Дамы опережают кавалеров

Эпоха матриархата еще не наступила, но признаки ее уже есть

Современная женщина живет на трех скоростях: быстро, быстрее и еще быстрее. И так почти до нервного срыва. Однако, когда до него остается совсем чуть-чуть, она снижает темп и избегает эмоциональной аварии. 

Эпоха матриархата еще не наступила, но признаки ее уже есть

Женская дорога не от печи до порога, а намного дальше

Правда, у некоторых это не всегда получается. Все-таки слабым полом их называют не просто так. Но в основном надо признать, что дамы все реже проявляют слабость и с каждым годом отвоевывают у мужчин все больше жизненного пространства.

Современные мужчины хоть и не такие брутальные, как раньше, но и мягкотелыми их все же не назвать. Мужское эго скрыто присутствует везде, где в силу тех или иных причин пересекаются два Инь и Ян. И, если джентльмен дома моет полы, заплетает косички дочурке или варит пельмени, это еще ни о чем «таком» не говорит. Хотя на вопрос о гендерном равенстве большинство из них будут отвечать, что таковое уже достигнуто.

Более того, обвинить в феминизме сложно даже самих женщин. Если дама успешная и преуспевающая, называть ее феминисткой тоже не стоит. Она не феминистка и не антифеминистка. Она даже не задумывается над тем, что это такое. У нее нет детей, или есть один ребенок «для себя», который абсолютно не мешает ей вести привычно-деловой образ жизни.

Или же она остается не обремененной проблемами по уходу за ребенком, удачно адаптирована в условиях патриархата, где-то в глубине души считая, что все бабы дуры, а она, будучи красивой и умной, успешно находит общий язык с мужчинами, а кое-где даже превосходит их.

Надо сказать, что образ современной деловой женщины сформировался достаточно быстро в последние двадцать с лишним лет. А до этого, что во времена НЭПа, что в годы развитого социализма, женщина оставалась исключительно хранительницей домашнего очага и главным воспитателем детей. Подобный образ сознательно поддерживался государственной пропагандой. Но так было не всегда.

Пролистывая подшивку старой советской периодической печати, что осталась далеко не во всех библиотеках, невольно погружаешься в историю формирования и эволюции женского образа в зависимости от политических условий того или иного периода.

В послереволюционное время, например, весьма популярным был образ Анки-пулеметчицы в ватных штанах, сапогах, кожаной тужурке и красной косынке, обмотанной пулеметной лентой и с наганом за поясом. Позже ей на смену пришла комсомолка, тоже в красной косынке, ударно трудившаяся на всесоюзной стройке по возведению Днепрогэса или Саяно-Шушенской электростанции.

Однако уже к середине тридцатых на страницах советских женских журналов стали прослеживаться некоторые изменения в представлении женственности. В условиях успешно запущенного механизма индустриализации актуальным стал вопрос увеличения рождаемости. Образ женщины с тех пор стал неразлучным с образом матери, главными обязанностями которой стали рождение и воспитание детей. А ближе к сороковым, когда запахло войной, появился лозунг: «Семья — ячейка общества!».

Вдобавок к этому вышло Постановление Совета народных комиссаров от 27 июня 1936 года, запретившее аборты, увеличившее материнские пособия и заметно усложнившее процедуру супружеского развода. Одновременно с этим на последних полосах журналов появились «модные» рубрики, в которых давались советы по перешиванию старых платьев, кулинарии, здоровью и воспитанию детей.

Появилась «Советская женщина»

Затем грянула Великая Отечественная. На первый план выступил образ, подчеркивающий супружескую верность, самоотверженность и готовность к самопожертвованию, образ «боевой подруги» и «защитницы отечества», а также ударной труженицы тыла, перевыполняющей план на фоне лозунга «Все для фронта, все для Победы!».

А потом, когда страна столкнулась с колоссальными людскими потерями, государственная агитация вновь произвела акцент на деторождении. В периодической печати был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства». Были произведены существенные изменения семейного законодательства и учреждено государственное звание «Мать-героиня».

В 1945 году появился журнал «Советская женщина», формировавший имидж советской труженицы главным образом за рубежом. А через десять лет вновь разрешили аборты, что дало первые импульсы к изменению образа женщины, первая обязанность которой быть матерью. В печати стал формироваться новый морально-этический тип гражданки СССР, имеющей не только высокие профессиональные качества, но и богатый духовный мир.

В семейном законодательстве появились изменения, регламентирующие роль женщины в семье, предписывая обеспечение ей «необходимых социально-бытовых условий для сочетания счастливого материнства со все более активным и творческим участием в производственной и общественно-политической жизни». Стало активно пропагандироваться «свободное от материальных расчетов чувство взаимной любви, дружбы и уважения всех членов семьи».

Ну и Конституция СССР 1977 года официально закрепила роль женщины в обществе как «труженицы, матери, воспитательницы своих детей и домохозяйки». Основным приоритетом стало оказание помощи женщине и ее семье в быту. С этой целью в журналах появились рубрики по домоводству, рукоделию, воспитанию, психологии. Таким образом, женские журналы из общественно-политических постепенно перевоплощались в издания для женщины и семьи.

В годы «развитого социализма» появились новые идеологические тенденции, проявившиеся в противопоставлении образов порядочной и высоконравственной «советской» и аморальной «западной» женщины.

На страницах «Работницы» или «Крестьянки» публиковались советы косметологов по использованию при наведении красоты подручных домашних средств, что соответствовало задачам по экономии и идеалу естественности. К примеру, для мытья волос рекомендовалось использовать мыльные порошки для бритья «Негу» или «Волну», вместо бесцветной помады — вазелин, вместо крема для рук — глицерин.

Чтобы добавить цвета и блеска бровям и ресницам, специалисты советовали смачивать их растительным маслом. Для окраски волос — применять хну или басму, а также натуральный молотый кофе. Не менее важными признавались диета и правильный режим дня. Словом, на первый план вышла естественность как главная характеристика советской красоты, противопоставляемая «западной» искусственности.

Сегодня редко какая женщина осмелится подойти к стоящему коню, не говоря уже о том, чтобы остановить его на скаку. Но зато современная дама легко управится с целым табуном под капотом восьмицилиндрового монстра. Все больше успешных женщин можно наблюдать как в бизнесе, так и в политике.

Мужчина, подвиньтесь... наконец

Что касается политики, то участие в ней женщин воспринимается позитивно далеко не всеми. Женщина и власть или женщина во власти привлекает многих, но не всех. Еще достаточно много тех, кто убежден, что женщине лучше властвовать на кухне. Тем более в Казахстане, где все еще преобладают патриархальные взгляды.

Но ведь история помнит, как казашки возглавляли целые волости в казахской степи. В то же время, если взглянуть правде в глаза, можно привести в пример десятки, а то и сотни представительниц прекрасной половины, изменивших мир к лучшему.

Политика становится все более распространенной профессией и важным видом деятельности, вовлекающим все большее количество людей в свой круг независимо от половой принадлежности. Естественно, что женщины, выбирающие политическую деятельность, обладают соответствующими образованием, знаниями, амбициями, желанием реализовать свои возможности на сложнейшем политическом поприще.

Сегодня люди постепенно перестают удивляться тому, что женщины все чаще берут на себя лидерство и занимают ключевые посты во многих государствах, будь то Европа, Азия, Африка или Латинская Америка, что каких-то полвека назад никто и представить не мог. Мир не стоит на месте, и с каждым годом слабый пол все больше и больше доказывает свою способность брать на себя самую тяжелую и ответственную работу, каковой является державное руководство.

И, если говорить об этом, держа в уме нынешнюю международную обстановку, то женщины тут могут даже дать фору мужчинам, поскольку на подсознательном уровне в них преобладает больше дипломатии и стремления к сохранению домашнего очага, а значит, миру и стабильности.

Впрочем, демократические принципы, к которым мы стремимся, не предусматривают то, какой гендерной принадлежности должен быть руководитель государства. И этот вопрос, по идее, должен отпасть сам собой. Тенденция усиления роли женщин в политике вплоть до избрания их президентами и премьерами сейчас постепенно становится символом времени.

Несмотря на то, что в подавляющем большинстве стран у руля представить даму невозможно, тенденция давно и прочно наметилась. В европейских государствах выдвижение на первый пост женщины уже много лет не производит никакого фурора.

Ангела Меркель — пример карьерного политика, для которого пол не важен вообще. Это просто человек, который движется по служебной лестнице в своей партии. И то, что он при этом является мужчиной, женщиной, блондином или брюнетом, никакого отношения к его деятельности не имеет.

А в трех южноамериканских державах сегодня успешно противостоят экономическим пассатам и давлению Дяди Сэма обаятельные президенты — представительницы прекрасной половины: Дилма Русеф (Бразилия), Кристина де Киршнер (Аргентина), Мишель Бачелет (Чили, где женщина занимает первый пост в государстве уже во второй раз).

Впервые в истории руководит леди и в Южной Корее. К слову сказать, дочь третьего президента, известного диктаторскими замашками. У всех этих дам достаточно зрелости, авторитета и доверия избирателей, как и готовности прислушиваться к их голосам, что в принципе предопределило их восхождение на вершину политического олимпа их стран. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру