Кто-то ищет применение своему мастерству в криминале. Кто-то, продолжая жить воспоминаниями о былой славе, спивается. Знаменитые казахстанские спорт-смены не остались в стороне.
Вадим Береговой
«Качки» превращаются в «быков»
Слияние спортивного и криминального миров началось в СССР в начале 80-х, когда бандитские группировки начали вербовать новых членов из числа боксеров, каратистов и культуристов. Вовлечению спортсменов в криминальную деятельность, как ни странно, способствовали дополнения к Уголовному кодексу в 1981 году, направленные против тренеров и инструкторов восточных единоборств. Многие из них тогда попали в места лишения свободы, где возникли и окрепли их связи с представителями преступного мира.
Спустя десять лет в народе уже прочно закрепился в сознании классический портрет бандита и рэкетира, обязательными атрибутами которого были короткая стрижка, бычья шея и груда мышц. Быть приобщенным к криминалу стало даже модно. Молодежь ринулась в атлетические залы, школы бокса и восточных единоборств с мечтой занять со временем почетное место в какой-нибудь «бригаде».
Криминальным структурам, постоянно воевавшим в то время друг с другом и несшим большие потери, был очень даже на руку приток молодых боевиков, особенно «качков», готовых «работать» за очень небольшие деньги и презрительно называемых «быками».
Как ни странно, особым спросом пользовались биатлонисты в силу «снайперских» особенностей этого вида спорта. Нетрудно понять, кем становились в криминальном мире эти мастера зимней стрельбы. Некоторые из них до сих пор находятся в розыске по обвинению в заказных убийствах, но есть и те, кто попался и сел на долгий срок.
Нередко спортивные секции контролировались преступными авторитетами, в крупных городах бывали случаи, когда они сами же их и создавали, воспитывая боевые «кадры» для своих банд.
«…Зарубил топором всю семью»
В Казахстане, как и в соседних странах, на тюремных нарах побывало немало бывших боксеров, каратистов, борцов и биатлонистов.
Очень большие проблемы, к примеру, были у гражданина Боуетдинова — бывшего чемпиона Средней Азии по самбо. Совершив в 80-х годах убийство в Узбекистане, он провел почти десять лет в местах лишения свободы. Освободившись в 2001 году, приехал в Казахстан погостить у друга детства. Прожив в его доме пару дней, Боуетдинов в пьяном угаре зарубил топором всю семью, состоявшую из шести человек. Полгода он числился в розыске, еще полгода длилось следствие. А в это время в родном Узбекистане его тоже давно искали: по подозрению в изнасиловании малолетней девочки.
Конечно, далеко не все бывшие спорт-смены уходят в криминал или спиваются. Многие добиваются немалых высот в других сферах, например, в бизнесе. Но и тут их нередко настигает злой рок.
В августе 2001 года несколькими выстрелами в упор среди белого дня был застрелен чемпион мира по армрестлингу Вячеслав Чиванин. Основной версией полиции сразу стало заказное убийство. По мнению оперативников управления по борьбе с организованной преступностью, Чиванин, выйдя из тюрьмы, где отбывал срок по пяти статьям УК, занялся легальным бизнесом только для вида. На самом же деле созданная им фирма, официально занимавшаяся прокатом водных мотоциклов в Арабских Эмиратах, полностью контролировала перегон автомобилей из этой страны.
По мнению полицейских, Чиванина убрали по заказу криминальных авторитетов, которых не устраивала такая постановка дела. Фоторобот убийцы был распространен во всех городах Казахстана, и личность его вскоре была установлена. Однако предполагаемый киллер (тоже бывший спортсмен) до сих пор находится в розыске. По некоторым сведениям, он скрылся на территории США и кто-то даже случайно видел его в городе Денвере, штат Колорадо.
В июле 2002 года в подъезде родного дома был застрелен экс-чемпион Казахстана по боксу Абдусалам Нурмаханов, работавший начальником участка управления временных стоянок и контролировавший временные автостоянки в нескольких районах Алматы. Здесь также разрабатывалась версия о заказном убийстве, и расследование этого преступления было поставлено на контроль МВД.
Но все оказалось гораздо проще. Когда сотрудники Южного регионального управления по борьбе с организованной преступностью вычислили и задержали убийц, выяснилось, что тех интересовали только деньги. Непосредственный убийца Владимир Конев, между прочим, мастер спорта по современному пятиборью, работал на автостоянке, контролируемой Нурмахановым, и видел, в какое время тот собирает выручку. Вооружившись обрезом охотничьего ружья и взяв для подстраховки еще двоих, он устроил в подъезде засаду. Добыча преступников составила 200 тысяч тенге, хотя, по словам убийцы, рассчитывали они на 50 тысяч долларов. Кроме того, было доказано ими совершение еще четырех разбойных нападений.
Совершенно непредсказуемая смерть настигла еще одного известного казахстанского спортсмена, при жизни заведующего кафедрой единоборств Костанайского Государственного университета Александра Мирошниченко. Причинами смерти стали черепно-мозговая травма и множественные переломы, полученные в результате падения с высоты.
По данному факту было возбуждено уголовное дело, назначено множество экспертиз, проведен следственный эксперимент. Прочесав прилегающую территорию и опросив свидетелей, которые утверждают, что Мирошниченко любил курить, сидя на перилах, единственное, что они слышали, — это звук упавшего тела, и никого чужого в подъезде в это время не было. Полицейские придерживались версии о несчастном случае. Хотя выдвигались и другие предположения...
Мирошниченко стал как минимум третьим именитым казахстанским спортсменом, погибшим по воле судьбы за последние одиннадцать лет. Первым же в этом скорбном списке стоит чемпион Олимпийских игр в Сиднее казахстанский боксер Бекзат Саттарханов. За 40 минут до встречи нового 2000 года он погиб в автомобильной катастрофе на трассе Туркестан — Шымкент. Саттарханов был первым человеком, получившим орден «Барыс», учрежденный в Казахстане за выдающиеся достижения в области науки, культуры и спорта.
12 марта 2003 года в результате несчастного случая погиб известный казахстанский велосипедист Андрей Кивилев. 29-летний гонщик, выступавший за французскую команду «Конфидис», попал в «завал» за 40 километров до финиша между городами Ла-Клайетт и Сент-Этьен. В коматозном состоянии он был доставлен в госпиталь, где и скончался. После его смерти велогонщики всех стран мира надевают перед гонками шлемы в обязательном порядке.
Там, за финишной чертой
Оставим в стороне случайности и даже неизбежности, вызванные опасной специ-фикой отдельных видов спорта. Зададимся вопросом: что же заставляет бывших спорт-сменов нередко пускаться во все тяжкие, когда, казалось бы, в этом нет необходимости? Почему, например, покинув спорт, они не могут найти себя в этой жизни?
Сложившуюся ситуацию на собственном жизненном опыте комментирует ветеран казахстанского футбола, отдавший спорту 12 лет своей жизни и игравший в таких командах, как «Динамо», «Кайрат» и московский «Локомотив», Борис Каретников:
— Условия спорта зачастую способствуют тому, что человек живет жизнью, несколько отличной от жизни большинства людей. Футбол всегда был профессиональным видом спорта, где предусмотрены штатное расписание, зарплата и определенные льготы. Ни в одном другом виде спорта в прежнее время подобного не было. Боксеры и борцы занимались по собственному желанию, не получая за это денег и льгот. Но для того, чтобы заниматься такими видами спорта, нужно иметь и соответствующий характер — ведь бить по ногам, как это делали мы, совсем не то же самое, что бить по носу. Может быть, потом они и могли перейти в криминал. Из футбола же, насколько я знаю, в криминал никто не уходил, но многие, закончив играть, не могли приспособиться к жизни, спивались и гибли.
Типичная история: человек пришел в профессиональный футбол в 16-17 лет. У него нет никакой специальности и образования, но ему нравится играть, он делает большие успехи, получает за это деньги, он уже почувствовал вкус славы. Его кормят, одевают, возят по всему миру. Его принимают у себя высшие государственные чины. Человек начинает считать себя особенным, и ему кажется, что это будет длиться вечно.
— Но проходит время, — продолжает Б. Каретников, — возраст берет свое и человеку нужно приспосабливаться к другой жизни с новыми требованиями, то есть практически начинать все сначала. Возникают трудности с деньгами, сказываются старые травмы. Хорошо, если есть семья или люди, способные его поддержать в это время. А если их нет? Чтобы хоть как-то облегчить себе жизнь, человек начинает искать утешение в спиртном, и это становится началом конца. Мне повезло в том, что до того, как прийти в профессиональный футбол, я окончил железнодорожный техникум и успел поработать машинистом. Затем окончил физкультурный институт, хотя учиться было очень трудно. Нашим тренерам было неважно, что нужно сдавать экзамен — главное, чтобы игра была на уровне. Вместе со мной в институте обучались еще несколько ребят из нашей команды, и нам постоянно приходилось разрываться между учебой и спортом. Но мы все выдержали. Я нашел себя в этой жизни в то время, когда многие из моих коллег скатились по наклонной плоскости. В спорте, как, впрочем, и везде, все зависит от самого человека.
Ныне, по словам опытных полицейских, проводить параллели между спортсменами, занимающимися единоборствами и криминалом, нельзя. Преступные войны в прошлом, практически исчезло такое понятие, как рэкет. Очень многие преступники поняли, что сегодня в криминале накачанные мышцы или крепкие кулаки без вариантов проигрывают умной голове…
фото Талгата Галимова.