Павильон Казахстана на ВДНХ в Москве забыт и заброшен

Хотя реставрационные работы должны были начать еще год назад

О павильоне Казахстана, что находится на территории знаменитой Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) в Москве, когда-то много говорили. И, главным образом, о том, что это одно из самых оригинальных и красивых зданий на территории этого комплекса. 

Хотя реставрационные работы должны были начать еще год назад

Фасад, достойный огромной страны

Отчего каждую поездку в столицу России я хотел совместить с посещением ВДНХ и лично убедиться в том, что говорят люди, хотя они и показывали фотографии еще с прошлого столетия.

И, так как бываешь в этом городе в основном по работе, то времени на себя по большому счету мало. Но в этот раз я твердо решил — надо найти. Тем более, что в этот раз жил неподалеку — ВДНХ буквально в шаге.

Посмотрел. Честно говоря — не в восторге. Особенно после того, как самые высокопоставленные люди говорили о том, что в ближайшее время его восстановят в облике 1954 года. То есть, когда здание имело купол и было исполнено в национальных архитектурных традициях. К сожалению, работы по восстановлению не начинались до сих пор — павильон за номером 11 до сих пор закрыт для посещения и находится под черным саркофагом. Хотя работать над ним должны были начать еще в первом квартале прошлого 2014 года.

Но обо всем по порядку.

ВДНХ входит в 50 крупнейших выставочных центров мира. И присутствие на его территории национального павильона Казахстана, как минимум, престижно. И в этом смысле ничего не изменилось с тех самых времен, когда комплекс начал свою работу еще в 1939 году, открыв 1 августа Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.

Вернуться необходимо, пожалуй, в историю. Вообще, павильон нашей республики пережил несколько реконструкций и переименований. Изначально, в 1937 году, он представлял собой шестиугольник, обнесенный галереей и увенчанный башней. Это, к слову, был проект архитектора Ф.П. Костенко. Однако в 1939-м его реконструировали, — отказались от башни в пользу купола.

К тому же добавили портал, а фасады украсили орнаментами в национальном стиле. В этот раз за проект отвечал зодчий И.Г. Безруков. Правда, через год его облик вновь изменили — ушли в сторону монументальности, центральную часть фасада «держала» двадцатипятиметровая стела с гербом Казахской ССР. А у подножия расположилась скульптура Джамбула Джабаева. К тому же в оформлении применили орнаментальную решетку, которая скрывала окна павильона, как сообщают документальные источники: «Напоминала узорные ковры национальных казахских мастеров».

[img=66954]

Но наступает 1954 год. Наш павильон опять не узнать. Вот как говорится о его новой форме в специальных материалах, посвященных ВДНХ: «В 1954 году на месте неотапливаемого деревянного сооружения открылся новый павильон Казахской Республики. Его спроектировали в 1949 году архитекторы мастерской Академпроекта И.М. Петров в соавторстве с И.В. Куприяновым и Т.К. Басеновым. Мастера использовали детали и мотивы национального зодчества Казахстана. Яркий силуэт павильона обогатил ансамбль выставки. Главный фасад строения теперь был решен в виде трехпролетной арки и являлся торжественным входом. Здание венчала своеобразная «корона» аркады, словно поддерживающая увенчанный шпилем прозрачный купол».

Скульптуру Джамбула Джабаева решено было оставить. Но рядом появилась еще одна фигура — Чаганака Берсиева, в то время знаменитого просовода. «Входную, несколько углубленную часть фасада, акцентировали столбы-колонны, увенчанные скульптурами рабочего-сталевара и колхозницы. На плоскостях главного и боковых фасадов восстановили оштукатуренные под камень барельефы прежнего павильона. В отделке активно применялась майолика, прекрасно сочетавшаяся с бронзовыми орнаментальными накладными элементами остекления арок и купола.

Несомненно, украшением нового павильона стали фонтаны, размещенные у боковых фасадов строения. Вводный зал, напоминающий небольшой дворик, был обнесен по периметру колоннадой, на которой покоился стеклянный купол с ярким орнаментальным рисунком. Декоративные светильники, панно и гобелены, примененные в оформлении зала, выполнили казахские мастера», — музыкально вещает тот же источник.

Экспозиции как свидетельства истории

Стоит ли говорить, что такая презентация нашей страны в столице великого в свое время государства была как минимум почетной? И каковы были эмоции каждого казахстанца, который стоял на лестнице перед подобным храмом? Комментариев здесь не нужно… Жаль только, что мы сегодня лишены возможности испытать подобное чувство гордости за свою страну. Ведь оно так важно, особенно в те моменты, когда ты находишься за многие тысячи километров от дома.

В 1959 году наш павильон за номером 11 опять переделали. Но в этот раз изменения коснулись в основном интерьера и экспозиции, теперь основная тема — цветная металлургия, нефтегазовая и угледобывающая промышленности. Павильон стал намного строже — многие декоративные элементы решено было убрать и похоронить под штукатуркой.

Так, к примеру, поступили в 1961 году. Далее, в 1963 году, Совмин СССР принимает решение изменить направленность выставки. Поэтому здесь, в павильоне, были представлены целые отрасли — машиностроение и металлургия. Вот тогда здание опять перестроили — его облик, как говорят эксперты, уже не соответствовал новому времени. Отчего было принято решение расширить площадь, а само здание облицевать черными плитами. Тем самым полностью скрыть предыдущее оформление.

Изменился и интерьер. «Из листов нержавеющей стали выполнили оформление центрального зала, посвященного разделу черной металлургии. На стенах появились панно профиля Ленина, карта СССР с основными металлургическими центрами страны, периодическая таблица Менделеева и большой экран с фотографиями образцов изделий черной металлургии», — указано в материалах, посвященных истории павильона № 11. Казахстан отодвинули. После этого мы возвращались в 1977 году. Но не надолго — на время празднования 60-летия советской власти.

Сегодня: сквозь грязное окно — невзрачная коробка

В таком «черном» виде, и это отображено на фотографиях, он дожил до сегодняшних дней. Признаться честно — почти никто из тех людей, которых я встретил на выставке, не знают, что эта невзрачная коробка некогда была одним из самых красивых павильонов на территории ВДНХ.

Как оказалось, не знают об этом и некоторые сотрудники выставочного комплекса. Что же касается меня — я не знал тоже. Поэтому искал павильон родного государства исключительно по фотографиям прошлого столетия. На это ушло примерно полтора часа. И искал бы еще долго, если бы не встретил дежурный патруль — они постоянно обходят всю территорию ВДНХ и, как оказалось, в курсе.

В общем, ребята и подсказали: иди по номерам — не ошибешься. Нашел. Что я увидел, вы уже знаете. Вдобавок ко всему, это было видно сквозь грязное окно, внутри лежали полуразрушенный «шанырак» и несколько «канатов» юрты. Можно так сказать — не очень добрый и ободряющий знак.

Есть сведения, что в 2011 году по распоряжению правительства Российской Федерации 11-й павильон был передан нашему государству. Срок аренды — 50 лет. Цена аренды, по информации из неофициальных источников, символическая — что-то вроде рубля в год.

Кстати, такое же предложение было сделано и Кыргызстану, Белоруссии и Украине. Эти страны согласились немедленно. А вот Казахстан, как выясняется — после некоторых раздумий. О павильоне Кыргызстана: у него все в порядке, он работает почти в полную силу. И, что самое главное — он стоит рядом с казахстанским, открыт и выглядит почти безупречно. Конечно же, я зашел, чтобы посмотреть.

А по соседству представлен братский Кыргызстан. И безупречно все работает

Там все, как полагается — есть места для переговоров, организована выставка — продажа национальных товаров и даже работает национальный ресторан. Признаться — я там оставил некоторую сумму денег. В общем, вышел из него сытым, но, так сказать, с легким чувством разочарования за своих.

У нашего государства были планы по реставрации павильона. Прикидывали даже ее стоимость. Сначала это было около восьми миллионов долларов США. Позже сумма возросла до 50 миллионов. Последний раз говорили, что поручат эту стройку национальной нефтедобывающей компании. Определились даже с проектом — хотели вернуть самый удачный и самый красивый со слов знатоков образ 1954 года. Да и вообще, все было, можно сказать, в порядке — о том, что выделят те самые 50 миллионов долларов, говорил даже Галым Оразбаков — Посол Казахстана в России. Было это еще в октябре 2012 года.

Да и работы хотели начать уже совсем скоро — в первом квартале 2014 года. И этот проект даже назвали делом государственной важности — ведь наш павильон должен был стать родным местом в большом городе для каждого казахстанца. К тому же он мог стать еще одним официальным представительством нашей республики — здесь могли проходить как бизнес-встречи, так и встречи на самом высоком государственном уровне. Не говоря уже о популяризации нашей уникальной и самобытной культуры. К примеру, в дни особых государственных праздников.

Но вот наступил первый квартал 2015 года. Павильон за номером 11 по-прежнему закрыт и забыт. И восстанавливать его, похоже, уже никто и не собирается — скорее всего, именно поэтому убрали специальный информационный щит (паспорт объекта), где сообщалось о планах реконструкции. К слову — даже когда он был, точную дату завершения работ не указывали. По всей видимости, предвидели непростую судьбу проекта. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру