Общество и его отбросы

В Казахстане общий объем накопленного мусора составляет более 100 миллионов тонн

Более 90 процентов твердых бытовых отходов (ТБО) вывозится на специализированные полигоны для захоронения. По прогнозам экспертов, ежегодно объем мусора будет увеличиваться до восьми миллионов тонн. 

В Казахстане общий объем накопленного мусора составляет более 100 миллионов тонн

Выход один: переработка и утилизация

Экологи, как принято говорить в таких случаях, бьют тревогу, а чиновники придумывают все новые способы «очищения» страны.

Ежегодно на городские свалки в среднем вывозится 5-6 миллионов тонн мусора. И это не предел: с учетом прироста населения и повышения его благосостояния объемы отходов будут только расти. Сегодня на каждого казахстанца приходится две тысячи тонн отходов в год. Для сравнения, в Германии аналогичный показатель составляет 400 килограммов в год.

На многих отечественных полигонах уже сегодня нехватка места размещения ТБО. Классический путь удаления отходов «контейнер — мусоровоз — полигон — рекультивация» сегодня неэффективен и, кроме того, потенциально опасен, поскольку даже тщательно обработанная и засыпанная почвой свалка является источником «свалочного газа», стимулирующего парниковый эффект.

Самый простой, но отнюдь не дешевый, а в долгосрочной перспективе проигрышный вариант решения проблемы — строительство большого завода для сжигания мусора. С одной стороны, это остановит расширение полигонов, с другой — ухудшит экологическую ситуацию. Именно поэтому Казахстан в свое время отказался от этого пути, хотя предложения были. В частности, от предпринимателей Южной Кореи, которые были готовы построить такой завод, чтобы вырабатывать в дальнейшем энергию в Усть-Каменогорске.

Поэтому основным и очевидным выходом из сложившейся ситуации должна стать переработка мусора, что сегодня широко практикуется в мире. Из бытовых отходов производят стекло, бумагу, алюминий, асфальт, железо, ткани и различные виды пластика, а также биогаз, электрическое тепло и органические удобрения для сельского хозяйства. Это перспективное направление как с точки зрения экологической безопасности, так и экономической привлекательности — переработка в случае грамотной организации становится прибыльным бизнесом: оборот переработчиков в Германии составляет 4,5 миллиарда евро в год.

Но доля переработки ТБО в Казахстане слишком мала и составляет около трех процентов от общей массы. А в таких странах, как США и Франция, объем переработки бытовых отходов составляет 46 и 64 процента соответственно, а в таких небольших государствах, как Бельгия и Япония — 82 и 96 процентов. В Дании 98 процентов всех стеклянных отходов снова становятся стеклотарой. В Швейцарии 60 процентов батареек сдаются в пункты переработки, как и третья часть всех печатных изданий.

Даже трупы животных запрещается закапывать, их нужно сдавать за определенную плату. В США перерабатывают 75 процентов ненужной бумаги, при этом одна тонна переработанной макулатуры — это одно спасенное дерево. Американцы также лидируют и в переработке металлов, это позволяет сэкономить ресурсы, достаточные, чтобы осветить и обогреть 18 миллионов частных домов.

Кстати, в СССР утилизации придавалось большое значение. Были разработаны унифицированные бутылки для молока, прохладительных напитков, по всей стране существовали пункты сбора стеклотары. Для сбора макулатуры и металлолома привлекались пионеры и школьники. Был налажен жесткий учет драгметаллов, применяемых в промышленности, в частности, в электронике.

Как всегда: нужна господдержка

Однако сегодня во многих постсоветских странах эта практика забыта. В Казахстане в концепции по переходу к «зеленой» экономике есть конкретные цели по переработке отходов в размере 40 процентов к 2030 году. Появляется все больше компаний, занимающихся сбором и переработкой различных видов ТБО.

В частности, запущены два мусороперерабатывающих завода в Астане и Алматы. Правда, в южной столице он простаивает уже четыре года. На стадии реализации такие проекты в Шымкенте и Актау.

В Астане также функционирует завод по переработке шин. К слову, старые колеса являются ценным сырьем. Из одной тонны шин при переработке можно получить до 700 килограмм резины, 160 — металла, 170 — текстиля. При этом одну только резину, полученную в ходе переработки, можно использовать в производстве резинотехнических изделий, благоустройстве, дорожном строительстве.

Но, несмотря на то, что число предприятий, которые занимаются переработкой мусора, достигает 500, проблем в этой области предостаточно. Причина того, что данный бизнес никак не может у нас прижиться, по мнению экспертов, — отсутствие финансовой поддержки со стороны государства.

В других странах власти помогают переработчикам. В целях снижения себестоимости продукции с использованием отходов введены налоговые льготы. Для привлечения инвестиций в этот сектор создана система льготных кредитов, в том числе частично возмещаемых и безвозмездных в случае неудачных решений. В целях стимулирования спроса на вторичную продукцию в ряде стран накладываются ограничения на потребление непереработанных товаров, наращиваются масштабы использования системы городского и муниципальных заказов на продукцию из отходов.

В Казахстане же чиновники не работают в тандеме с переработчиками бытовых отходов, а без господдержки развитие здесь невозможно. В качестве примера: мусороперерабатывающий завод Алматы успешно работал до тех пор, пока не прекратилось финансирование со стороны акимата города. Да и столичный мусороперерабатывающий завод не раз испытывал финансовые трудности.

Международный опыт показывает, что реализуются разные схемы и меры поддержки государства в реализации проектов по переработке ТБО. Так, в Канаде государство поддерживает проект «Модернизации захоронения промышленных отходов, включая утилизацию метана и углекислого газа», в Ванкувере — гарантирует поставку сырья. В Корее, по проекту Dongdaemun Environmental Resources Center, где вырабатывается электроэнергия на биогазе с использованием ТБО, государство частично финансирует предприятие.

А в США ежегодно выделяется около 35 миллионов долларов на программу по экономному использованию населением ресурсов и уменьшению количества бытовых отходов.

Выходом же для нас может послужить передача управления и переработки ТБО частному предпринимателю с использованием схемы государственно-частного партнерства (ГЧП). Плюсы данной схемы заключаются в том, что частный предприниматель будет стараться перерабатывать и складировать отходы, а государство, в свою очередь, уменьшит сферу своих работ и минимизирует риски. Частник может использовать переработку ТБО для собственного заработка. Используя эту схему (строительство, эксплуатация и передача), бизнесмен может построить завод и управлять им в течение условленного периода времени.

Однако не только отсутствие стимулирующих мер со стороны государства и необходимой законодательной базы тормозит развитие «мусорного бизнеса». Одной из проблем является отсутствие рынков сбыта вторичного сырья. Предприятиям, выпускающим готовую продукцию, дешевле приобретать готовое первичное сырье китайского производства. Из этого можно сделать вывод, что сбор и сортировка ТБО пока весьма не прибыльный бизнес.

Мусор — дело всех и каждого

Судьба мусороперерабатывающего завода в Алматы является наглядным подтверждением того, что сначала необходимо отработать вопрос создания раздельного сбора коммунальных отходов среди населения, так как деление отходов на самих заводах приводит к значительному удорожанию переработки.

А для этого необходима соответствующая инфраструктура — пункты для сбора вторсырья и специальные раздельные контейнеры. Сегодня многие казахстанцы не производит сортировку мусора и выносят все в одном пакете. Но как заставить людей копаться в мусорном ведре, раскладывая по кучкам пластик, стекло, бумагу?

Многие считают: «Я за вывоз мусора деньги плачу, пусть они сами и разбираются». Конечно, можно читать лекции, что, к примеру, пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты, попадая в океан, убивают более одного миллиона морских обитателей в год, и для их полного разложения нужно 700 лет.

Увы, но на сознательность наших граждан пока рассчитывать не приходится. В Европе же достаточно было установить высокие штрафы, и педантичные европейцы начали тщательно сортировать свой мусор. Надо признать, что политика была довольно успешной.

В Швейцарии существует специальный отдел в полиции, который следит за оставленными отходами в неположенном месте без уплаты налога. На каждый мусорный кулек наклеивается марка, свидетельствующая об уплате налога. Выбросить пять килограмм мусора стоит 2-3 франка. В Японии и Великобритании ввели отказ в приеме несортированных отходов, а в Австралии разыгрываются призы за правильно рассортированный мусор. Бразилия платит за доставку мусора самим жителями, стимулируя развитие подобного бизнеса для малоимущих. В США работает «мусорная полиция», которая контролирует сортировку и нарушения в сборе.

А в Казахстане многие считают, что надо приучать не штрафными санкциями, а через экономическое стимулирование: приносите пластик, алюминий, бумагу и получаете взамен деньги. Но отечественные чиновники надеются на сознательность казахстанцев и уверены, что население само без «кнутов и пряников» придет к этому. Достаточно лишь создать условия. В Астане, к примеру, уже появились специальные мусоросборочные контейнеры для использованных ламп, и недавно стартовал пилотный проект по раздельному сбору твердых бытовых отходов в жилом фонде.

Планируется отдельный сбор бумаги, пластика и смешанных отходов. Возле 36 жилых домов и 17 КСК будут установлены контейнеры трех цветов (бумага — синий, пластик — желтый, смешанные отходы — зеленый цвет). В рамках реализации проекта планируется установить 108 таких контейнеров. Помимо этого, с 1 марта совместно с Программой развития ООН планируется реализовать пилотный проект по раздельному сбору электронных отходов. В рамках проекта на территории кондоминиумов (КСК) будут установлены специальные экобоксы 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру