом случае президент Бердымухамедов рассчитывает, по примеру Башара Асада, обратиться за помощью к иностранным государствам. Но разумнее было бы до этого не доводить.

То, что дело «пахнет керосином», подтверждает и первый президент Афганистана генерал Абдул Рашид Дустум, который взял на себя руководство борьбой с террористами и лично руководит боевыми действиями афганской армии.

«Туркменистан не должен оставаться безучастным наблюдателем за тем, что происходит сегодня в приграничных провинциях соседнего Афганистана, — сказал он в интервью афганской телекомпании «Аина». — Поэтому я прошу его правительство внести свой вклад в общую борьбу с терроризмом. Война в Афганистане — это не только афганская проблема. Боевики и особенно иностранные наемники ставят целью распространить эту войну на страны Центральной Азии».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру