Законы воды

Более 130 предложений внесли депутаты мажилиса парламента РК в законопроект по вопросам водоснабжения и водоотведения, но так и не пришли к общему знаменателю: кто, за что и сколько должен платить

Ольга Шишанова

В Казахстане, как и в других странах СНГ, услуги по водоснабжению и водоотведению оказываются одним предприятием - Водоканалом. В большинстве случаев это государственное предприятие на праве хозяйственного ведения.

Но в то же время деятельность государственных предприятий в сфере водоотведения никак не предусмотрена законом РК. Может, поэтому вопросы воды и водоснабжения всегда вызывали множество споров. До сих пор монополист в этом вопросе - Водоканал с одной стороны и потребители с другой не могут согласовать между собой ни тарифы, ни установку счетчиков, ни оплату, ни нормы потребления.

Теперь же парламентарии решили попробовать разобраться с границами раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности этой самой воды. По закону. Главным критерием здесь выступили доводы предприятий по водоснабжению и водоотведению республики, которые считают, что вода потребителями используется нерационально и, попадая в дома, попросту может уходить “налево”, то есть за нее не платят.

Выходом, по мнению монополиста, может стать установка общедомовых счетчиков - как воды, так и тепла. Кстати, в бюджете уже предусмотрено выделение на эти цели почти восьми миллиардов тенге, но только для многоквартирных домов, о частном секторе речь не идет. Счетчики будут установлены за счет потребителя, что вызвало возмущение парламентариев, хотя на это дается рассрочка в 15 лет, тем не менее водоснабжающие организации от ответственности в этом вопросе дипломатично отказались, одновременно настаивая на обязательной установке приборов коммерческого учета воды.

Конечно, никто не спорит, что воду можно и нужно беречь, ее потребление должно быть рациональным и бережливым, но почему-то в очередной раз предварительная подготовка ложится на плечи потребителей.

Вопрос затрагивает и нормы экологического законодательства. Например, до сих пор никто, по большому счету, не отвечает за сброс очищенных городских вод в искусственные сооружения - накопители. А значит, пруды-накопители, биологические пруды, поля фильтрации и испарительные площадки до сих пор не регулируются даже Экологическим кодексом РК.

То, что какая-то доля ответственности лежит на акимате, еще не говорит о том, что существует законопроект, который регулирует все эти нюансы. То есть существует запрет лишь на сброс канализационных отходов, а вот в отношении сточных вод, талой воды, снега и т.п. такого пункта в законодательстве нет.

И, наконец, третий момент, который давно требует своего решения в водоотведении, касается земельных участков. Дело в том, что многие земельные участки являются частной собственностью и получить к ним доступ для, скажем, выноса инженерных сетей водоотведения практически невозможно. Сложно это и технически. Правда, представители Водоканала пытаются уверить, что у них почти всегда получается договориться с хозяевами того или иного земельного участка.

Однако головная боль при переносе, который должен быть сделан согласно СНиПам РК, вряд ли позволяет сделать это так, как если бы вынос инженерных сетей для водоотведения происходил до того, как земельные участки были выделены в частную собственность.

Астана

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру