Легальный наркотик

Вместо иглы - стакан метадона, по такому пути пошли не только многие страны, но и некоторые казахстанские города. Их список с недавних пор пополнил Петропавловск

Алла Иванилова

В последние годы в Казахстане, находящемся на пути трафика наркотиков из Афганистана в страны Западной Европы и США, проблема наркомании стала сверхактуальной. Как известно, эта пагубная привычка порождает массу других заболеваний - СПИД, ВИЧ и гепатит. Мало кто из наркоманов преодолевает зависимость. В мире уже давно ломают голову - как помочь таким людям. Сегодня самый популярный метод - заместительная терапия метадоном (ЗТМ), которую используют с середины 1960 годов более чем в 80 странах мира. Лечение метадоном официально поддерживают такие международные организации, как ВОЗ, Управление ООН по наркотикам и преступности, Объединение ООН по ВИЧ/СПИДу.

Суть заместительной терапии в том, что участники программы - ВИЧ-инфицированные наркоманы - в наркодиспансере ежедневно получают дозу синтетического наркотика в виде сиропа - метадона. Это делается для того, чтобы они не кололись в подворотнях и никого не заражали. Единственное, что требуется от наркозависимых - не употреблять другие наркотики. Соблюдение этого пункта врачами регулярно проверяется.

Казахстанские врачи с 2008 года апробируют заместительную терапию метадоном. В марте 2011 года была получена лицензия на ввоз препарата. Основная страна-поставщик - Индия. Чтобы уменьшить расходы, планировалось наладить производство на отечественной фармацевтической компании “ХимФарм”.

Петропавловск - не первый город Казахстана, решивший апробировать новый метод лечения наркозависимости. Первыми “подопытными” стали два самых неблагополучных в плане наркотической зависимости и заболеваемости СПИДом города - Темиртау и Павлодар. Позже присоединились Семей и Усть-Каменогорск. По некоторым данным, следующим городом станет Алматы.

По словам наркологов, пациенты, которые находятся на заместительной терапии с начала 2008 года, имеют положительные результаты: многие обрели семью, работу, перестали думать о поиске очередной дозы. Некоторые и вовсе перестали употреблять наркотики.

Врачи признают - этот препарат не излечивает от наркотической зависимости на все 100 процентов. Но в то же время позволяет облегчить жизнь наркоманам, снизить преступность с их стороны, нелегальный оборот наркотиков и контролировать риски заражения такими заболеваниями, как ВИЧ/СПИД, гепатит В и С.

Однако в Казахстане немало противников такого лечения. Общественность и некоторые эксперты в этой отрасли не раз писали письма министру здравоохранения и президенту страны с просьбой отменить заместительную терапию метадоном, упрекая чиновников в том, что они фактически легализовали наркотики в стране. На протяжении шести лет, с момента запуска пилотного проекта, они твердят, что метадон - смертоносное изобретение ученых Третьего рейха, позже ставшее собственностью американцев, которое не лечит от наркомании, а наоборот, не дает никакой надежды на выздоровление. От него в короткие сроки развивается физическая зависимость и возникают тяжелые последствия - нарушение функций легких, удушье, резкие отеки, нарушение сна с ночными кошмарами. В Швеции, где 261 пациент проходил 9-летнюю метадоновую программу, 33 процента погибли. Первые эксперименты по излечению от наркомании подобным способом проводились в Голландии. И с крахом провалились. Выяснилось, что героиновые наркоманы используют метадон только по утрам, когда им надо хоть чем-то “подлечиться”. А “набравшись сил”, они снова кололи привычную для организма дрянь. Таким образом, “чудодейственный” эликсир не менял привычек, но давал стойкое привыкание. Кроме того, выяснилось, что метадон вызывает тяжелейшую 20-дневную ломку, практически не поддающуюся лечению, а потому нередко имеющую летальные исходы. Взвесив все “за” и “против”, в Голландии отказались от программы “метадоновой терапии” и вместо этого легализовали некоторые наркотики.

Исследования также показывают, что метадон стимулирует развитие ВИЧ-инфекции в клетках человеческого организма. Кроме того, один из побочных эффектов - неконтролируемые приливы агрессии, если наркотик не принять вовремя. Разработчики программы этого не скрывают, говоря, что при задержке поступления метадона в пункты раздачи даже на один день возможны “серьезные медицинские, социальные и даже политические осложнения”.

Казахстанские специалисты доказали крайне низкую эффективность программы: “Перевод наркозависмых с нелегального наркотика на медицинский препарат метадон не только не решает проблему, но также создает условия для развития более тяжелой формы метадоновой зависимости и утечки метадона на черный рынок”. В свое время председатель Комитета по борьбе с наркобизнесом МВД Анатолий Выборов отмечал: “С точки зрения противодействия наркомании и наркобизнесу это еще один вид наркотического средства, который рано или поздно все равно попадет в нелегальный оборот, будет изыматься и ставиться под контроль”. В мае этого года в Темиртау в наркологическом отделении полицейские выявили недостачу 1635 милиграммов метадона, который выдавался по программе заместительной терапии. По этому факту возбудили уголовное дело.

Некоторые противники программы считают, что подобная система “пришел - взял” сделает врачей пассивными. Им намного проще будет раздавать “наркотический паек”, чем организовывать курсовое лечение наркозависимых. По этому поводу также высказывался глава Комитета по борьбе с наркобизнесом МВД Анатолий Выборов: “Никому не придет в голову лечить стаканом добротного коньяка алкоголика, выдавая ему по утрам бесплатно этот коньяк. Это практически то же самое”.

Кроме того, независимые эксперты полагают - заместительная терапия, “подсаживая” на препарат все больше “клиентов”, помогает фармацевтическим компаниям неплохо зарабатывать на этом. Если первоначальное внедрение обходилось государству бесплатно, за счет организаторов (Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией) в качестве опробирования, то на сегодняшний день требуются немалые финансовые средства из госбюджета. Не все налогоплательщики согласны на столь затратное лечение тех, кто в большинстве случаев потерян для общества.

От использования метадона для лечения наркомании уже отказались Франция, Германия, Австрия, Швейцария и США. Категорически против этого проекта Россия и Туркменистан. Узбекистан через год свернул программу и в виде благотворительной помощи оставшийся метадон (969 флаконов) передал Казахстану.

Однако под давлением иностранных фондов, которые якобы грозят штрафными санк¬циями, заместительная терапия метадоном продолжается в нашей стране.

Справка "НП": ависимость от морфия в свое время решено было лечить кокаином. Одним из авторов идеи был Зигмунд Фрейд, который сам стал жертвой этого наркотика. В 1874 году британским химиком Олдером Райтом был опубликован отчет об экспериментах по созданию нового химического соединения на преобразовании морфина в диацетилморфин (позже его назовут героин). В 1898 году немецкий фармацевт Генрих Дрезер заново открыл это химическое соединение и заметил, что оно в 10 раз сильнее морфина. Тогда считалось, что он не вызывает зависимости и обладает хорошим эффектом, отчего героин стали использовать как обезболивающее. В 1944 году немцами был изобретен адольфин (препарат назван в честь Адольфа Гитлера), после войны его название изменили на метадон. Его применяли фронтовики в качестве обезболивающего. Вскоре метадон стали использовать как антипод опиатов - наркотиков, в основе которых лежит мак. Предполагалось, что его регулярное употребление способно переключить больного с более сильного и губительного для организма наркотика на этот препарат. Сейчас им лечат героиновую зависимость. Помимо того, что метадон значительно дешевле героина, его действие намного дольше, а именно: от 24 до 36 часов вместо 6, и еще - он не дает опьянения или кайфа (кроме тех случаев, когда вводится внутривенно).

Если следовать логике - какой препарат придумают еще, чтобы исцелять от метадоновой зависимости?

 

Астана 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру