Не знающий прошлого не имеет будущего
По сути это означает напрочь стереть из памяти то, что для всех народов бывшего СССР эта война была воистину Великой и Отечественной. И Победа в ней была тоже Великой.
Налицо заданный тренд, в котором отчетливо просматриваются направления и методологии зарубежных (читай — западных) исторических, но правильнее было бы сказать — политических исследований, в которых ставится под сомнение характер Великой Отечественной войны как справедливой, освободительной, настойчиво формируется образ войны «двух тоталитарных режимов», а советский солдат представляется «оккупантом» и «насильником».
Кто-то упорно пытается стереть в наших сердцах генетическую память о доблести советских воинов и добытой ими Победе. И если он это делает, значит, это ему нужно, и он не отступится. Поскольку именно общая Победа в значительной мере сплачивает народы, некогда жившие в одной могучей и большой стране.
К счастью, пока из народной памяти невозможно удалить такие понятия, как «Битва за Москву», «Блокада Ленинграда», «Сталинград», «Хатынь» или «Курская дуга». Но если это не защищать и позволить приверженцам «новой» историографии и дальше «развенчивать миф» о победе народов СССР над фашистской Германией, то уже ближайшие поколения перестанут придавать этому какое-либо значение и примутся возвеличивать чужих героев. Так как объектом всей этой работы является именно молодежь.
Наибольший успех такие методы «демократизации» общественного сознания возымели в прибалтийских странах и на Украине, где на сегодняшний день в процессе борьбы «за европейское будущее» уничтожена большая часть братских могил советских солдат, сносятся памятники и возносятся образы Бандеры и Шухевича как истинных героев народа. Попытки инициировать нечто подобное предпринимались и в Казахстане. В качестве примера можно вспомнить недавний скандал с одним из «национал-патриотических» журналов, который попробовал навязать читателям положительный образ Гитлера.
— Это была не наша война! — кричат в демонстративном порыве любви к народу националисты. — И незачем было казахам в ней воевать!
Вместо резкого ответа на подобные реплики приведем цитату из воспоминаний народного поэта Дагестана Расула Гамзатова: «Был у меня знаменитый друг, дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан. Отец у него дагестанец, а мать — татарка. Дагестанцы считают его своим героем, а татары — своим. «Чей же ты?» — спросил я его однажды. «Я герой не татарский и не лакский, — ответил Амет-Хан. — Я — Герой Советского Союза. А чей сын? Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга?».
Чтобы помнили
Достойным примером бережного отношения к памяти о Великой Победе является Беларусь. Там, в отличие от других бывших советских республик, в которых каждое новое поколение испытывает все меньше пиетета к жертвам жесточайшей войны в истории человечества, такой тенденции нет и не предвидится. В Беларуси даже улицы в деревнях и сейчас остаются не асфальтированными только потому, что на них снимают фильмы о войне. Чтобы люди помнили. Потому что, как только забудут, грянет новая война. Еще более жестокая и беспощадная. Попытки ее разжигания сегодня видны невооруженным глазом.
Если говорить об этой по-прежнему братской нам республике, то всю тяжесть военных лет она испытала на себе едва ли не больше других. Наверное, поэтому западная информационно-пропагандистская машина, работающая на уничтожение народной памяти, в Беларуси ударилась о твердую и непреодолимую стену. Тех, кто лежит в братских могилах, что почти у каждой белорусской деревни, их жители не делят на национальности. Для них все они — советские воины, спасшие Родину от фашизма. В этом лично убедилась жительница города Талгар Алматинской области Жанна Камзина.
Ее родной дед Калиаскар Раисов ушел на войну в марте 1942 года из рудника Кызыл Самарского района Восточно-Казахстанской области. В «Книге памяти», что сегодня хранится в областном военкомате, напротив фамилии лишь сухая запись: пропал без вести.
Если бы не всемогущий интернет, возможно, эта запись так и осталась бы на века. Но «паутина» предоставляет поистине неограниченные возможности. Неравнодушные люди в России создали специальный сайт, куда стекается вся информация, добываемая поисковыми отрядами, благодаря чему большое количество людей узнало и продолжает узнавать об участи своих родных, чья судьба до недавних пор оставалась неизвестной.
— В попытках найти следы дедушки, мы обращались в разные инстанции, — рассказывает Жанна. — В том числе и в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. Все без успеха. Но как-то раз мой брат, копаясь в интернете, нашел информацию о том, что в деревне Липень Осиповичского района Могилевской области Республики Беларусь есть братская могила, в которой похоронен Раисов К. Чтобы убедиться в том, что это наш дедушка, мы написали письмо в Управление по увековечению памяти защитников Отечества при Министерстве обороны Республики Беларусь. Вскоре пришел ответ: в могиле похоронен Раисов Калин (его так называли однополчане), 1916 года рождения. Воевал в 211-м партизанском отряде. Погиб в 1943-м (по другим данным, в 1944-м. — Авт.) году. О том, как он попал в отряд, сведений нет. Но в том, что это наш дед, сомнений не оставалось.
Жанна и ее мама — дочь погибшего партизана — приняли решение ехать.
Оказалось, что в Беларуси есть казахская диаспора. Только в одном Минске проживает около полутора тысяч казахов. Знакомые предоставили контакты председателя диаспоры Валерия Кожаназарова, который охотно отозвался и оказал всю необходимую помощь. Со своей стороны помог и военный комиссар Осиповичского района подполковник Николай Гоман.
— Валерий Турсунбаевич встретил нас на вокзале и на своем автомобиле провез по местам, где есть братские могилы, среди которых мы нашли ту, где похоронен дедушка, — продолжает Жанна. — Кроме него в ней лежат тринадцать известных и четырнадцать неизвестных бойцов. Жители деревни Липень, где она находится, аккуратно и бережно ухаживают за захоронением. У памятника всегда свежие венки, а территория вокруг содержится в идеальной чистоте.
Узнав о том, что приехали родные одного из похороненных в их деревне бойцов, сельчане вышли навстречу.
— Председатель сельсовета Лиходиевская Жанна Владимировна, ее свекровь Валентина Андреевна, директор местной школы Курильчик Жанна Ивановна — все плакали у могилы вместе с нами. Преподаватель истории из школы деревни Вязовница, что в нескольких километрах по соседству, Хольцова Тамара Степановна рассказала о том, как воевали партизаны. Встретили нас очень тепло. Валентина Андреевна пригласила к себе в дом, накрыла стол. Затем показали место, где фашисты сожгли 667 человек — практически всех жителей деревни. Когда видишь такие места по телевизору, ощущения одни. Но, когда находишься непосредственно там — это совсем другое. Без преувеличения — мурашки по коже. Как рассказала Тамара Степановна, к тому месту, где мы стояли, партизаны опоздали на два часа. Поскольку они находились далеко в лесу, информация о том, что фашисты заперли людей в хлеву и намереваются сжечь, до них дошла поздно.
Спасибо деду за Победу
Гостям из Казахстана показали небольшой местный «Музей боевой и трудовой славы», а в нем книгу, где описан последний бой Калиаскара Раисова.
В Беларуси воевали и погибли много казахстанцев. И, по словам Жанны, представители местной казахской диаспоры готовы оказать посильную помощь тем, кто приедет в поисках мест захоронений своих родных. Для жителей Беларуси все, что связано с войной, глубоко свято.
— Маме было три месяца, когда дедушка ушел на войну, — продолжила Жанна. — По рассказам прабабушки — дедушкиной тещи, он перед уходом держал дочь на руках, а затем, передавая ее, сказал: «Если вернусь, заберу. Если нет, воспитайте сами».
Из книги памяти музея деревни Липень: «24.06.1944 года по дороге Свислочь — Осиповичи партизанским отрядом в количестве 90 человек во главе с командиром отряда Борозна была сделана засада. Примерно в 14 часов по дороге показался мотоцикл, а за ним шесть автомашин, в которых, как выяснилось, ехали 180 немцев. Не доезжая 200 метров до места засады, мотоцикл остановился и начал подавать сигналы. Немцы с машин начали стрелять. Ждать больше было нечего. По команде был открыт огонь из 10 пулеметов, двух минометов и винтовок по мотоциклу и автомашинам. В одно мгновение свалились мотоцикл и три автомашины. Немцы начали выпрыгивать с машин, залегли в кюветы и начали вести ответный огонь. Атака с дружным «ура» смяла противника и обратила его в бегство. Партизаны быстро достигли автомашин, продолжая гнать противника.
В результате боя были разбиты шесть автомашин, один мотоцикл, убиты и ранены 26 немцев при своих потерях четыре человека убитыми и восемь ранеными, в том числе и командир отряда Борозна.
В этом бою особо отличились командир взвода коммунист Трубицын Г.В., который быстрым изменением позиции предотвратил обходный маневр противника, командиры отделений Исаченко и Аришев, партизаны-пулеметчики Протопопов Н., Кравченко И.А., Бородин и Раисов. Они первыми достигли автомашин, своим огнем подавили огонь противника и обеспечили вынос из боя раненых. В этом бою погибли пулеметчики Кравченко И.А. и Раисов К.».
— Когда мы уезжали, нас провожала вся деревня, — завершает свой рассказ Жанна. — Бывший учитель истории Корешков Феликс Аркадиевич прочитал свои стихи, которые посвятил павшим воинам. Нас фотографировали и просили поделиться для своего музея любой информацией, которую мы найдем о дедушке, сказав, что обязательно будут рассказывать о нем школьникам. Позже я им отправила его фотографию. У нас в Талгаре тоже есть памятник воинам, погибшим в Великой Отечественной войне. Ежегодно на протяжении многих лет 9 Мая моя мама возлагает к нему цветы, говоря, что, возможно, где-то кто-то положит цветы и на могилу ее отца. Так оно и вышло.