Через 7 лет в Казахстане появится сеть платных автобанов

Но кто-то все же надеется, что есть еще шанс проскочить по новой дороге не «отчехляя».

Инициаторы платных дорог указывают на мировую практику, ставя в пример Европу — ведь там же ездят... Однако уместно ли такое сравнение? 

Но кто-то все же надеется, что есть еще шанс проскочить по новой дороге не «отчехляя».

Альтернатива есть? Альтернативы нет!

Есть Закон РК «Об автомобильных дорогах», а в нем статья 5-1, которая гласит: «В решении об использовании автомобильной дороги на платной основе должны быть указаны: 1) начальный и конечный пункты с возможностью проезда по другой существующей альтернативной дороге…».

И действительно, выбор вроде бы есть. Например, в Капшагай предложено ездить по маршруту Алматы — Курты — Капшагай — путь довольно романтичный. Правда, на сто километров длиннее платного и привычного. Следовательно, и топлива уйдет, по самым скромным подсчетам, на 10 литров больше, что на сегодняшний день в денежном эквиваленте равняется сумме 1080 тенге.

При этом стоимость проезда по более короткому автобану составляет 1 тенге за километр, то есть общая плата за проезд до Капшагая составит примерно 60 тенге. Получается, что в конечном итоге водителю в десятки раз дешевле проехать по автобану, чем пользоваться предложенной альтернативой.

Что же касается других платных дорог (Астана — Павлодар, Шымкент — Кызылорда и Астана — Атбасар), то тут платные дороги можно назвать и вовсе безальтернативными. Инициаторы платных дорог указывают на мировую практику, ставя в пример Европу — ведь там же ездят... Однако справедливо будет сказать, что структуры наших и европейских дорог несопоставимы. Ведь сеть их дорог настолько хорошо и плотно развита, что альтернативные автобанам дороги проходят практически через бордюр.

У нас же в силу географической разбросанности и отдаленности областных центров связующие нити, как правило, проложены в единственном экземпляре. Кстати, «заценить» планируют около семи тысяч километров дорог из тех 23,6 тысячи, которые сейчас имеются. Выходит, альтернативы нет, если не считать грунтовые дороги, которые вряд ли можно назвать трассами республиканского значения.

Кстати, если обратить внимание на строительство автобана Алматы — Капшагай, становится не совсем понятно, зачем нужно было его «стелить» поверх старой дороги. Неужели нельзя было проложить автобан параллельно? Ведь все равно старое полотно не просто сняли, а «сбрили» вместе со слоем земли. Пусть известная всем дорога и была не в самом лучшем состоянии, но, по крайней мере, у водителей был бы выбор. Вероятно, ответ кроется в планах на будущее, а они, с одной стороны, весьма предсказуемы, с другой — необъяснимы…

Платить все равно придется. Но кому?

На этот вопрос сейчас не сможет дать ответа ни один чиновник, поскольку и сам этого не знает. Кому выпадет прерогатива «рубить капусту» на автобанах, сейчас еще решается. Но «разминочным» плацем можно назвать Большую Алматинскую кольцевую автодорогу (БАКАД). Вероятно, этот проект можно назвать некой проекцией того, что нас ожидает в будущем.

А выглядит это так. Смотреть за новой дорогой будет частная компания. Да… именно так, несмотря на то, что все автодороги строятся на средства госбюджета, «кассирами» хотят сделать именно частников. Такая вот концессионная история началась вокруг вкусной темы платной дороги еще весной. Тогда на первом этапе конкурса на право «смотреть за дорогой» часть участников отсеяли, уступив дорогу во второй тур «избранным».

В число счастливчиков вошли: консорциум Vinci-BI Group в составе Concessoc 21 и Concessoc 9 (Vinci, Франция) и BI3P Projects (BI Group, Казахстан); консорциум Corsan-Corviam Construccion S.A. (Испания), GulsanInsaat Sanayi Turizm Nakliyat Ve Ticaret (Турция), EgisInvestment Partners (Франция); консорциум CITIC Construction (КНР) и KazStroyService (Казахстан).

Чтобы узнать название победителя, долго ждать не придется, и уже в середине сентября этого года должны определить, так сказать, лучшего из лучших, кому и выпадет честь собирать средства за право проехать по государственной магистрали.

В теории плата снимается за возможность проехаться по новенькому автобану с высокой скоростью (ограничение на такой магистрали — 140 километров в час) и с небывалым для казахстанских дорог комфортом. Также в графу расходов входит содержание трассы и ее освещения. Ну и, наверное, украшение или еще какие-нибудь атрибуты надлежащего состояния.

Но как эта ситуация выглядит в реальности? Ведь, по сути, дорогу строило государство, а «сливки» уйдут в карманы неких бизнесменов. Судя по действующему автобану Астана — Щучинск, эта артерия приносит кругленькую сумму — за прошлый год через терминалы оплаты прошло больше миллиарда тенге.

Так ли это много на самом деле? Ведь, если сопоставить такую сумму с затратами на строительство дороги, становится очевидным, что не «сливки» это, а, скорее, «недоеденные крохи со стола». Мы провели журналистское исследование этой темы вместе с коллегами из газеты «Новое поколение».

В материале под заголовком «Дорога как приложение к шлагбауму», номер 66 (1295) за этот год, были приведены цифры, которые говорят сами за себя: эта трасса неокупаема, по крайней мере, в обозримом будущем. Посудите сами: автобан Астана — Щучинск обошелся в 115 миллиардов тенге, при этом среднесуточный сбор от автотрассы составляет около трех миллионов тенге. Путем простого сложения становится очевидным, что при таком взимании платы вложенные средства вернутся лишь через сотню лет, по крайней мере, при существующих тарифах.

У нас после наших изысканий и подсчетов сложилось мнение, с которым, наверное, сложно не согласиться: есть четкое задание — любыми способами отдать дороги на концессию. Вот и придумали такую вот, на наш взгляд, не самую рациональную для государства схему — на строительство платных дорог средства идут из бюджета, а все расходы на содержание и сбор средств за проезд поручают частному партнеру.

Но есть ли в этом необходимость и коммерческая выгода государству? Так совпало или, может быть, чиновники и впрямь привыкли начинать день с чашки горячего кофе и чтения утренней прессы, но в день выхода данного материала, а было это неделю тому назад, один из слуг народа сделал весьма любопытное, ласкающее слух рядового водителя предложение.

На заседании комиссий фракции партии «Нур Отан» Женис Касымбек, заместитель министра по инвестициям и развитию РК, выдвинул предложение: «Вопрос по платным дорогам сегодня не поднимали, но я хотел небольшое заявление сделать. У нас, наверное, поменяется. Мы на примере работы платного автобана Астана — Боровое видим, что 80-85 процентов доходов по платности — это грузовые машины и автобусы. Мы приходим к мысли, что, возможно, для легковых машин в будущем на платные дороги мы не будем устанавливать цены. Они будут идти бесплатно. Будем брать только с грузовых машин».

«Я думаю, это было бы логично. Если депутаты нас в следующей сессии поддержат, мы могли бы внести в закон соответствующие изменения», — добавил г-н Касымбек.

Получается, все-таки есть надежда на светлое, точнее, бесплатное будущее у нас, скромных водителей легкового транспорта? Но! Слова вице-министра справедливо рождают ряд других вопросов. Когда состоится эта «следующая сессия», на которой будет озвучена тема? Сколько времени должно пройти, чтобы эту поправку внесли в законодательство?

Это всего лишь мысль… Но очень светлая и позитивная

С этими вопросами «Московский комсомолец» обратился в Министерство по инвестициям и развитию РК (МИР РК).

Поскольку на подготовку и отправку (получение) официального запроса (ответа) не оставалось времени, в пресс-службе МИР РК дали разъяснение в неофициальной, так сказать, устной форме, и вот такой мы поучили ответ: «Выступление Ж. Касымбека — это было лишь предложение, которое должно пройти еще множество обсуждений, согласований и прочих надлежащих процедур, прежде чем будет озвучено депутатскому корпусу».

Мысль конечно хорошая, сказал нам наш собеседник из ведомства г-на Касымбека, но пока ею (то есть мыслью) и остается. О временных же рамках принятия решения на этом этапе тоже сложно судить. На реализацию мысли во что-то осязаемое может уйти полгода, а может, и год. А может…

Кроме того, у этого предложения есть и обратная сторона — представители грузового транспорта могут справедливо возмутиться: «Чем мы хуже других?!». Вот и получается, что даже благая мысль рождает больше вопросов, чем дает ответов. В свою очередь, водителям легкового транспорта остается уповать на то, что это новшество удастся «протолкнуть» в правительство, и тогда, вероятно, автобаны будут трассами восхищения, а не возмущения.

Ну а пока, судя по отзывам из различных источников, единственный автобан в стране не только собирает перед въездом часовые пробки, но и снимает плату за проезд по «настроению», начисляя за один и тот же отрезок пути одним большую сумму, другим — меньшую. Что тоже вызывает вопросы, на которые пока никто отвечать не собирается. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру