Безработные Германии готовы взяться за любую работу

Таков результат проведенной реформы

Последние события, связанные с наплывом беженцев в Германию, показали, что эта страна является одной из самых популярных для иммиграции. А как на самом деле обстоят в ней дела с трудовыми отношениями и с возможностью получать, например, пособия по безработице или отстоять свои права?

Таков результат проведенной реформы
Экономика Германии вновь стала расти, но это не избавляет ее от проблем

Очень спорный юбилей

У немцев юбилей — пособию по безработице под названием «Хартц четыре» исполнилось десять лет. Пакет законов о реформировании социальной системы Германии, принятый в свое время партией социал-демократов и «зелеными», считается одной из самых спорных реформ в истории страны. Бесспорно, в ней только одно — немцы соглашаются на какую угодно работу, потому что отказ от предложений по трудоустройству рано или поздно грозит переходом в получатели социального пособия, на которое разве что с голоду не умрешь.

Сторонники пакета законов, разработанных комиссией под руководством Петера Хартца, видят в нем чудо-средство, с помощью которого удалось побороть возрастающую безработицу. С 2005 по 2015 год число безработных снизилось с пяти до трех миллионов. За этот же период безработных получателей второго пособия по безработице стало на 800 тысяч меньше. Число трудящихся к концу прошлого года возросло до 43 миллионов.

По сравнению с остальными европейскими странами в Германии самый низкий уровень безработицы среди молодежи. Критики реформы интерпретируют статистические данные иначе — более шести миллионов жителей Германии все еще зависят от второго пособия по безработице. А это почти десять процентов населения.

Кстати, поясню, что такое второе пособие — если человек потерял работу, то год он получает пособие, составляющее около шестидесяти процентов от зарплаты, а потом переходит в статус получателя другого пособия, детища Петера Хартца, и пособие это существенно меньше.

Показатель бедности среди детей за прошедшие годы удвоился. Каждый третий безработный получает помощь от государства длительное время и считается почти безнадежным случаем в плане нахождения рабочего места. Каждому второму получателю пособия его платят более четырех лет.

Четвертый закон по модернизации рынка труда был последней частью реформы товарища Хартца. Закон вступил в силу в январе 2005 года. Предоставлявшаяся прежде социальная помощь была соединена с помощью для безработных — сумма последней немного превышала социальное пособие и трансформирована в базовое обеспечение для ищущих работу. Фактически же помощь для безработных тем самым отменили и выплаты ограничили уровнем социальной помощи.

Раньше безработные могли еще промежуточный период — пару лет — жить за счет получения помощи по безработице, которая не зависела от величины зарплаты. Сегодня же они после года получения первого пособия по безработице сразу же попадают в зависимость от «Хартц четыре».

Безработным можно стать и добровольно

А как можно внезапно стать безработным в Германии?

Продавец в продуктовом магазине был уволен за воровство старого киви. Офисный работник стал безработным из-за того, что позволял себе просмотр непристойных видеозаписей в кабинете. Его коллега поплатился за то, что играл в офисе в азартные игры. Все это — реальные ситуации, о которых можно узнать из немецкой прессы. Неужели всякий проступок может привести к увольнению?

Можно сказать, что в Германии отсутствует Трудовой кодекс. О собственных обязанностях и правах сотрудники могут узнать из Гражданского кодекса, а также закона, который гарантирует защиту от необоснованных увольнений. Вот только он способен защитить тех, кто трудился на предприятии более полугода и лишь в той ситуации, если коллектив насчитывал больше 10 человек.

Чтобы уволить такого работника, начальству потребуется серьезный аргумент. Эксперты выделяют несколько главных причин увольнения. К примеру, изменение рабочих требований организации (реструктуризация, вызванная финансовым кризисом, переход на другие технологические стандарты). Кроме того, вескими основаниями для расторжения договора считаются непристойное поведение сотрудника, его профессиональные и личностные качества. Среди кандидатов на «вылет» также можно рассматривать тех, кто часто болеет, использует интернет в личных целях, злоупотребляет телефонными разговорами, ругается с коллегами и т.п.

До того как попрощаться с плохим работником, начальник должен сделать ему предупреждение, где подробно распишет все нарушения. Если поведение сотрудника не меняется, то за предупреждением неминуемо последует увольнение. Сообщать о нем нужно заранее (не менее чем за две недели).

Но есть и, так сказать, добровольные безработные. Это те, кто захотел сменить место работы, но по каким-то причинам не смог быстро устроиться вновь. Например, по результатам совсем недавнего опроса, который проводился немецкими газетами, поменять фирму в текущем году пожелал каждый пятый житель Германии. Что касается причин такого решения, то все они являются стандартными: невысокая заработная плата, недостаточная оценка рабочих заслуг со стороны руководства, отсутствие карьерного роста, недружелюбный персонал и пр.

В результате почти четверть из этих людей в силу обстоятельств вынуждена была идти на биржу труда.

Так вот, Петер Хартц, предложивший ввести второе пособие, полагает, что благодаря этому удастся снизить безработицу.

Противники реформы находят, что она привела к буму сектора низких зарплат. В действительности же очень сложно сказать, какую роль сыграла реформа в развитии того и другого процесса. Лично я думаю, что на снижение безработицы прежде всего повлияло благоприятное экономическое развитие до и после финансового кризиса. А вектор низких зарплат возник еще в 1990-х годах и после введения реформы умеренно вырос.

Разделение на бедных и богатых обострилось

Нюрнбергский институт исследования рынка труда и профессий, являющийся научным отделом Федерального ведомства по труду, очень осторожно подводит итоги реформы. Его сотрудники считают, что понижение уровня безработицы по меньшей мере частично объясняется реформированием рынка труда прошлых лет. Однако свою лепту внес также экономический подъем 2006-2008 годов.

Университет в Ольденбурге в результате проведенных исследований пришел к выводу, что подъем занятости до 2008 года произошел бы и без реформы товарища Хартца.

Но один эффект, вне сомнений, все-таки наблюдается. Реформа привела к тому, что безработные теперь проявляют большую готовность устроиться на менее оплачиваемую и менее квалифицированную работу.

Институт исследования рынка труда и профессий добавляет, что одна из главных целей реформы — повысить готовность безработных к компромиссу, а тем самым и шансы трудоустроиться — была достигнута.

Правда, как раз в этом критики реформы видят ее теневую сторону. Давление на безработных сильно возросло из-за применения штрафных санкций и ужесточения правил о посильном труде.

Таким образом, безработных вынуждают принять предложение о работе, даже если она плохо оплачивается и социально плохо защищена.

Многие получатели «Хартц четыре» попадают в заколдованный круг: безработица, занятость на фирме, предоставляющей работников напрокат, временная и низкооплачиваемая работа и снова второе пособие по безработице. Тому, кто попал в этот круг, трудно из него вырваться.

Особенно сложно это сделать долголетним безработным. Их число на протяжении нескольких лет неизменно составляет миллион.

Тот, кому удается устроиться на работу, очень часто по прошествии некоторого времени возвращается в ряды получателей пособия.

Немецкое объединение профсоюзов подсчитало, что примерно половина трудоустроенных самое позднее через полгода становится клиентами ведомства по труду. Полное освобождение от зависимости от государственной помощи для многих недостижимо.

Поэтому кельнский политолог Кристоф Буттервеге, один из самых яростных критиков закона Петера Хартца, говорит о губительных последствиях реформы. Обещанный принцип «поощрять и требовать», по его мнению, не нашел применения. Усилилось только давление, оказываемое на безработных. Для их поощрения в плане трудоустройства делается слишком мало. Разделение на бедных и богатых обострилось, из получателей второго пособия по безработице образовался целый слой населения, который социально обособлен.

Вместо того, чтобы показывать пальцем на безработных, считает политолог, вместо того, чтобы обвинять их в том, что они сами виноваты в сложившейся ситуации, надо улучшить работу по трудоустройству и обслуживанию безработных.

Государство вполне может снизить налоги

В Германии, между тем, вновь набирает силу экономический подъем — к такому выводу пришли восемь ведущих немецких, австрийских и швейцарских научно-исследовательских институтов, два раза в год готовящих для правительства ФРГ аналитические доклады о состоянии и перспективах национальной, европейской и мировой экономики. В своем весеннем докладе, опубликованном в Берлине в апреле, эксперты резко повысили прогноз роста германского валового внутреннего продукта (ВВП) на 2015 год: с 1,2 до 2,1 процента.

Любопытно, что ученые намного оптимистичнее правительства, которое официально пока исходит из 1,5 процента. В докладе отмечается, что экономический подъем приведет к дальнейшему снижению уровня безработицы. Если в 2014 году он составлял 6,7 процента, то в нынешнем опустится до 6,3, а в 2016-м — до 5,9 процента. Одновременно занятость превысит 43 миллиона человек и тем самым достигнет новых рекордных высот.

Ученые указывают также на значительный рост зарплат в Германии. Должна сказать, что на этом пункте лично я саркастически усмехаюсь. Но, возможно, ученым ведомо больше, чем мне, уровень зарплаты которой не меняется уже пару лет.

Благодаря хорошему состоянию рынка труда, а также подешевевшим энергоносителям именно внутреннее потребление останется основным мотором экономики Германии, уверены ученые.

Чтобы придать дополнительные импульсы экономической динамике, правящей коалиции из христианских демократов и социал-демократов следует, по мнению авторов доклада, взяться за реформу подоходного налога и уменьшить фискальное бремя на население, особенно на людей с низкими и средними доходами. В условиях ожидаемого многомиллиардного профицита госбюджета государство может позволить себе пойти на снижение налогов, убеждены ученые.

Поживем — увидим.

Пока же более-менее ясно одно — среди рисков, угрожающих немецкой и мировой экономике, в докладе называются предстоящее повышение процентных ставок в США, замедление темпов роста экономики Китая, конфликты между Россией и Украиной и в арабском регионе. Вновь обостряющиеся финансовые проблемы Греции тоже представляют существенный риск для конъюнктуры в Европе.

Эксперты восьми институтов весьма критически высказываются о проводимой Европейским центральным банком (ЕЦБ) политике сверхдешевых денег. Нельзя исключить, что при длительной экспансивной денежной политике возникнут мыльные пузыри на рынках акций. Такая опасность имеется и на рынке недвижимости, подчеркивается в докладе. Правда, в принципе ученые считают реализуемую с начала этого года программу ЕЦБ по покупке государственных облигаций стран еврозоны приемлемым средством для борьбы с угрозой дефляции.

В то же время они предупреждают: «Покупка государственных облигаций европейской системой центральных банков ведет к существенным рискам для финансовой стабильности и для стабильности общественных финансов в европространстве». К тому же эта программа мешает тому, чтобы рынок капитала наказывал страны с плохой финансовой дисциплиной, требуя от них выпуска облигаций с более высокой доходностью.

«Это создает ложную мотивацию, — предупреждают авторы доклада, — поскольку государства из-за низких процентных ставок могут пойти на дальнейшее увеличение своей задолженности».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру