В РК сократилась численность «тюремного населения»

Таков результат гуманизации уголовного законодательства, ряду реформ и амнистиям

Но этого, по мнению правозащитников и властей, явно недостаточно. Основным видом наказания по-прежнему остается лишение свободы, к которому приговариваются две трети осужденных 

Таков результат гуманизации уголовного законодательства, ряду реформ и амнистиям

 В 1990-х годах, несмотря на две проведенные в этот период амнистии, наша страна занимала «непочетное» третье место после США и России по индексу тюремного населения. В прошлом году впервые за долгое время в местах не столь отдаленных находилось меньше 48 тысяч человек. На конец 2014 года на 100 тысяч граждан приходилось 275 осужденных (в 2013 году — 290 на 100 тысяч). Таким образом, Казахстан занял 31-е место в мире по числу обитателей тюрем.

Однако этот показатель в два раза больше, чем в развитых европейских странах. По международным стандартам уголовное правосудие можно считать организованным должным образом только при соотношении не более 150 заключенных на 100 тысяч граждан.

Сегодня в стране реализуется концепция «10 мер по снижению тюремного населения». Однако основным видом наказания по-прежнему остается лишение свободы, к которому приговариваются две трети осужденных. При этом срок тюремного заключения в среднем составляет около 8,5 года, а, по данным Penal Reform International, даже пяти лет тюремной жизни достаточно, чтобы утратить навыки жизни в обществе.

Доля применения общественных, исправительных работ и штрафов в нашей стране исчисляется всего парой-тройкой процентов, иногда не достигая даже одного процента. Крайне редко подозреваемых отпускают под залог или личное поручительство, либо заменяют пребывание в СИЗО домашним арестом.

Количество освободившихся из колоний осужденных увеличилось в Казахстане более чем в три раза с начала 2015 года в связи с применением нового уголовного законодательства. Так, из 6148 человек, которые уже с начала года были освобождены из мест лишения свободы, 3855 освободились с применением условно-досрочного освобождения и замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Для сравнения: в прошлом году показатель по этим двум видам освобождения составлял всего 1900 человек. В целом ежегодно из исправительных учреждений освобождается примерно от 9 до 11 тысяч человек.

С начала года судами рассмотрено более 7200 материалов, по результатам которых освобождены из мест лишения свободы около 200 человек, сокращен срок наказания почти 700 осужденным. В рамках реализации нового уголовно-исполнительного законодательства одним из способов сокращения численности спецконтингента является применение наказаний, альтернативных лишению свободы — штрафов, общественных, исправительных работ и т.д.

Новым Уголовным кодексом предусматривается расширение круга лиц, подлежащих условно-досрочному освобождению (УДО). К примеру, введена норма, при которой осужденный в случае полного возмещения им ущерба, причиненного преступлением, при положительной характеристике и при отбытии установленной части срока наказания освобождается досрочно.

Также предусматриваются более ранние сроки возможного УДО беременным женщинам, матерям, имеющим малолетних детей, мужчинам, воспитывающим в одиночку малолетних детей. Нет особых намерений держать за решеткой пенсионеров.

Другая мера, призванная сократить число арестованных, — это электронные браслеты, активно используемые более чем в 60 странах мира. МВД планирует начать их внедрение уже в 2016 году, и, по подсчетам специалистов, на первоначальном этапе браслетов понадобится пять тысяч.

Окончательная стоимость проекта будет известна после прохождения соответствующих экспертиз. Но уже сейчас называются предварительные цифры — 70 миллиардов тенге. Повсеместное внедрение системы электронных браслетов для осужденных планируется в Казахстане в 2018 году.

Помимо имиджа «гуманной страны» данные меры носят экономический характер. Содержать заключенных накладно: в год государство тратит более 610 тысяч тенге на одного «сидельца». А за 10 лет расходы на пенитенциарную систему в стране выросли в 4,5 раза.

«Тюремная экономика» не окупает и половины расходов на содержание казахстанских заключенных. При этом условия содержания осужденных в Казахстане считаются неплохими. Во всяком случае, как утверждал первый заместитель генерального прокурора Иоган Меркель, многие иностранцы, осужденные в нашей стране, не хотят возвращаться в родные пенаты для дальнейшего отбывания наказания.

Немаловажно, что наша исправительная система, как это ни печально, никого не исправляет: тюрьмы — это своего рода фабрики преступности, которые распространяют криминальную субкультуру далеко за пределы колоний. И чем дольше человек находится за колючей проволокой, тем меньше шансов на то, что на свободе он сможет вернуться к честной жизни.

Хотя чиновники занимаются дальнейшей адаптацией осужденных, эта работа не дает пока успешных результатов. В первую очередь из-за несовершенства законодательных норм. В программе развития уголовно-исполнительной системы предусмотрено функционирование в каждой области республики центров по социальной адаптации осужденных. Однако на сегодняшний день такие центры имеются лишь в Павлодаре — с полным пребыванием и в Шымкенте — с дневным пребыванием.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру