Люди с башнями на головах

Современная молодежь — это проблема всех взрослых во все времена

Моя подруга по творчеству Лиля Калаус, редактор алматинского журнала «Книголюб», прислала мне по почте картинку, довольно давно кочующую по сети, — могучая африканская тетенька с книжной башней на голове. 

Современная молодежь — это проблема всех взрослых во все времена

Светлана Фельде

Шаткие конструкции, склонные к обрушению

Картинка аллегорическая. Но Лиля сделала к ней еще и комментарий: «А вот интересно: книги, которые мы прочли за всю свою жизнь, они ведь как должны на мозг давить? Все мы — люди с башнями на головах. У кого — Пизанская, у кого — Эйфелева, у кого — Останкинская, у кого — Вавилонская, у кого — темная, у кого — сторожевая, у кого — слоновой кости, у кого — эбенового дерева, у кого — танковая, а есть и такие носители, у кого уже натуральные башни-ретрансляторы из «Обитаемого острова» на темечках выросли. Но бывают и другие случаи. Когда вместо башни из книжек — бездонная воронка, утягивающая все, начиная с добрых побуждений и заканчивая собственно воздухом.

Так что лучше уж башни. Шаткие конструкции, склонные к обрушению, но зато живые. С носителями таких башен всегда найдется, о чем поговорить».

Мысль эта натолкнула меня на рассуждения — довольно субъективные, естественно — о современной молодежи Германии. Коими и хочу с вами поделиться.

Молодежью в Германии именуются люди до 35 лет. С тридцати шести начинается средний возраст. Так вот, эта самая молодежь читает мало. Но, тем не менее, читает. Вряд ли вам удастся поговорить с молодыми о классиках, на творчестве которых мы выросли, и тут речь не только о русской классике.

Но если вы не обошли вниманием современные триллеры о вампирах или чего-то в этом роде, то говорить с молодыми можно много и долго. Такую литературу молодые немцы любят. Но в основном они предпочитают развиваться в профессиональном направлении и литературу, имеющую отношение к выбранной ими специальности, читают много и охотно.

Итак, я попыталась набросать картинку среднюю статистическую, как говорится, что же такое молодой немец. И вот что у меня вышло.

Он никому не готов подчиняться вслепую. Неоперившиеся птенцы лет 18 даже очень взрослому человеку возражают по любому поводу и считают себя спецами во всех областях жизни. Уверенность в себе и доказывание «своего» — типичная черта.

Почти 50 процентов немецких студентов заявили (это результаты проведенного опроса), что уже знают, каких условий и какой зарплаты они потребуют от нанимателя через несколько лет. Почти 80 процентов будущего Германии хотят иметь на работе почти «пятизвездочные» комфорт и сервис. Каждому третьему нужен фитнес-центр в здании компании. И, конечно, за счет компании. Молодые хотят работать в больших городах с клубами, театрами, кафе и пивными.

Лично меня такие запросы не удивляют, ибо мы имеем дело с поколением, избалованном родителями «от» и «до». Это поколение пожинает плоды социальных завоеваний своих предков. Более того, многие хотят жить у родителей как можно дольше. Это и дешевле, и комфортнее, и без хлопот. Скажу честно, таких, как мой сын и его однокурсник, с которым они снимают студенческую квартиру на двоих и предпочитают ни от кого не зависеть, — единицы.

Немецкие кадровики уверены: новое поколение лениво, эгоистично, хочет больше денег, но меньше работы, больше свободы, но меньше ответственности и спрашивает прежде всего о возможности разумного баланса между работой и семейной жизнью.

«Ищу работодателя —доброго, покладистого, любящего природу»

Социологи придерживаются иного мнения. Они полагают, что молодежь просто не хочет трудиться по старинке, то есть от звонка и до звонка, или проявлять бесплатную инициативу, или делать то, что приказано. А не то, что нравится. Офис для них — платформа для общения. Они хотят живую и разнообразную работу. Кстати, а кто ее не хочет? Но молодые считают, что те, кто старше в силу консервативного воспитания, вполне могут жить так, как сейчас живут и работают, а вот им, молодым и продвинутым — это «по старинке» смерти подобно.

64 процента молодежи хотят сами решать, когда им приходить на работу. Если, конечно, работа эта связана с возможностью трудиться «отдаленно» — то есть через интернет, находясь дома, в кафе, парке, словом, где удобно и приятно. И на глаза шефу показываться не тогда, когда шеф этого хочет, а когда он, наемный работник, в настроении будет.

Должна тут заметить, что, предпочитая такой вариант, молодежь эта не возмущается, если клиенты, коллеги или начальство звонят им домой в нерабочее время. Чего не скажешь о консервативном старшем поколении. Тут все однозначно: я отработал свои часы и не беспокойте меня дома.

Самым образцовым местом работы молодые считают офис концерна Google в Гамбурге. Там царит неформальная атмосфера, похожая на клубную. Со свободным помещением, неограниченным доступом в интернет, спортзалом, кафе и очень высокой зарплатой. От сотрудников требуют не присутствия в офисе, а достижения определенных целей.

Жаль, конечно, что не вся молодежь страны может в этом концерне работать. А ей бы хотелось.

Представители молодого поколения Германии очень разборчивы в выборе рабочего места, они абсолютно уверены в том, что «старикам» без них не обойтись. Может, именно по причине этой уверенности, иногда граничащей с беспардонностью, компании Германии все чаще находят за рубежом страны более покладистую замену молодым немцам.

Местная молодая «элита» качает права в контексте того, что работодатель должен быть покладистым, послушным, хорошо платить, а студенты из Индии и Китая, например, имеют другие требования к шефу — тот обязан любить природу и заботиться об окружающей среде.

Кстати, о природе. В общем и целом я думаю, что все молодое поколение нынче, ну правда, очень «зеленое». Оно готово повсюду ставить солнечные батареи, экономно относиться к воде, электричеству, тщательно сортировать мусор, отдавать предпочтение маленьким автомобилям, а то и велосипедам.

76 процентов молодых всерьез озабочены изменением климата, видят в этом угрозу для человечества. Большинство молодых придерживаются умеренно левых взглядов, полностью доверяют полиции и судам, но совершенно не доверяют правительству. И, чаще, чем родители, участвуют в различных общественных движениях и начинаниях типа помощи беженцам, больным, старикам.

Должна заметить: родители молодых действительно занимаются такими вещами гораздо реже, но если занимаются, то бескорыстно. Чего не скажешь о детках. Мало кто из них согласен на альтруизм совершенно за «просто так». То есть этому альтруизму они открыты более «стариков», но не считают нужным и правильным делать это «за спасибо». Альтруизм, по их мнению, должен поощряться финансово.

Плоды смартфонной любви

Трудовые и личные успехи для молодых важны очень. Но при этом только половина «поколения Y» считает важными такие качества, как трудолюбие и честолюбие. Вторая половина ставит на первое место развлечения, радости жизни, социальные контакты, особенно общение с друзьями. Почти все считают необходимым соблюдать моральные нормы, сложившиеся в обществе, — ну и на том спасибо, детки.

76 процентов молодежи уверены — для счастливой жизни человеку просто необходима семья, хотя, увы, примерно половина завести ее не успевает. Только 69 процентов молодых хотят иметь детей. Остальные предпочитают собак, кошек, кроликов. 66 процентов из этих 69 твердят все время: дети — дорогое удовольствие. И создают много проблем в карьере. С этим трудно поспорить. Хорошо еще, что мы думали немного иначе и нарожали тех, кто сегодня уверен в том, что детки — это только бедки и неудобства.

О взглядах и жизненных установках подростков и детей говорить пока трудно. Это совершенно другое поколение, чем те, кому сегодня за двадцать. И каким оно станет — покажет время. Ясно лишь, что они с пеленок почти обручены с компьютером, он появляется у них сразу после выбрасывания в ящик первых детских игрушек. Как заметил преподаватель одной профшколы, подростки слово «вентиль» написать без ошибок не могут, но компьютерами и смартфонами пользуются виртуозно.

Я, например, впадаю в депрессию, когда слышу нечто типа: доступ в интернет — WAP, GPRS, EDGE, HSDPA, HSUPA, POP/SMTP-клиент, система A-GPS, интерфейсы: USB 2.0, WiFi b/g/n, Bluetooth 2.1 с EDR и так далее. А моему тринадцатилетнему двоюродному племяннику хоть бы что. Он этот язык понимает лучше, чем язык книг, которые стоят у меня на книжной полке.

Из-за постоянного сидения в социальных сетях подростки становятся все большими индивидуалистами, поскольку все меньше общаются друг с другом «живьем», без смартфона. Они совершенно не могут обходиться без словечек и сокращений, используемых в сети. Причем у русских детей это проявляется сильнее, ведь им приходится приспосабливать к своему русскому английские комптермины.

Короче, дичает подросток. Лично поэтому меня не удивила, но, естественно, потрясла недавно произошедшая в Германии трагедия. Встретились два подростка — мальчик и девочка, до сего момента общавшиеся только виртуально на предмет манга-комиксов. Оба — их поклонники.

Не сошлись в реальной жизни во взглядах на комиксы, и мальчик взял и убил девочку.

Наблюдая за подростками, помешанными на «виртуальной реальности», все время вспоминаю австралийский фильм 2000 года. Назывался он «Виртуальный кошмар». У Дэйла Хантера — замечательная жизнь, ему можно позавидовать: деньги, престижная работа, шикарная машина, блестящие перспективы. Но ему все время кажется, что все это слишком хорошо, чтобы быть правдой.

Что-то было не так в этой чудесной, лубочной картинке. Подсознательный страх не давал Хантеру покоя, и однажды он решил поделиться своими опасениями с близким другом. С этого момента начали происходить ужасные вещи… Хантеру предстояло узнать страшную правду о том, что его сказочная жизнь не больше, чем дешевый трюк компьютерной игры.

Лично я сильно надеюсь не дожить до такого кошмара. Да и внукам своим этого не желаю.

А что в результате лет через 30 станет с нынешними подростками — ну что ж, посмотрим. Выбора-то иного нет. Только наблюдать.

фото Талгата ГАЛИМОВА, Кельн — Алматы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру